Бессмертные

logo22, 23 и 24 октября в 23.30 в эфире Первого канала состоялась премьера фильма «Соломон Волков. Диалоги с Евгением Евтушенко», смонтированного из 50 часов разговоров, которые вели между собой великий поэт и Волков — знаменитый музыковед и историк литературы. В том числе Евтушенко рассказал о своих непростых отношениях с Иосифом Бродским

Свершилось: стрелки на часах великой русской поэзии звучно щёлкнули и остановились. В эпохальном диалоге с летописцем культуры Волковым поэт Евтушенко разговаривал с потомками поверх голов всех живущих на земле, творя собственное Бессмертие.

Подкупающая искренность и ускользающая неоднозначность этого разговора оставляют противоречивое послевкусие.

В первых частях фильма блестящие эскапады героя завораживают – он сам пульс жизни, любимец великих женщин, в эпицентре эпох, мировых кризисов, на «ты» с политиками, в чьих руках бьются судьбы мира. Но вот мы подходим к третьей части, «главной драме 80-летней жизни» — истории сложных отношений героя с поэтом Иосифом Бродским.

С очаровательным лукавством Евтушенко возвышает этот, безусловно, неприятный, но, в общем-то, незначительный для Бродского эпизод до спора двух «Столпов Русской Словесности», Суд над которыми теперь будет вершиться в Вечности, хотя и сам знает, что впрыгивает не в «свой» вагон…

У Евтушенко, конечно, безупречное чутье. Презрев мелкотравчатых, злопамятных современников, которые, так сказать, лицом к лицу не понимают его величия, в дерзком кульбите он творит дихотомию Бродский – Евтушенко, которая по замыслу и переместит его в Вечность. Ни больше и ни меньше, как Моцарт-Сальери, Достоевский-Толстой, Цветаева-Ахматова, Евтушенко воплощает строки Бродского о том, что «…полюса — создают планету», а в том, что они антиподы — эстетически, стилистически, семантически, ни у кого нет ни малейших сомнений, как и сомнений в том, что эти поэты не равнозначны.

Однако в разговоре была и другая, скрытая сторона, может быть впервые так ясно и недвусмысленно артикулированная: Бродский – бессмертен. Огромная, трагическая для поэзии фигура, как и Достоевский для прозы, ибо грядущие поколения поэтов, пишущих на русском языке, всегда будут находиться в его гигантской тени, тягаться с ним бесполезно, можно только «стать рядом».

Евтушенко, отряхнув с ног прах славы земной: всех этих отцов наций, вождей, политиков, войн, общественно-политических формаций, указал на их временность, смертность, тленность – «это не более чем клише» — и привел нас, конечно, к Бродскому с его категоричным: «поэзия — видовая цель человечества».

История всего лишь инструмент поэзии, а Поэт – подлинный ее вершитель – Бессмертен.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ
19.06.2019

Бизнесу задолжали по госконтрактам 333 миллиона

Тускаев призвал не тратить деньги «куда не надо»

Министр экономики о рейтингах, инвестклимате, туризме, заводах и о том, когда люди увидят рост экономики

12.06.2019

Жители Северной Осетии жалуются на отсутствие вакцины от бешенства

ПРО госзаказы для избранных, паразитов-победителей и агрессию торговых сетей

07.06.2019

Депутаты намерены отправить в отставку главу Алагирского района

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: