Альберт Тогоев: «Все началось с того, что мы решили каждый день жить полноценно»

qdH_MWM5WW4

Двадцатипятилетний Альберт Тогоев – не всемирно известная знаменитость. У него не берут автографы, но смотрят с уважением. Будучи сторожем в строящемся Национальном музее, он создал вместе с единомышленниками настоящее арт-пространство. Творческая лаборатория «Портал» стала своеобразным переходом в другое измерение. В мир, в котором молодыми людьми движет мечта. Примечательно, что это не тлеющее пламя любви к своему делу заложил в Альберта его наставник — ушедший из этой жизни мастер по изготовлению утраченных осетинских струнных инструментов Сослан Моураов.  И, кажется, что и сам Сослан был человеком из другого измерения, потому что сумел заразить своей энергией на десятилетия вперед людей вокруг себя.

Сегодня в «Портал» приходят туристы, чтобы посмотреть в нашем городе на что-то необычное. Стиль этого места  стал совершенно узнаваемым – оригинальное и качественное совмещение современной жизни и этичности. Примечательно, что для Альберта не существует никаких препятствий, он просто берет и делает. Как говорит Альберт, надо «замутить». Он рассказал, почему считает важным развивать творческие индустрии в республике и что делает людей счастливыми.

У тебя изначально был план устроиться в строящийся Национальный музей, и постепенно создать молодежное творческое пространство или это получилось спонтанно?

─  Спонтанно получилось. Мы пришли сюда на строительную практику еще в институте. Устроились в охрану. Удобно было учиться и работать по ночам. Потом мы решили, что можем уже делать какие-то строительные вещи. Договорились с прорабами. Сделали в два звена вот этот каркас.

Почему ты здесь остался, а не нашел какую-то другую работу?

-b6sJS3YPWg─ Почему я здесь? Из-за Сослана Моураова. У него на территории стройки была мастерская по изготовлению национальных музыкальных инструментов. Это меня заворожило. Я заболел этим. Он был как много много книг в одном человеке. У него была туча знаний. Способности к химии, физике, литературе, поэзии. Он во многом был осведомлен и преуспевал.

И потом здесь молодые люди собирались, которые впоследствии организовали ансамбль «Къона». Ребята самоотверженно, можно сказать, восстанавливали древнюю аутентичную культуру осетин, которая на тот момент была давным-давно забыта. Они сделали подвиг. Восстанавливали сказания, музыкальную культуру, и все это происходило вокруг костра. Для меня это прямо сакральный момент.

Вот так я и задержался до этого времени. Потом, когда у Сослана забрали мастерскую, мы как-то с ребятами решили «замутить» здесь арт-пространство. Но все по-любому с Сослана началось. Все началось с того, что мы решили каждый день жить полноценно так, как хотим. Хотим сегодня рисовать, рисуем. Хотим петь, поем. В день у тебя десять качественных желаний и ты должен их исполнить, чтобы удовлетворить свои потребности. Когда у тебя маленькое достижение, ты еще больше хочешь, иначе удовлетворения нет. Так появились огромные рисунки, большие мероприятия. Проекты масштаб получили только из-за того, что мы по одному кирпичу клали.

Каким главным вещам тебя научил Сослан Моураов?

─ Сослан был человеком дела. Он последние 5 лет проработал без копейки, что-то ему попадало, он сразу их в дело запускал. Только поэтому его деятельность и сейчас живет. Надо делать максимально быстро и максимально эффективно, потому что мало времени – вот это он объяснял и это однозначно. Друг друга надо уважать. Младших надо уважать. Я не говорю, что их лелеять надо, но время уделять нужно.

-ay0dVZlpicА ты чувствуешь, что мало времени для реализации каких-то проектов?

─ Да, я чувствую, что мало времени. Надо торопиться. Во-первых, себя организовать – это самое главное. Люди, которые придумывают себе причины – нет того, этого, это нельзя – это все ерунда. Если хочется делать, надо делать. Надо «замутить». Если ты прав, любому человеку нужно объяснить, что ты делаешь какую-то штуку и она действительно важная.

А с чего начинаются важные вещи?

─ Я думаю, важные вещи начинаются с чего-то мелкого, кирпичики сделать надо.

Какие на сегодняшний день ты можешь назвать достижения «Портала»?

─ Я горжусь тем, что сделала команда – это ярмарка мастеров Hikond, на которой было порядка 50 участников, 5000 посетителей на площадке. Все прошло без единого казуса. Мне кажется, это круто для Владикавказа. Фестиваль стрит-арта — это самый новый способ облагородить наш город и сделать его интересным для туризма. Вот это два больших достижения.

Очень мало людей, которые не поняли бы, что мы тут делали. Каждый человек с огромным желанием хочет помочь каким-то образом. Кто приходит подмести, дрова наколоть или сделать какую-то штуку интересную. Кто приходит мероприятие какое-то провести, приносит какую-то вещь, оборудование или еще что-нибудь.  И видно, что на самом деле Владикавказ очень коммуникабельный. И коммуникабельность дошла до такого уровня, что мы только о чем-то подумаем, у нас это появляется. Вот это, мне кажется, достижение.

На твой взгляд, для чего нашей республике нужны творческие индустрии?

─ Хотя бы для того, чтобы люди, которые выпускаются сотнями из факультетов искусств, колледжа искусств, находили себе применение. Хотя бы отдушину, не великий заработок. И не ходили по городу с обиженными лицами, чтобы было у них удовлетворение, а их искусство кто-то видел. Владикавказ – это культурная столица. Мы всегда шагаем впереди. И «Портал» — очередной достойный шаг людей искусства в нашем городе. Я себя не считаю таковым, потому что я — строитель. У меня больше получается организовывать, чем делать искусство.

nGQWJ4q-zbsТы выступал в «Къона». Что случилось с этим самобытным ансамблем?

Этот ансамбль существует, но он в замороженном состоянии. Я не знаю, кто такие вещи допускает, кто должен сделать так, чтобы такого не случалось. По мне такой талантливый человек в аутентичной культуре, сделавший огромный вклад, как Таму Березты, не должен работать на стройке. Это «стрёмно» не для него. Он зарабатывает на хлеб. Но «стрёмно» для людей, которые отвечают за искусство, молодежь, должны работать на общее благо, а не тратить свое время напрасно. Он приходит домой, ему уже не до музыки бывает, ложится спать.

А почему проект «Къона» заморожен? Кто его должен поддержать?

─ Человек, который делает искусство, не должен искать себе площадки, где выступить. Он не должен думать о том, где ему взять деньги, если он делает свое дело качественно. В этом я вижу большую проблему. Нет организаторов вообще.

А как ты думаешь, разве «Портал» не может столкнуться с такой же ситуацией? Люди приходят сюда, занимаются творчеством, а денег на жизнь у них нет.

Да, может быть такая ситуация. Но дело в том, что мы «мутируем» с такой скоростью, что любая проблема, с которой мы сталкиваемся, решается недели за две.

Открыть кинотеатр за пять дней не стоит вообще ничего. Люди по несколько месяцев тратят, чтобы открыть кинотеатр, а мы каждые полгода делаем его в новом месте.

Скорость, с которой эти проекты можно реализовывать, по крайней мере меня, впечатляет. Я поражаюсь с системы, которая работает так качественно. Систему, которую заложил Сослан.
Ты говорил, что вы решили каждый день жить важной жизнью. У тебя получается?

─ Да. У меня аж перенасыщенность жесткая. Живу каждый день так, как хочу.

У тебя не накопилась усталость? Не было такого — все брошу, пойду в офис работать?

─ А что бросать? Хотели работать в офисе, «замутили» себе офис. Хочешь работать на стройке, иди на стройку. Хочешь работать в кино, иди в кино. Хочешь работать в баре, работай в баре. Туча профессий вокруг тебя. Бери и делай.

7iW6Vx5fjLEМногие говорят, что у нас в республике большой творческий нераскрытый потенциал. Но ведь так могут сказать жители любой республики. По твоим ощущениям, это действительно так или это просто слова?

─ Как это могут быт слова?! Тут каждый вечер пианино чуть ли не загорается оттого, что ребята исполняют на достаточно высоком уровне такие штуки, что мне и не снилось. Ты сидишь и думаешь, что уже, наверное, всех послушал в городе. Нет больше таких музыкантов в городе! И приходит опять новый человек и «мутит» какую-то штуку, и опять у тебя глаза на лоб. Вот уже больше года не было такого, чтобы мне что-то заелось.

Сейчас говорят, что осетинское общество утрачивает традиционные ценности. А какие ценности, на твой взгляд, утратила молодежь?

─ Скромность утрачивает. Бывает скромный человек, но с чувством юмора и  это очень круто воспринимается. А когда человек не скромен и «юморит», это вульгарно смотрится. Сейчас молодежь выглядит вульгарно.

А зачем молодежи скромность нужна?

─ Скромность – это агъдау, какие-то рамки, позволяющие свои звериные инстинкты обуздать и быть более интеллигентным.

Есть такие люди, помимо Сослана Моураова, которые вдохновляют тебя, за которыми ты хотел бы идти и даже быть похожим на них?

─ Да, туча таких людей. Каждый, кто сюда ходит, если мне его качество близко, я попытаюсь его примерить на себя. В чем-то я хочу быть похожим на них — Темболат Гугкаев, Аркадий Хадзарагов, Артур Бизиков. Сармат тот же. Ничего не значит, что он младше меня. В каких-то вещах я хочу его подход, навыки перехватить, потому что у человека качество есть. Почему бы не перенять это себе?

Что делает человека счастливым?

─ У каждого у нас есть лимит энергии. Если ты ее освоил, лег спать и заснул сразу оттого, что устал, делав дело, то это и делает человека счастливым.

Скажи, пожалуйста, а что сейчас нужно «Порталу» чтобы дальше развиваться так, как хотелось бы?

─ Нам нужно 20 морских контейнеров, не скажу зачем.

И все?

─ Да.

_M4WxqoPgRM

СТАТЬИ

19 марта 1999 года во Владикавказе (Северная Осетия — Алания) на Центральном рынке прогремел мощный […]

12.03.2024

Торговая сеть запустила новую акцию

26.11.2023

Все, что вы хотели знать о мерах соцподдержки мам

16.11.2023

Торговая сеть запустила предновогоднюю акцию

17.10.2023

Нового министра ВД по Северной Осетии Демьяна Лаптева представили личному составу ведомства

16.10.2023

Во Владикавказе проведут рейд по незаконным нестационарным торговым объектам

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: