«Дарьял»: после прочтения сжечь

12.02.2019 Дарьял

Совместный проект «Градус Про» и журнала «Дарьял»

Культурная жизнь города в основном была сосредоточена на
Александровском проспекте. Залы Общественного собрания
(впоследствии Дом офицеров) и Коммерческого клуба (ныне
Республиканская юношеская библиотека) всегда были переполнены любителями классической музыки. Здесь выступали известные в то время оперные певцы И.Ф. Ирмани и А.Ф. Риензи, другие артисты Санкт-Петербургской Императорской оперы.

Прекрасные узорчатые балконы зданий на Александровском проспекте служили одновременно и концертными площадками. Например, на балконе Коммерческого клуба прекрасными летними вечерами играл оркестр Терского казачьего войска.

Находясь на перекрестке военных и торговых путей, Владикавказ
привлекал внимание и Императорского дома России. Об этом
свидетельствует тот факт, что в разное время город посетили Николай I (1837 г.), Александр II (1871 г.), Александр III (1888 г.) и Николай II (1904 г.).

К этому времени в истории Владикавказа произошло немало
знаменательных событий. В 1862 г. в городе был открыт первый
Кабинет для чтения, 16 января 1864 года – первое фотозаведение, а с 1 января 1868 года начала выходить первая газета – «Терские
ведомости».

В 1890 г. пущена Владикавказская конно-железная дорога, в 1892
г. учреждено Владикавказское медицинское общество, в 1895 году
начали издаваться «Казбек» и журнал «Епархиальные ведомости».

Постепенно город стал и центром культурной жизни края: его посещали в разные годы видные российские писатели, композиторы, артисты, путешественники, государственные деятели и дипломаты. Среди них: А. Грибоедов, А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой, А. Чехов, А. Куприн и другие, композиторы М. Балакирев и П. Чайковский.

В апреле 1871 г. спектаклем «Маскарад» М.Ю. Лермонтова во Владикавказе открылся профессиональный русский театр. В разное время в театре выступали такие артисты, как В.Н. Давыдов, братья Адельгейм, Д.Г. Ленский, балерина М.Г. Савина, М.И. Петипа, Е.Б. Вахтангов и другие прославленные мастера русской сцены.

Местом проведения первой художественной выставки тоже стал
Александровский проспект. Начало этой традиции положил Коста Хетагуров. В 1887–1890 гг. в здании Коммерческого клуба и Межевого управления выставлялись его картины «Святая Нина», «Скорбящий ангел», «На школьной скамье жизни». С открытием в 1902 г. Общества взаимного кредита (угол улицы Евдокимовской и Александровского проспекта), операционный зал его банка одновременно служил и выставочным залом, где ежегодно устраивались выставки произведений художников, демонстрировались промышленные товары, ювелирные
изделия, собрания коллекционеров.

Не меньшей притягательной силой обладали библиотеки
Владикавказа. На первом этаже дома Гаджиева (угол Александровского проспекта и Базарной улицы, ныне Джанаева), где сейчас находится аптека №1, располагался известный в то время писчебумажный торговый дом «Сегаль и С», а на втором – книжный магазин Ильина, имевший при себе библиотеку и кабинет для чтения с широким выбором различной
литературы. В этом же здании, со стороны улицы Базарной,
открылся первый в городе электротеатр «Модерн».

В 1895 году, благодаря стараниям и попечению начальницы 2-й женской гимназии Варвары Шредерс, имя которой
увековечено в стихах великого Коста Хетагурова, и председателя
съезда мировых судей дворянина Владислава Доминиковича Шредерса во Владикавказе открылась первая общественная библиотека.

Один за другим открываются клубы, музеи, кинотеатры и другие учреждения культуры. В старом Владикавказе до 1911 года было три кинотеатра – один из них кинотеатр «Патэ» – ныне «Комсомолец», второй «Риччи», который уже в советское время снесли, разбив на этом месте, перед театром, сквер с фонтаном. Таким образом, владикавказцы, почти одновременно со столичными любителями кино, могли знакомиться с лучшими европейскими и российскими фильмами.

Третий кинотеатр – самый старый и самый маленький – размещался в доме №40 по Александровскому проспекту, над аптекой №1. Уже в 1911 году этот кинотеатр, не выдержав конкуренции, перестал существовать.

Расположенное на пересечении двух улиц – Титова и Маркуса,
здание хорошо обозревалось и подсказало угловое решение, придав ему полукруглое очертание. На обоих фасадах, в духе подражания классике, устроены полуколонны прямоугольного очертания. Полуколонны должны были завершиться установкой капителей, но сделать этого не успели – началась I-я мировая война, а места для капителей и по сей день остались незаполненными.

Здание подобного назначения было одним из немногих, выстроенных во Владикавказе, и, кроме того, оно было последним общественным зданием, построенным в городе в июле 1914 года, когда всякое строительство было прекращено. Автор проекта – архитектор И.В. Рябикин. Главным помещением здания был большой двухсветный зрительный зал.

В годы Первой мировой войны здание было использовано под
госпиталь. В 1920 гг. здесь находился Клуб декабристов.
В настоящее время работает Северо-Осетинский театр кукол.
О кинотеатре «Гигант» впервые было заявлено 5 февраля 1913
года, когда владикавказская городская управа выдала удостоверение Е.И. Первиль и А.Е. Медведевой на постройку здания для синематографа на их собственных участках по Александровскому проспекту, 57 с выходом на ул. Гимназическую (ныне Миллера). Разместился кинотеатр во дворе уже существующих строений, а над созданием его трудились инженеры-архитекторы Ф.Ф. Гут, П.П. Шмидт и
А.А. Навроцкий. Вход в кинотеатр был запланирован с улицы Московской (Кирова).

Здание кинотеатра отражает в себе все черты архитектурного стиля модерн. Особенно интересны и привлекают внимание навершия на крыше здания. В фойе нового кинотеатра постоянно играл духовой оркестр Терского казачьего войска, а стены на всю высоту были расписаны лучшими художниками города. На втором этаже разместились квартира владельца и фотоателье.

Официальной датой открытия синематографа «Пате» считается 1907 год. Газета «Терек» в июне 1907 г. писала: «Приехали инженеры братья Пате из Парижа с целью синематографическим способом снять «Жизнь Кавказа». Покорнейше просим живущих у подножья гор, в деревнях, станицах и аулах оказать содействие при снимках как местностей, так и картин туземной жизни. Адрес: Владикавказ, гостиница “Европа”».

Можно, наверное, полагать, что вплоть до 1911 года «Пате» был
чуть ли не единственным кинотеатром во Владикавказе, не считая того, что в городском театре, Общественном собрании и Коммерческом клубе иногда устраивались синематографические сеансы.

24 января 1911 года «строительное отделение, рассмотрев проект
пристройки помещения синематографа при существующем доме Александры Аксеновой… на Александровском проспекте, утвердило его», а уже 4 августа того же года владикавказскому полицмейстеру сообщали, что «...работы по пристройке помещения синематографа… закончены, и в нем открыт электробиограф «Пате». К тому времени, правда, Владикавказ уже стремительными шагами входил в мир кино. И, тем не менее, «Пате» находил возможность изыскивать и показывать фильмы, особо «нашумевшие и привлекательные для зрителя».

Программа вечера никогда не ограничивалась одним фильмом. Сверх программы зрителю предлагались комические журналы, аттракционы, оригинальные имитации и др. Так, в 1913 г. владельцы театра «Пате» Н. Сахаров, С. Шихман,
С. Позин и Г. Аптекман просили: «разрешить… в театре «Пате» после каждого сеанса ставить небольшие пьесы-миниатюры».

Небезынтересна хронология переименования кинотеатра. С 14
января 1923 г. название «Пате» сменил «Гос. кинотеатр №2», а с
декабря того же года по 17 июня 1931 года он действовал как «Сов.
кино №2». На смену ему пришло название «Горец». И только с 17
апреля 1935 года «Горец» заменили вывеской «Комсомолец».

В 1911 году решено было построить в г. Владикавказе – центре
Терской области – областной исторический музей. Место строительства будущего музея было избрано на свободной площадке напротив Нового кафедрального собора.

Город стремился иметь все достижения цивилизации. В 1897 г.
здесь открылся первый музей местных древностей. Первое упоминание о нем относится к 1898 г. – в «Терском календаре». Он вошел в число 36 главнейших российских провинциальных музеев. Первыми приобретениями музея явились коллекции руд, гербарии альпийской флоры, фотоснимки различных исторических памятников и достопримечательностей области.

Святилище Реком одним из первых стало предметом пристального внимания музейных работников. Была выявлена «настоятельная потребность в принятии скорейших мер для сохранения его. Была составлена опись хранящихся в святилище предметов – серебряных крестиков, бус из золоченого стекла, монет и т. д. – и на средства, выделенные Московским археологическим обществом, был изготовлен специальный шкаф, который установили в святилище, поместив в нем все означенные в описи древности».

Еще одним ценным приобретением музея стали письма великого
русского полководца А.В. Суворова, который в свое время принял
непосредственное участие в укреплении крепости Моздок.
Составление проекта было поручено архитектору Ивану Васильевичу Рябикину. Время строительства музея совпадало с развитием и становлением на территории Терской области архитектурного стиля модерн. Стиль модерн, как известно, решительно порывал с архитектурным прошлым, с канонами классицизма.

Однако Рябикин, учитывая специфику проектируемого им здания, решил запроектировать здание музея в классических формах, и это ему удалось вполне. Проект нового здания Исторического музея был утвержден и рекомендован к строительству. С финансированием строительства музея произошли задержки, и к строительству фактически приступили лишь в 1913 году. Когда центральная 2-этажная часть музея была уже закончена, полностью были оформлены главный вход и вестибюль, началась Первая мировая война (1914 год). Решено было закончить отделку уже выстроенной части музея, а остальное строительство законсервировать.

Таким образом, то, что до нас дошло, – это, по
существу, всего лишь вестибюль и гардероб предполагаемого здания, основной же корпус должен был располагаться перпендикулярно вестибюлю, в глубь участка, но он так и не был построен. И все же, несмотря на это, построенная часть музея по своей выразительности носит завершенный характер и должна нами рассматриваться как таковая. Нельзя отказать автору в мастерстве и оригинальности запроектированной им арки и во всей подчеркнутости главного входа.

Перед главным входом были установлены 2 пушки с ядрами эпохи военных действий на Кавказе. В настоящее время в здании разместился Литературный музей им. К.Л. Хетагурова.

Здание, в котором состоялись первые спектакли Русского
драматического театра, до наших дней не дошло – оно пострадало от пожара. Новое здание театра было построено уже в конце XIX века, т.е. тогда, когда повсеместно в России в архитектуре господствовал стиль модерн.

Архитектура театра – как его внешний вид, так и интерьер –
решена в очень скромных формах, что было созвучно эпохе, новым направлениям в искусстве. Небольшой зал, вмещающий до 700 зрителей, обладает хорошими акустическими свойствами.
Русский драматический театр явился местом публичных выступлений выдающихся деятелей российского и советского государства, здесь в начале XX века кипели революционные страсти.

В донесении начальника Терского областного жандармского
управления читаем: «9 января во Владикавказском театре во время антракта вечернего представления с верхнего яруса посыпались свернутые треугольниками бумажки, как оказалось, подпольные прокламации “Слово и дело русского самодержавия” Российской социал-демократической рабочей партии».

Театр осуществлял постановки произведений Пушкина, Островского, Шиллера и лучших современных российских и зарубежных драматургов. С этим театром связаны имена многих талантливых мастеров русской сцены, среди которых – Орленов, Варламов, Ленский, Сумбатов-Южин.

Здесь началась творческая биография гениального режиссера и «великого гражданина страны» Евгения Вахтангова. В спектаклях по произведениям Г. Гауптмана («Праздник мира»), М. Тимковского («Сильные и слабые»), А. Чехова («Дядя Ваня») и К. Гамсуна («У врат царства») впервые проявился его талант как режиссера и актера. До конца дней своих Евгений Вахтангов ощущал себя владикавказцем, помнил об отчем доме и городе, в котором можно было отогреться душой.

Здесь писал свои первые пьесы и заведовал литературным отделом Михаил Булгаков. С этим театром связано имя и великого осетинского поэта Коста Хетагурова. Нередко он являлся не только организатором и участником любительских спектаклей, но и художником-оформителем.

Сцена городского театра явилась колыбелью осетинского
профессионального театра. Первый спектакль на осетинском языке по пьесе Д. Кусова «Дети гор» был поставлен именно здесь. Владикавказский русский драматический театр, и сейчас
пользующийся любовью и успехом у зрителей, с гордостью носит имя Вахтангова, часто принимая у себя гостей-«вахтанговцев», актеров знаменитого московского театра.

По проекту архитектора Ивана Васильевича Рябикина,
предполагалось на набережной реки Терек возвести здание Народного дома. Для активного сбора средств под эти цели изготавливается открытка с изображением внешнего вида Народного дома, которая имела хождение по городу. Она призывала имущие слои населения вложить средства в осуществление этой идеи.

Здание не было достроено, так как грянула I Мировая война, а затем революция и гражданская война. И только в 1958 г. по проекту архитектора Т.М. Бутаевой построено здание Северо-Осетинского музыкально-драматического театра (1958 – 1968 гг.). В 1971 г. здание занял Музыкальный театр, выделившийся из музыкально- драматического (ныне – Северо-Осетинский театр оперы и балета). Среди основателей: режиссер Ю.Н. Леков, художник Ю.П. Федоров, дирижеры П.Ф. Панасян и А.А. Брискин, балетмейстеры Ю.Н. Мясин, А.М. Псхациев.

Автор — Сослан Цаллагов

Текст опубликован в журнале «Дарьял» (6 номер, 2018 г.)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ
06.12.2019

Александр Матовников не поддержал идею ликвидации блокпостов на Северном Кавказе

PRO бюджет, профицитный и не очень

PRO то, как Северная Осетия может стать международной буферной торговой зоной

30.11.2019

Акционерное общество «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (МСП Банк) создано в 1999 году. […]

29.11.2019

С начала реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» уделяется […]

Генплан Владикавказа растревожил сердце

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: