Андрей Понкратов: Я точно не космополит

Многих людей он вдохновляет на дальние и долгие путешествия. Глядя на него трудно поверить, а проверить и вовсе, что он обладает врожденной стеснительностью, с которой постоянно борется. Он говорит, что идет к миру с открытым сердцем и душой. Автор и ведущий «Человека мира» — одной из самых популярных передач о путешествиях на канале «Моя планета». Все, что вышло за грани телепрограммы, нашло свое отражение в его персональном блоге, в том числе и примечательная национальная музыка с различных континентов. Итак, человек мира, рассказывающий о мечте каждого из нас, и о том, что происходит вокруг нас – Андрей Понкратов.

─ Кто такой человек мира в вашем понимании? Космополит и человек мира – это одно и то же?

─ Я и сам не могу понять, кто я, и зачем я. И такой ли я человек мира, каким хочу выглядеть? Да и хочу ли? Скорее всего, космополит и человек мира — это не одно и то же. Хотя смыслы понятий могут временами совпадать. Надо рассматривать каждый конкретный случай космополита и человека мира. Я точно не космополит.

Как вы думаете, что мешает большинству людей путешествовать?

─ Большинству мешает ограниченность в средствах, скорее всего. Не у всех есть деньги на поездки. Хотя, с другой стороны, если брать малообеспеченных граждан, то у них вряд ли есть потребность в путешествиях. Поэтому, давайте рассматривать другую категорию людей. У них есть деньги, но они почему-то не хотят покидать пределы своего обиталища. Почему они не хотят? Думаю, потому что кто-то сидит у них в голове и говорит: «А чего ты там не видел?». Это же надо столько предпринять шагов, чтоб взять и поехать. Лень — вот и ответ. А кому-то это действительно не нужно.

─ У вас есть секрет правильного путешествия, с которым вы хотели бы поделиться?

─ Любое путешествие будет правильным. Куда бы вы ни поехали. Только в горячие точки ехать не надо. Это будет неправильное путешествие.

─ Для вас поездка – это работа или нечто большее? Путешествуете ли вы без камеры?

─ Мне кажется, что путешествие — вещь интимная, про неё не кричат на всю страну. Путешествие — это когда ты один на один с людьми, со страной, с трудностями, а иногда и с опасностями. На телевидении всё рассчитано, продумано, оплачено, заказано, договорено и обговорено, никакой интимности нет и в помине. Я за границей не один. Фактор внезапности, неожиданности сведён к минимуму. Но иначе нельзя. Иначе не было бы телевидения. Вот такая правда жизни. Поездка — в первую очередь работа. Без камеры — только с семьёй. Но это сложно назвать путешествием. Однако же для моих домашних любая поездка, пусть даже на отдых, путешествие и приключение. Для меня — нет.

─ Вы говорите, если хочется что-то изменить, скажите себе и окружающим: «Я так больше не могу, я не хочу сидеть в офисе; я ненавижу то, что я делаю; я хочу что-то изменить». А вам что хочется изменить больше всего?

─ Сейчас не хочу ничего менять. Пусть меняется жизнь вокруг. Я посмотрю.

Есть ли какие-то общие проблемы местечкового и глобального характера, наблюдаемые в различных странах, которые вам хотелось бы убрать с планеты?

─ Всё нам посылается с какой-то целью. Вот, кто посылает, тот пусть и убирает, если сочтёт нужным. Конечно, мне хотелось бы что-то убрать, подправить: всех накормить, утешить, зарплату всем заплатить, курс валют стабилизировать, санкции отменить, пармезан вернуть и дешёвые кредиты; развести воюющие стороны, сирот пристроить в семьи; старикам обеспечить старость, чтоб они не на грядках сидели, а путешествовали, как японские старички; инвалидам жизнь полегче надо сделать и всё такое. Тут,  что не скажи, будет слишком высокопарно, кроме курса валют, дешёвых кредитов и пармезана.

─ Как происходит процесс написания сценариев ваших путешествий, подготовка, всегда ли удается реализовать все задуманное?

─ Пока я занят написанием нового текста для режиссёра монтажа, редактор ищет интересных людей и места в следующей стране. Мы их согласовываем с принимающей стороной и руководством каналов. Пока режиссёр монтажа монтирует фильм, я пишу сценарий про новую страну. Все его читают, мы вносим поправки, потому что жизнь не стоит на месте. И потом этот сценарий мы едем, так сказать, «окартинивать». Реализовать удаётся не всё. Потому что, опять-таки, жизнь не стоит на месте. Из Словении мне сейчас передали, что одна из наших героинь может присоединиться к нам только с 16:оо. А темнеет нынче рано. То есть на съёмку с ней у нас остаётся пара часов. Мало. Или вот мэр одного словенского города может нам выделить только час времени — тоже мало. Нам бы хотелось его «поэксплуатировать» подольше. Он там у них темнокожий выходец из Ганы. Это в славянской-то стране!

─ Легко ли быть путешествующим журналистом? У вас были когда-нибудь разочарования по поводу вашего выбора?

─ Есть свои трудности. Но приятных моментов, я верю, больше. Никогда такого не было. То, чем я занимаюсь — самое интересное в жизни дело. Я в это верить тоже не переставал. И ни одно другое занятие, ни одна другая профессия пока этого оспорить не смогли.

─ О вас достаточно много положительных отзывов от людей, которые смотрят ваши передачи. В чем особенность вашего мастерства, как вам удается писать небанально? 

─ Небанальный вопрос. Он требует небанального ответа. А его нет. Отвечу банально — не знаю. Хочется быть интересным, чтоб интересно было смотреть, слушать. Хочется вас чем-то заинтересовать, чтоб вы что-то запомнили, чтоб родились какие-то ассоциации, параллели, чувства, наконец. Чтоб самим захотелось поехать и посмотреть, не вру ли я. А ведь я врун ещё тот. Нет-нет, конечно, я никогда не вру.

─ Вне зависимости от страны и континента, национальности и расы люди в основном счастливые или нет?

─ Мне попадаются всегда именно такие — «в основном счастливые». Не знаю, насколько уж они счастливы или просто делают вид. В целом, это люди состоявшиеся, на своих местах, чужого места они не занимают. И такой круг общения обусловлен нашей работой. Нам ведь нужны люди, которые могут достаточно чётко и ясно рассказать про то, что нас интересует. Естественно, мы отправляемся за помощью к специалистам, людям сформировавшимся, зрелым, достигшим каких-то результатов в своём деле.

─ Предположим, вам нужно представить Россию жителю другого государства, как вы можете охарактеризовать нашу страну в двух словах?

─ В двух не получится. Могу в четырёх. «Умом Россию не понять».

─ Насколько мне известно, вы бывали на Кавказе, что вы можете сказать о нашем регионе, о людях, что вас удивило?

─ В Северной Осетии не был. Был несколько раз в Чечне, Дагестане. В этом году собираемся в Ингушетию. Душевность удивила. Я там среди своих. Мы понимаем друг друга, и нам дороги одинаковые вещи.

Вам всегда удается сохранить открытым сердце и душу для познания мира?

─ Всегда. По-другому нельзя. По-другому — будет неправдой.

─ Вы все еще придерживаетесь вегетарианской культуры питания?

─ Уже нет. Я и раньше был не совсем правильным вегетарианцем: ел яйца, рыбу и морепродукты. Сейчас решил сделать перерыв на мясо. Хочу посмотреть, как это отразится на здоровье. От мяса отказался по той же причине, по которой отказался от курения в своё время. Организму надоело. Хотелось лёгкости. Возможно, я вернусь в ряды вегетарианцев, а, возможно, я для них утерян навсегда. Не знаю. Кто-то сказал: «Важно не то, что входит в уста, а то, что из них выходит». Это точно.

─ Вы пишите в своем блоге, что стараетесь привозить редкую, талантливую национальную музыку и хотели бы, чтобы она стала достоянием миллионов слушателей. А какая национальная  музыка близка вам больше всего?

─ Я слушаю всё подряд. Сейчас Терезу Тенг (прим.: одна из самых популярных азиатских поп-певиц в период 1967—1995 годов). Дослушиваю 4 диск. Очень мне её голос нравится и песни, хоть ничего и не понимаю. Особенно японские. Обязательно её выложу. По-моему, её ещё нет в блоге.

─ Вам когда-нибудь хотелось уехать из России и жить в другой стране?

─ Может, когда-то и залетала в голову такая мысль, но она там не задерживалась. Мне здесь нравится. Я здесь родился, здесь хочу жить и умереть. Нам чужих родин не надо. Но и свою мы не отдадим.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ

Надоело платить за то, чего нет, и никто не знает, когда настанет обещанное, светлое безмусорное будущее

Почему дело Цкаева переносили 22 раза?

Как кинуть бюджет на 12 миллионов, чтобы тебе ничего не было

Тревожная статистика — лишь 5,5% опрошенных доверяют депутатам Владикавказа

ПРО историко-культурные беды Владикавказа

В почве Северной Осетии накопились критически опасные концентрации вредных веществ

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: