Да пребудет с нами contemporary art

06.06.2016 Gradus Pro

Текст — Карина Бесолова

28 мая в выставочном зале Союза художников РСО-Алания открылась экспозиция проекта «Коллективное сознательное. Диалоги с классикой». Возможность увидеть во  Владикавказе работы молодых, ярких и, безусловно (так как речь о contemperary art), смелых, бескомпромиссных российских художников, появилась благодаря Северо-Кавказскому филиалу Государственного центра современного искусства и Союзу художников республики.

«Мы ведь не успеем! Дождь, что ты делаешь?! Перестань!», — шлепая по лужам навстречу трамваю, В. посылала гневные и очень гневные взгляды в небеса. Я семенила следом. Что называется «лило как из ведра». Чисто вымытый проспект был безлюден и  прекрасен.

Ничего не предвещало, что успеем. Успели.

Три выставочных зала Союза художников вместили в себя сроком на месяц целый срез молодой художественной жизни страны — десятки имен, громкие (уже) проекты, важные идеи. Пропустить такое воображалось особенно страшным преступлением.

«Открытие», как церемония официальная и не всегда захватывающая, часто рождает чувство беспокойства и желание «перемотать». Но не в этот раз. Перед собравшимися выступили вице-президент ТСХ России по масс-медиа, почетный член РАХ — главный редактор издания «ТСХР» Давид Бабаянц, директор Северо-Кавказского филиала Государственного центра современного искусства Галина Тебиева, председатель Регионального отделения ВТОО «Союз художников России» по РСО-Алания, член Союза художников России, заслуженный художник РСО-А Таймураз Маргиев, художник, арт-критик, руководитель «Молодежной межрегиональной творческой мастерской «Диалоги с классикой», куратор выставочного проекта «Коллективное сознательное. Диалоги с классикой» Диана Мачулина, заслуженный художник РСФСР, педагог, академик РАХ Шалва Бедоев, фотохудожник, научный сотрудник Северо-Кавказского филиала Государственного центра современного искусства, стипендиат Министерства культуры РФ по программе поддержки молодых деятелей культуры и искусства Анна Кабисова.

«Выставка открыта», — возвестил последний оратор. Казалось, теперь можно рвануть со всех ног смотреть, вникать, читать, но неожиданно мы стали зрителями небольшого импровизированного перформанса смелой, громкой девочки Евы — она читала Блока.

«Я впервые увидела ее на нашем проекте для детей с особенностями – мастер-классе по фотографии. Ева внимательно осмотрела выставку и потом захотела выйти к микрофону. Мама пыталась её остановить, но увидев, что я настаиваю на её выходе — разрешила, перед Блоком Ева импровизировала на тему прошедшего мастер класса — перечисляла имена ребят. Диана Мачулина — куратор выставки, сказала что вот это выступление  в стиле дадаистов гармонично сочетающется с экспозицией», — поделилась уже после художник и фотограф Анна Кабисова.

Кстати, именно проект Анны вызвал особенно сердечный, искренний вздох сожаления у моей В.: «Как же они прекрасны!». Они — это герои фотопроекта А. Кабисовой «Воображая нартов». Урузмаг, Сатана, Дзерасса, Ахсар и Ахсарттаг…

 «С самого начала хочу сказать о том, что реализовать проекты удалось благодаря инициативе Галины Тебиевой, директора Северо-Кавказского филиала Государственного Центра Современного Искусства, выдвинувшей мою кандидатуру через Творческий Союз художников на соискание стипендии молодым деятелям культуры, учрежденной Правительством РФ, — продолжила свой рассказ о выставке Анна. — Представлено два моих проекта, точнее, только первые наработки проектов, которые я планирую продолжать делать. Один называется «Верую во Единого», а второй – «Воображая нартов». «Верую во Единого», как можно догадаться по названию – работа на религиозную тему. С одной стороны, эта тема банальная, а с другой — всегда актуальная и интересная. Как всякий человек, прошедший свой путь в поисках Бога, я в какой-то момент поняла, что в Северной Осетии сложилась уникальная ситуация с религиозной самоидентификацией. Это отчетливо начинает проступать, когда изучаешь памятники религиозного культа, которые принято называть языческими, то есть дохристианскими — это и «Реком» и «Роща Хетага» и самый яркий пример — часовня «Мады Майрам» в Харисджине, которую до сих пор не могут «поделить» христиане и апологеты так называемой «традиционной» веры. Полемика, которая развернулась в одной из социальных сетей под новостью о том, что за часовню борются две разные стороны, включена в проект, и этот текст можно прочитать на выставке. А если резюмировать, то это проект о материальных памятниках религиозной культуры осетин. Фотографируя такие объекты, мне интересно понять, как их воспринимают современные жители Осетии и насколько они нас объединяют или разобщают». 

Но взгляд изнутри всегда отдает «субъективностью», тем более ценен опыт Анны Кабисовой по исследованию религиозного контекста истории региона — соавтором проекта выступил супруг художницы, родившийся и выросший далеко от Осетии.

«Хочу сделать акцент на том, что «Веруя во Единого» мы снимаем вдвоем с моим мужем — он родился в Москве и у него есть такой нужный и важный для работы взгляд со стороны. К тому же, проект сложный технически, так как мы снимаем на старинную камеру с листовой пленкой и все проявляем и печатаем в домашней лаборатории. Что касается проекта «Воображая нартов», то это моя субъективная интерпретация Нартовского эпоса. Я беру неких персонажей и ситуацию и пытаюсь представить, а как бы это выглядело сейчас, в 2016 году, выставляю мизансцену и снимаю. Должна сказать что эта идея меня очень увлекла, и я с удовольствием продолжу подобные эксперименты», — говорит Анна.

Выставка небольшая, но концентрированная. Адресуя себе и окружающим вопросы — «Где границы классики? Что есть классика сегодня? Почему традиция и современность так часто вступают в конфликт?» и множество других — художники в конечном итоге открывают какие-то новые глубины в собственном творчестве, порой, по всей вероятности, «ломая» и перестраивая себя, но выходя на другой уровень.

Во время подготовки экспозиции, с участниками монтажа случалось и забавное. «K картине Ирины Дрозд «Девочка с персиками уже не та» прилагались скатерть, тарелка и косточки от персиков . Когда монтаж выставки был закончен и мы открыли пакет, то оказалось, что косточек нет. Я купила персики  и потом перед открытием принесла в пакетике косточки, рассказала Диане Мачулиной она засмеялась и ответила, что тоже самое случилось в Казани и ей пришлось искать персики, которые в итоге купила за 900 рублей», — поведала Анна Кабисова.

Рассказала она и о самом юном зрителе выставки — дочери Полине:

«Она с нами была все три дня монтажа выставки, внимательно листала каталог и показывала какие картины где висят. Когда я показала ей наши работы  на стене и спросила, что это, она сказала — «святилища «, мы с ней ездим на съемки, и она очень хорошо их изучила. Но под конец ей все надоело она устала и так и сказала: «Мне надоела ваша выставка!». 

Кстати о детском взгляде на современное искусство. «Кажется все это мне когда-то снилось», — сказала как-то моя 11-летняя знакомая, внимательно рассматривая работы художника Егора Кошелева, выставку которого мы смотрели на Винзаводе. И эта фраза стала с тех пор для меня очень точным попаданием в саму суть искусства — попытку вызвать в тебе интуитивные, важные ассоциации, смутное ощущение, что это про тебя, более того — из твоей головы, уверенность, что если ты разгадаешь, мир кардинально поменяется. Чем не сон? В котором скрыто самое главное, но невыразимое словами и привычными образами.

Удивительно, но выставка «Коллективное сознательное. Диалоги с классикой» будет интересна всем. Консерваторы — пожалуйста, вот вам прекрасная графика и офорты, академичность, школа и тд; зрители посмелее найдут и порадуются экспериментам  с формой и содержанием; увлекающиеся психологией смогут часами лицезреть подсознание художника, его боль и желание быть услышанным и многое другое. Я нашла цепляющий своей актуальностью и злободневностью  триптих «Монстры классической эпохи» Алены Савельевой о том, как человек становится изгоем в угоду государственных или иных интересов, как сметаются Левиафаном любые попытки быть собой, отличаться, становиться на противоположную сторону, бросать вызов устоям. По словам куратора выставки «работы сделаны в манере, напоминающей гравюры немецкого экспрессионизма, и тем самым они недвусмысленно отсылают к борьбе с «дегенеративным искусством», развернутой фашистами, и неотделимой от уничтожения множества людей, угрожающих чистоте арийской расы».

Здесь хочется отдельно выделить колоссальную кураторскую работу, проделанную Дианой Мачулиной — разнообразие созданных работ и проектов, большое количество поясняющих текстов, невероятный объем исследовательских и критических материалов, интересные сведения о художниках.

Привлекли мое внимание и серия линогравюр художницы Людмилы Барониной, рефлексирующей на тему «Теллурии» — крайнего романа Владимира Сорокина. Книга — загадка, рождающая смутное предчувствие катастрофы, книга-пророчество, которое слишком стремительно исполняется… На театральном фестивале «Золотая маска» весной этого года показывали спектакль режиссера, руководителя Новой сцены Александринского театра Марата Гацалова по этому роману, в котором он гениально деконструирует деконструкцию Сорокина. Сильное впечатление производит и художественное, мозаичное, чуть ли не лубочное прочтение этой книги художницей Барониной.

А эта щемящая, безумно красивая серия работ Александра Грекова «Василиса в стране чудес»? Вывод один — надо смотреть, пока есть возможность.

Contemporary art, конечно, увлекает — существуя на стыке дисциплин, школ, направлений, техник, художник будто становится всеобъемлющим в своем творчестве. Выходя за рамки привычного, копаясь в себе, во времени, в каком-то контексте, он достигает практически абсолюта в смыслах, содержании, способе подачи. Что это — если не свобода? Прекрасная неограниченная свобода творить, быть собой и не бояться говорить. Как ни крути, а contemporary art это все-таки о свободе.

Приобщиться к ней легко — проспект Коста, 217, выставочные залы Союза Художников. Deadline —  20 июня.

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ

В Алагирском районе вечные проблемы с водой, и никто не виноват

15.01.2020

PRO запутанный клубок земельных отношений, кадастровую стоимость, генпланы, бизнес, колхозы и суды

Декан экономического факультета МГУ выступил с лекцией во Владикавказе

27.12.2019

Управляющий Отделением Пенсионного фонда РФ по Северной Осетии Сергей Таболов ответил на вопросы читателей «Градуса»

27.12.2019

Заместитель министра экономического развития Северной Осетии ответил на актуальные вопросы

26.12.2019

Год назад в страшном пожаре 72-летняя Вера Хуцистова потеряла дом

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: