Бортовой журнал Капитана Очевидность

03.02.2018 Кэп

В соцсетях Осетии свои доморощенные короли, королевы, шуты, продавцы, светские львицы

Данные умозаключения представляют собой не более чем бурю в стакане, определенном в долгий ящик моего письменного стола. Попытка местечковой фильтрации и местами гигиены от небезразличного капитана Очевидность. Вовремя извлекшего из своих глаз массу пыли и бревен.

Мое поколение детей 90-х в буквальном смысле дорвалось до социальных сетей, которые являются нашим общих столом, утоляющим тотальный голод. Мы живем в сети, мы запутаны в этой сети. Мы – непаханое поле для манипулятивных приемов со стороны всех функционеров информационного интернет-пространства, от «живых подписчиков» до, естественно, всевозможных ветвей и ответвлений власти.

В этот раз я не буду разбирать широкомасштабные направления в этом налаженном социальном механизме, остановлюсь лишь на таком легком оттенке массового манипулирования как псевдообразность. Под этим понятием, вытащенном из моего личного бестолкового словаря, следует понимать взаимодействие индивидуума с социумом посредством социальных сетей, в ходе которого используются различные сознательные и бессознательные манипулятивные техники, направленные на достижение морально-эстетических и материальных результатов.

Осетия поглощена Инстаграмом уже давно, что неудивительно – кто откажется от самого всесторонне доступного инструмента продвижения своего бренда. Бренда товара, услуги, наконец, собственного лица, тела, редко – собственной идеи. Здесь свои доморощенные короли, королевы, шуты, продавцы, потребители, пожиратели. Наиболее популярны псевдообразы светских львиц, примерных матерей, фанатов здорового образа жизни. Количество ценится несравнимо больше качества. Визуальные спецэффекты, благодаря силе фильтров и обилию нужных программ делают свое дело: фолловеров и комментариев все больше, здравомыслящих и просто мыслящих фолловеров и комментариев все меньше.

Оригинальность сгинула под гнетом клише, навязываемых инстаграм-лидерами общественного мнения, подкреплённых фотодоказательствами успешных довольных лиц и подписями-афоризмами под этими фотодоказательствами. Помимо того, что Инстаграм на 90% — это непрерывный рекламный блок, что само под собой уже несет фрустрирующую функцию, псеводообразы счастливых жен, успешных бьюти-блогеров, донельзя отфотошопленных моделей вполне легко могут разрушительно воздействовать на подписчиков «из народа». Казалось бы, есть и другая сторона в виде мотивации, призыва к действию, самосовершенствования, но здесь на арену уверенно выходит еще одна актриса без Оскаров – ее величество Поверхностность. Ведь приставка «псевдо» говорит сама за себя – совсем несложно пошатнуть образ и даже его изобличить, просто слегка копнув глубже. Например, задать прямой, любой степени тактичности, вопрос о Правде в комментариях к «успешному» фото и автоматически попасть в блэк лист на всю оставшуюся жизнь.

Здесь порицается любое несогласие, любое отхождение от стереотипа, любое «из ряда вон». Но приветствуются избитые стандарты красоты, чувств, эмоций, принципов. Здесь бешеную популярность приобретают аккаунты с ежедневными однотипными селфи, пустыми, порой безграмотными, подписями к фото, притянутыми за уши новостными поводами, созданными притянутыми за уши журналистами. Эффект толпы в чистом виде: у кого больше подписчиков, тот и командует, внушает, манипулирует, порождает комплексы, стирает индивидуальность. И хорошо, если тот, у кого больше подписчиков, имеет на то моральное и этическое право и совесть, ведь контингент Инстаграма всё молодеет и всё больше заменяет реальную жизнь на жизнь в виртуальных сетях.

Фэйсбук и Вконтакте, на сугубо мой циничный взгляд Кэпа, охватывают более интеллигентную аудиторию, при этом более подверженную податливости манипулятивным приемам. Оно и понятно – обширнее контент, разношерстнее публика, разнообразнее инструменты воздействия. Человек ищет социального одобрения и получает его в той или иной степени именно в таком пространстве, не прилагая лишних усилий.

Человек жаждет новой информации и также ее получает, только ленивый не найдёт для себя удобоваримый паблик с вожделенным наполнением. Обратная сторона этой медали сомнительного происхождения – человек вынужден соглашаться. Ему даётся красивая картинка, на первый взгляд умная подпись под ней, душевная песня/видеоролик, он вправе оставить комментарий и обсудить, и, какой отличной бы ни была его исходная точка зрения, в той или иной степени он вовлечён в вечный двигатель частично социальной манипуляции. И, раз уж мы договорились сегодня обсуждать местечковые хитросплетения жизни в социальных сетях, позволю себе подробнее остановиться на текущем моменте.

Цель любой социальной сети – взаимодействие, состоящее из стимулов и ответных на них реакций. «Лайки», «репосты», публикации собственных фотографий и мыслей как примитивные стимулы, но даже примитивные стимулы всегда имеют манипулятивную подоплеку. Эффектные стимулы – новые аватары, фото детей, животных, занятий в спортзале – находят отклик среди тех, на кого эти стимулы направляются, в большинстве случаев «жертвами» становятся лица противоположного пола. Более опасны стимулы скрытые, в этом случае подтекст не очевиден и психологичен, хотя нацелены они на пресловутую вышеописанную задачу. Здесь берется один или несколько конкретных людей, составляется небольшой психологический портрет и создаётся узконаправленный пост, на первый взгляд понятный и приятный всем, но особенный для избранных. «У меня так сосед женился», — парирую я и нисколько не обману. Цель оправдала нехитрые средства из репостов цитат Омара Хайяма, душераздирающих песен Эда Ширана, кощунственно выдранных из контекста строк из Бродского, картинок из группы «Не для всех» с миллионной аудиторией. А если присовокупить к джентльменскому набору аватары в полутонах и полуодеждах, любая неприступная крепость начинает рушиться не по дням, а по часам.

Поверхностность и ее детище – псевдообразы в рамках Осетии опасны прежде всего своей скоротечностью и бренностью. Спустя достаточно недлинный промежуток времени, вместе с исчезновением пелены из глаз, перед нами предстанет истинный неидеализированный Человек. А дальше уже всё будет зависеть от степени именно вашей вовлеченности в эту виртуальную игру.

Сложившийся формат социального взаимодействия приучает человека реагировать оценочно и упрощенно. Что вполне логично, мы привыкаем к чтению коротких постов, бессмысленных цитат, чужих пропагандистских идей из трех предложений и перестаем воспринимать длинные художественные тексты. Видя фэшн-фотографии, картинки с чужого отдыха, портреты лощённых знаменитостей, мы заходим в музей/театр/галерею и в первую очередь тянемся за телефоном, чтобы опубликовать в социальных сетях новое впечатление, но особо не обращаем внимание на изысканность американского периода Дали.

Наконец, за псевдообразами мы попросту больше не видим Человека. Мы видим виртуального собеседника, подписчика, единомышленника, но мы попросту больше не видим Человека.

На правах капитана Очевидность, призываю всех тех, кто еще не извлек из глаз барханы местечковых манипуляторов, все-таки это сделать и попытаться в следующий раз не согласиться, не поддаться, не продаться, защитить свое, нырнуть, но не оставаться на этой пагубной поверхности и, самое главное, разглядеть в себе Человека.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ
20.09.2018 Gradus Pro

Во Владикавказе образовалась многометровая яма

Владельцев высотки-долгостроя в Детском парке решили понять и простить

«Замороженный» республиканский маткапитал вызвал огонь ненависти к властям

Кадровый голод оставил Северную Осетию без министра финансов

Владикавказ гулял с чиновниками, минометами, пирогами, пивом и Агутиным

Побывавшие во Владикавказе представительницы современного искусства из Германии рассказали, как полюбить беженцев

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: