Билет на балет

Диана Вишнева не приехала, но осетинские пролетарии все равно объединились вокруг прекрасного

Главное, что можно сказать о фестивале Валерия Гергиева, — это благодарность за то, что он случился. Тааааакие люди приехали, что дух захватывает. И это не преувеличение. Еще хотим! Снова и опять. Тех же, других, разных, великих и гениальных. Но и начинающих тоже: всегда интересно наблюдать за становлением и ростом таланта, а потом говорить себе или другим, что ты видел этого юношу (эту девушку) в самом начале карьеры. Одним словом, мы доверяем Маэстро Валерию Гергиеву, гордимся им и принимаем все, что он считает правильным нам показать.

О восторге писать трудно, если и возможно в принципе. ААААААА! Вот и все, что получается сказать. Это нереально оформить словесно. Материализовать – можно. Слезы, гул в ушах и ощущение горящего, обжигающего счастья в груди.

Особенно все ждали балет. Потому что это редкость у нас и потому что уж очень красиво. Диана Вишнева приехать не смогла, а хотелось причаститься. «Кармен-сюита», что почти нереально, мне не понравилась. Технически – никаких претензий быть не может. Главная героиня в исполнении Оксаны Скорик была обаятельной, кокетливой, нежной. Только такую женщину убить нельзя! Ее можно носить на руках, одаривать цветами, но не уничтожать. Темперамента этой Кармен явно не хватало, а в ней главным качеством, личностнообразующим, что ли, был именно темперамент. Бешеный. И всем остальным персонажам тоже, соответственно, дополнительная страстность совсем не помешала бы. Такого не случилось, на мой взгляд.

А вот «Барышня и хулиган» — блеск. Просто блеск. И герой, и героиня (он в исполнении Давида Залеева гораздо ярче, но это входит в замысел создателей спектакля, а она похожа на куколку из музыкальной шкатулки) исчерпывающе справились с поставленными задачами и явно «прыгнули выше головы», вложив в танец весь свой (имеющийся в наличии, безусловно) страстный пыл. Залеев – сгусток артистизма. Мне его работа каждый раз напоминает фразу из русских сказок, которую очень трудно объяснить: «Как выскочит, как выпрыгнет – пойдут клочки по закоулочкам». Результат – восторженный взрыв, рев и стон зрительного зала. Прямо ахово-охово-ухово.

Приятно удивил новый занавес Театра оперы и балета! И фасад здания. Роскошь неслыханная. А вот сцена для балета маловата, особенно это чувствовалось в «Кармен-сюите». Можно ли что-то переделать, не знаю. Но сам факт таких постановок на площадке владикавказского театра – это реальное волшебство, даже мистика.

Об успехах фестиваля писали все средства массовой информации обильно, правильно и постоянно. Повторять не буду.

Но я хочу перейти к конструктивной критике. Чуть-чуть. Цель – пусть это мероприятие станет еще лучше и переведет Владикавказ в разряд не провинциальных, а реально столичных городов России. Хотя бы в области музыки мы этого заслуживаем.

Фестиваль был выстроен так, что немного обидно: концерты на час, а то и больше, задерживали, заявленные артисты, на которых люди недешевые билеты купили, не приезжали, с билетами вообще все непонятно, зато куча зрителей попадала в зал какими-то загадочными способами, даже не открывая кошельков. Конечно, нам бы хоть в щелочку посмотреть на великих и гениальных, а они едут сюда из уважения к Маэстро Валерию Гергиеву. Вот и получается, что мое (не только мое, конечно, я всегда проверяю свои впечатления на знакомых) ворчание как-то неуместно. Но, с другой стороны, только недавно уехали москвичи (театр имени Маяковского), среди которых были и Светлана Немоляева, и Игорь Костолевский, и Евгения Симонова, и Игорь Ясулович, тоже фигуры очень значимые для российского искусства, и уровень организации этих гастролей был просто запределен для Владикавказа. А уж уважение к публике превзошло все мыслимые параметры. Значит, можно и так, без учета провинциального характера столицы Северной Осетии?

Почему, к примеру, на фестивальных афишах не указать, что с такого-то числа билеты будут продаваться на сайте Мариинки, а с такого-то – в кассах филармонии или Музыкального театра? Почему сотрудники, обслуживающие музыкальные площадки Владикавказа, не знают, когда именно билеты начнут реализовывать? Почему на некоторые концерты уже традиционно билеты отсутствуют в принципе? Опять всплеск меломании в Правительстве и Парламенте республики? А потом, кстати, на втором отделении, полно свободных мест в зале: музыки, видимо, слишком много для некоторых.

Да, артисты такого космического уровня, что грех жаловаться на мелкие недочеты в организации концертов. Только не пожаловаться тоже грех, потому что здесь, на бренной земле Осетии, такому вот высочайшему уровню должны, обязаны соответствовать те, кто причастен к организации мероприятий в рамках фестиваля.

Призывы о том, чтобы заполнять залы до отказа, чтобы не показаться гостям бескультурными, ссылки на сайты, где продаются билеты, исходили не от организаторов мероприятия, как это должно быть, а от жителей города, потенциальных зрителей и патриотов, которым хотелось восполнить и исправить все то, что не додумались осуществить многочисленные приближенные к небожителям. Кстати, огромное спасибо тем пользователям социальных сетей, которые потрудились распространить подобную информацию. Без них мы вообще мало куда бы попали, во-первых, а залы были бы полупустыми, что стыдно, во-вторых.

Я давно уверена в том, что Россию могут спасти только горизонтальные связи. Вертикали давно не работают, а вот горизонтали становятся все крепче. Помните про «пролетариев всех стран»? Вот именно это и случается на наших глазах: верхушка, сплоченная и неприступная, — сама по себе, а народ («пролетарии», «электорат», «простые жители страны»…) – сам по себе. Только ведь классическая музыка верхам не нужна! Им важен престиж, они ориентируются на моду, успех и другие параметры. И без нас, «пролетариев», они аншлагов не добьются никак. И долгих аплодисментов зала, в едином порыве встающего, чтобы поблагодарить артистов и выразить восхищение их талантом и трудолюбием. Пусть по такому не очень значительному для политиков и бизнесменов поводу, как музыкальный фестиваль, но наш город объединился, люди почувствовали плечо друг друга, и это было так прекрасно.

И еще одно замечание. Я стараюсь посещать концерты и спектакли фестивальных программ. И я отчетливо поняла, что сама система фестивалей мне не очень удобна и приятна. Это похоже на марафонские забеги, которые не могут не утомлять. Они приемлемы для людей, которым не нужно завтра идти на работу. Так часто ходить в театр не получается или получается с трудом. Я завидую жителям столиц нашей страны, которые могут выбирать день и посещать спектакли и концерты в удобное для них время, а тут приходится все откладывать, бежать, лететь, понимая, что хочется и завтра, и послезавтра. Во время фестиваля некоторые дни вмещали сразу по три мероприятия. А было желание все охватить. Есть ли выход? Их несколько: переехать в Москву или в Санкт-Петербург; не ходить на все подряд, а относиться к концертам и спектаклям крайне избирательно; вообще игнорировать фестивали, что делают многие; продолжать уставать, изнемогать, но собирать впечатления, которые можно смаковать потом в течение всего года. Никак не могу выбрать… А пока выбираю – хожу и смотрю. Впитываю.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ

Инвесторы из Чехии предлагают создать экологический центр по переработке отходов

Главное с Антикоррупционного форума: порочные госказупки и «элитное» питание

В смерти двухлетнего мальчика не могут разобраться 7 лет

18.10.2017 Gradus Pro

Запретное движение на главной пешеходной улице Владикавказа можно лицезреть ежедневно

ММАшники Северной Осетии просят огня

16.10.2017 Gradus Pro

Полет дизайнерской мысли во Владикавказе скрывают от излишней скромности и чрезмерной халатности, и только «Сердце столицы» открыто и горячо

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: