«Белая гора», Пик Христа или просто Казбек

Высоко над семьею гор,

Казбек, твой царственный шатер

Сияет вечными лучами,

Твой монастырь за облаками,

Как в небе реющий ковчег

Парит, чуть видный, над горами… 

                                           А. С. Пушкин.1

foto-1

П. Логинова Казбек 1974г

 «Вдруг за крутым поворотом справа открывается ущелье, и нашему взору, совсем близко, предстает Казбек с его сверкающими на солнце ледниками. Он поражает нас своей мощью – высокий, грозный, безмолвный. Нас пронизывает неповторимое щемящее чувство: Казбек, словно существо из другого мира, стоит в окружении присягнувших ему на верность гор и смотрит на нас. Я неловко спускаюсь с коляски, обхожу ее сзади и, крепко держась за нее, смотрю на Казбек. У меня кружится голова, меня словно срывает с места, поднимает на дорогой, и я оказываюсь лицом к лицу с Богом»2, — так описывал свою встречу с Казбеком лауреат нобелевской премии по литературе за 1920 год норвежец Кнут Гамсун.

И он был прав! Поскольку это самая прекрасная панорама на Военно-Грузинской дороге. Человека, впервые увидевшего ее, она поражает, подавляет, вдохновляет. Вид этот самый растиражированный в искусстве и литературе.

Н. Чернецов 1829 г

Н. Чернецов 1829 г

Пожалуй, самое раннее из сохранившихся изображений этого дивного места.

Э. Геккель 1887 г

Э. Геккель 1887 г

Эрнст Геккель — немецкий естествоиспытатель и философ. Автор терминов питекантроп, филогенез, онтогенез и экология. Основоположник науки «Экология». Вероятно, не без влияния своего ученика и ассистента Н. Н. Миклухо-Маклая совершил путешествие в Россию, проехав по маршруту: Санкт-Петербург – Москва – Ростов – Владикавказ – Тифлис – Кутаис – Батум – Ялта – Севастополь – Одесса – Киев. Будучи великолепным художником, он отразил свои впечатления об этом путешествии в серии акварелей.

И. Занковский 1880-е годы

И. Занковский 1880-е годы

Эта акварель Ильи Николаевича Занковского хранится в художественном музее им. М. Туганова.

В. Верещагин Гора Казбек 1897-1898 г

В. Верещагин Гора Казбек 1897-1898 г

Холст, масло. 287 x 196. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.

У осетин она носит название — Урсхох (Уршхох) — дословно означает «белая гора». Другое название — Чырыстийы цъупп — «пик Христа». Грузинское название — Мкинварцвери — переводится как «гора с ледовой вершиной». Ингушское название этой горы — Бешлам — корт (Беш лоам — «тающая гора»). Кабардинское название — Къазбэч (в народе также известно как «Бралыч» и «Iуашъхьэмахуэ цIыкIу» — «Малый Эльбрус»).

История появления названия Казбек в русских источниках, как выясняется, фиксируется между 1780-1804 гг. И если возраст Кавказских гор исчисляется сотнями миллионов лет, названиям Кавказ, Терек, Дарьял — тысячи лет, то географическое название горы Казбек в историческом плане совсем младенческое, едва перешагнувшее за два века.

«В селенiи Степан-цминда жилъ при грузинскихъ царяхъ моуравъ, носившiй фамильное имя Казибека или Казбека. Всѣ проходившiе и проѣзжавшiе чрезъ ущелье имѣли дѣло с Казбекомъ, на обязанности котораго лежало оказанiе содѣйствiя и помощи путешествующимъ. Вслѣдствiе этого, селенiе Степанъ-цминда было болѣе извѣстно у русскихъ подъ названiем селенiя Казбека, а снѣжная вершина, у подошвы которой селенiе расположено, получило названiе горы Казбека»3.

Одним из первых приблизился к верному научному толкованию топонима советский лингвист, учёный-самоучка без высшего образования, один из крупнейших советских ономастов, почётный член Международного комитета ономастических наук при ЮНЕСКО (1972) В. А. Никонов: «В начале XIX века при проходе селения у подножья горы владел князь Казбек, его имя и стало названием аула Казбеги; по аулу русскими и было принято название горы»4. История появления названия «гора Казбек» в русских источниках фиксируется между 1780-1804 гг.

В. Майоров Вид на Казбек 2017 г

В. Майоров Вид на Казбек 2017 г

«Утром, проезжая мимо Казбека, увидел я чудное зрелище: белые оборванные тучи перетягивались через вершину горы, и уединенный монастырь, озаренный лучами солнца, казалось, плавал в воздухе, несомый облаками» — А. С. Пушкин5.

Эти пушкинские слова посвящены храму Цминда Самеба (Святой Троицы), стоящему на горном отроге Квенет-Мта (Долина цветов), на высоте 2170 м. над уровнем моря. «Народное преданiе относитъ построенiе храма ко времени царицы Тамары на томъ мѣстѣ, гдѣ апостоломъ Андреемъ былъ водруженъ крестъ»6, во время его следования из Иберии (после ее крещения в 326г.н.э.)7 в земли аланов и зихов.

В. Майоров Цминда-самеба 1999 г

В. Майоров. Цминда-самеба 1999 г

Постройка выполнена в виде креста и увенчана высоченным куполом. По своему стилю и исполнению этот храм считается самым прекрасным свидетельством грузинского церковного зодчества средних веков. Стены и купол сделаны из тесаного камня и богато украшены орнаментальной резьбой. Внутри храма прохладно и сумрачно, фресковая роспись сохранилась только местами.

Когда-то очень и очень давно храм значился ведущей святыней области Хеви. С ним связано много сказаний и поверий. «По словамъ царевича Вахушти, церковь св. Троицы служила въ минуты опасности, когда врагъ вторгался въ предѣлы христiанской Грузiи, хранилищемъ для драгоцѣнностей Мцхетскаго соборнаго храма и что здѣсь скрывали иногда и величайшую грузинскую святыню: крестъ св. Нины»3. Население Гергети в течение столетий выполняло роль хранительницы Цминды Самеба, и веками ключ от церкви передавался от родителей к детям и хранился у жителей деревни.

«Богослуженiе въ этомъ храмѣ съ давнихъ поръ совершается только 15 (по новому стилю 28) августа на день успенiя св. Девы Марiи. Церковь привлекаетъ массу богомольцевъ не только изъ Дарьяльскихъ жителей, но и изъ разныхъ частей Грузiи и Россiи»6. На одном таком празднике в 1999 году побывал и я.

В. Майоров. На празднике успения Св. Девы Марии 1999 г

«В 1811г. профессоръ Фридрихъ Парротъ вмѣстѣ съ Морицомъ Энгельгардтомъ, во время одной изъ экскурсiй нашелъ на скалистомъ гребнѣ, отдѣляющемъ ледникъ Абано отъ Орцвепскаго, на высотѣ 1808 туазовъ или 11,560 ф. н. у. м., каменный крестъ въ 3 ф. вышины. На 3200 фут. выше креста он усмотрѣлъ въ зрительную трубу пещеру, которую проводники его называли монастыремъ. Она высѣчена въ отвѣсной порфировой скалѣ и закрыта, металлическай дверью»3. Попасть в пещеру можно было только по свисающей железной цепи.

«На склоне царственной Мкинвари,

Высокой даже для орлов, —

Венцом нетающих снегов, —

Кого века короновали…

Там, в старину, пленён эдемом,

Пещеру вырубил монах…

Досель зовётся «Вифлеемом»

Затвор, иссечённый во льдах.

Гора кончается откосом

И образует узкий грот.

Гнездом орлиным над утёсом

Чернеет издали проход.

И грозно лязгая над бездной,

Лишь цепь ведёт к подножью льда,

И только цепью той железной

Подняться сможете туда»8

Первое упоминание о пещере содержится в грузинской летописи «Картлис Цховреба» («Жизнь картлийских царей»). По сообщению летописи, сто молодых воинов-хевсуров укрыли в этой пещере сокровища царицы Тамары (1184 – 1209/1213 гг.) от надвигающихся войск Тимура (Тамерлана) и, чтобы никто не разгласил тайну, закололи друг друга. Очевидно, это легенда, но легенда весьма древняя, поскольку повествование о событиях до XIV в. входит в первую часть летописи – «Древнюю Картлис Цховреба», списки которой относятся к XV-XVII вв.

Н.И. Квезерели-Копадзе, автор путеводителя по Военно-Грузинской дороге, приводит слова знаменитого грузинского географа и историографа XVIII в. царевича Вахушти Багратиони из его сочинения по географии Грузии: «В скале Мкинвари, весьма высокой, высечены пещеры, и называют их Бетлеми. Подъём туда труден: ибо с пещеры спущена железная цепь и по ней взбираются. Говорят, что там находится колыбель Господа и шатёр Авраама, стоящий без столбов, без верёвки, (сказывают) и о других чудесах, но я умалчиваю о них. Под ними имеется монастырь, высеченный в скале…»9.

О пещерах Казбека издавна складывались легенды. Вот как одна из них изложена В.В. Агибаловой и Б.М. Бероевым,- «В монастыре Бетлеми когда-то обитали семеро монахов. Один из них отличался особой святостью, и бог явил над ним чудо: каждый раз, когда луч солнца проникал через маленькую дверь в келью, монах приготавливался к молитве, вешал на луч котомку с книгами, и котомка не падала, словно луч был из чистого золота. Другие монахи завидовали благочестивому брату. Чтобы ввести его в искушение, подослали они к нему красавицу из селения Гвелети. Притворные мольбы женщины о помощи заставили отшельника нарушить монашеский обет. Он впустил красавицу в келью. Она попросила позволения прикоснуться к одеянию святого. Вот она положила руки на его тяжелые вериги… Монах очнулся, когда солнечный луч проник в келью. Он хватает котомку с книгами, поспешно вешает ее на луч, но книги с грохотом рассыпаются у его ног. С тех пор обитель опостылела иноку, и он покинул ее. Братья последовали его примеру, и монастырь опустел навсегда10».

Есть о монастыре Бетлеми и ещё одна легенда, в которой говорится о том, что здесь похоронена великая грузинская правительница – царица Тамар. И для этого есть все основания. Всё дело в том, что во время правления царицы она повелела двум витязям из её окружения после её смерти сделать 9 гробов и похоронить их в самых разных уголках Грузии. Сделано это было для того, чтобы никто не смог отыскать настоящее захоронение царицы.

После того, как царица закончила земной путь, витязи выполнили её волю. Но после похорон 9 гробов они умертвили и себя. И сделали это для того, чтобы никто и никогда не смог узнать, где же именно покоится тело царицы. В Грузии и по сей день, каждый житель каждого региона считает, что самая знаменитая, самая справедливая и самая красивая царица Тамар похоронена именно на их земле.

Самая загадочная пещера Грузии долго оставалась всего лишь простой легендой. Мало кто верил в её существование и мало кто предполагал, что когда-нибудь она будет найдена. Но всё же это событие произошло и случилось оно в 1947 году. Открыл доселе невиданную пещеру альпинист Леван Суджашвили. Именно он в момент восхождения на Казбек случайно заметил, что на скале, которая расположена на северо-востоке горы, есть непонятно откуда взявшиеся ворота и длинная цепь. Всё это альпинист очень подробно описал в своём дневнике, который и дал дальнейший повод для изучения этого не вполне понятного явления.

На следующий год в январе месяце на место открытия прибыла группа альпинистов под руководством легендарной Александры Джапаридзе.

Группа очень внимательно исследовала пещеру, и после этого был написан подробнейший отчёт о том, что было обнаружено в самой пещере. Сама цепь, которую и увидел Леван Суджашвили, имела размеры 5 с половиной метров. По дальнейшим исследованиям было выяснено, что когда-то длинна её была несколько больше и именно по этой цепи монахи поднимались в саму пещеру и пещерный монастырь. Сама же пещера имела свод в виде купола, правильно закруглённые стены и вымощенный пол. Отсюда можно сделать вывод, что пещера эта не природного происхождения, а выдалбливалась она в скале специально для основания в ней монастыря. Вместе со всеми остальными находками в пещере были обнаружены хорошо сохранившиеся церковные принадлежности и престол.

Однако не только это представляло большой интерес для исследователей и археологов. В пещере был найден самый настоящий клад, который столько веков надёжно скрывали железные двери. Здесь было найдено хорошо сохранившееся церковное знамя, которое относится к X—XI векам, много монет XV—XVIII веков, бронзовый подсвечник, который тоже датируется XV—XVIII веками, деревянные миски, рыболовные крючки.… Всего найдено чуть больше 30 уникальных предметов, которые представляют огромную ценность. Все они сегодня хранятся в Казбегском краеведческом музее. Здесь же хранятся и огромные железные ворота, которые закрывали вход в пещеру.

Здесь же были обнаружены монашеские кельи, могилы без надписей, каменный столп и высокий крест. Некоторые учёные предполагают, что именно в этой пещере когда-то хранилась так и не найденная до сих пор оригинальная рукопись знаменитой грузинской поэмы Шота Руставели «Рыцарь в тигровой шкуре». Однако обнаружить рукопись в Бетлеми так и не удалось9.

Эти духовные места Грузии привлекают множество туристов и, несмотря на сложности восхождения, здесь проходит множество экскурсий. И современный человек, как и сто лет назад, «выражаетъ свое удивленiе тому, что люди могли жить въ этой холодной и безплодной пустынѣ, отдѣленной громадными ледниками отъ остальнаго мiра. Чемъ питались и какъ согрѣвались жившiе здѣсь отшельники? Какая причина привлекла ихъ въ это царство снѣговъ и мятелей? Ни лѣтописныя, ни устныя сказанiя не даютъ отвѣта на эти вопросы»3.

foto-9

И. Занковский. 1880-е годы

И неба чистого лазурь,

И гор нетающие снеги,…11

Ждут нас в следующий раз. Мы с вами взойдем на вершину Казбека.

————————————————

1 А. С. Пушкин «Монастырь на Казбеке»

2 Кнут Гамсун «В сказочном царстве. Мечты и впечатления о Кавказе».

3 Е. Вейденбаум «Путеводитель по Кавказу» 1888г.

4 Википедия.

5 А. С. Пушкин «Путешествие в Арзрум».

6 Гр. Москвич «Путеводитель по Кавказу» 1911г.

7 Я сомневаюсь, что апостол Андрей так много жил, но против летописей….

8 И. Чавчавадзе «Отшельник»

9 http://www.tamartour.ru/georgian-interesting-places/types-of-georgian-interesting-places/rock/betlemi

10 Цит. По http://stepnoy-sledopyt.narod.ru/geologia/ev gd/predislovie.htm

11 А. Шишков «Лонской».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ

Депутаты подсчитали доходы и расходы Северной Осетии и определили самое слабое звено в пополнении казны

«Дом Деда Мороза», народные гуляния, концерты и интерактивный фейерверк. Как Владикавказ встретит Новый год с «нищебродским бюджетом»

Без света и газа — к процветанию и успеху!

13.12.2017 Gradus Pro

В 21 веке семья из Северной Осетии вынуждена топить дом шишками

Хрюша, Степашка и Каркуша подарили маленьким пациентам Владикавказа улыбки и новое оборудование

Семилетние злоключения многодетной семьи из Северной Осетии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: