Давид Газзати: Мне не нужен кабинет, чтобы вернуться на родину

Давид, не скрою, давно хотел пообщаться с тобой. Вопросов много накопилось к тебе: и как к человеку творческому, и как к общественному деятелю, бизнесмену, меценату. Кстати, а если спросить вот так в лоб:  Давид Газзати — это кто? Как ответишь одним словом?

– Если с профессиональной точки зрения отвечать, то — пиарщик, политтехнолог. Если отвечать на этот вопрос, что называется «по жизни», то отвечу так: я хочу быть полезным для своих близких, для тех, кого зову осетинами, кто живет в нашей республике. Когда я со своим братом Асланом создавал пекарню Galabu, мы рассматривали этот бизнес только как некий кошелек для финансирования различных социальных проектов в Осетии.

– Ты родился в Осетии?

– Нет, в Тбилиси. Когда мне было 5 лет, началась война, и нас стали сильно притеснять по национальному принципу. Мы отказались «огрузиниваться» и вынуждены были приехать в Осетию. Уже здесь я поступил в вуз и после окончания 4 курса уехал в Москву.

– Мне всегда интересно, как человек делает этот выбор: остаться или уехать. У тебя как происходило: это было спонтанное решение, или ты долго думал, прежде чем поехал покорять столицу?

– Студенческие годы у меня были самыми интересными. Я был лидером регионального движения «Наши», вокруг меня были очень талантливые друзья. Сегодня многих из них в Осетии хорошо знают. Но в какой-то момент я понял, что уперся в «потолок» и мне тяжело расправить крылья, а хотелось сделать очень много. У меня нет богатых родителей, влиятельных родственников, и я понял, что для того чтобы расти самому, нужно найти благодатную почву. Выбор пал на Москву. Несмотря на то, что в столице у меня тоже не было никаких связей. Первые два года в Москве, наверное, самые ужасное время в моей жизни — тяжело находилась работа, которой я хотел заниматься. Но потом потихоньку понял: если я опущу руки, звезды ближе не станут. Я дал себе слово: обратно не вернусь, не добившись того, чего хотел.

– Не могу не задать и такой вопрос: какое-то время ты был близок к одному одиозному человеку  – Гоче Дзасохову. Скажи, как ты вспоминаешь общение с этим человеком — добрым словом или предпочитаешь не вспоминать? Этот человек научил тебя чему-нибудь?

– Не вспоминать о нем я не могу, потому что мне часто о нем напоминают. Работал я с ним в силу того, что был советником Аппарата Общественной палаты России и курировал деятельность многих кавказцев, в том числе и Гочи Дзасохова. Я скажу, чему меня научила работа с этим человеком. Столкнувшись с внутриполитической кухней Северной Осетии, с тем, что редко выходит наружу — кулуарные войны, битвы, я очень многому научился. Осознал, кто есть кто. Жалеть о чем-то, наверное, не стоит. Каждому этапу жизни нужно быть благодарным и извлекать из него уроки. За эти три года я столкнулся со многими проблемами, связанными как с республиканской властью, так и конкретно с этим человеком, и понял очень многое. Но нашел в себе силы идти дальше. Это была не просто жесткая, а жестокая школа. Некоторые вещи можно понять только испытав на себе. Знание вообще редко дается вне личного опыта.

– Я правильно понимаю: ты сейчас говоришь о разочаровании в политике?

– У меня никогда не было политических иллюзий. Я часто вспоминаю слова Шарля де Голля: «Есть политиканы, есть политикарлики и политихамы, политиков больше не осталось». Разочарования как такового нет, я понимал и знал, что это — грязь. Но было время, когда я оказался по ту сторону баррикад от действующей власти.

– То есть, ты побывал на двух полюсах политики: сначала «Наши», потом оппозиция…

– Мне тяжело называть это оппозицией. Я объясню. В 2010 году, когда во Владикавказе был митинг после взрыва на рынке, и когда Азамат Агузаров вышел на площадь, мы в Москве организовали свой митинг в поддержку Азамата. Мы вышли в белых майках, на которых было написано: «Я не схавал. А ты?» И вот, именно после этого от меня и стали отказываться. Я стал неугоден тем людям, против которых пошел. Я потерял работу – из Общественной палаты меня, мягко говоря, попросили. Потом я, правда, восстановился на должности. Но прессинг был очень сильный. Да и сегодня меня неоднозначно воспринимают в республике. Но меня это не коробит, потому что люди, которые меня знают или узнают, они узнают меня с той стороны, с которой они хотят увидеть. Я открыт для взаимодействия. И я сделал свои выводы.

Самое главное – я открыл для себя очень важную вещь, о которой всем в последнее время говорю: есть две тактики –  бороться со злом и творить добро. Когда-то я с юношеским максимализмом боролся со злом, и мне казалось, что именно этим должен заниматься любой уважающий себя человек. А потом я понял, что любая агрессия порождает агрессию. Надо творить добро, и зло само сдастся.

– И на фоне этих размышлений у тебя и родилась идея создать Galabu?

– Мы с братом в силу своих возможностей помогали каким-то людям, а потом поняли, что точечная помощь, конечно, благодарная, но нужно эту работу как-то энергетически насыщать и расширять. Вот тогда и пришла в голову идея пекарен – бизнес, который бы не только продвигал осетинскую культуру в Москве, но и был источником доходов для реализации социально значимых проектов. Понятно, что наши ресурсы пока ограничены, но бизнес растет, увеличивается и количество проектов. И мы этим гордимся. Мы помогали конному театру, щукинским выпускникам, в организации выпускных гастролей которых принимали активное участие. Может быть, кто-то из них завтра станет известным актером и вспомнит, что один из кирпичиков в фундамент его успеха заложила команда пекарен Galabu. Это и есть самая большая благодарность для меня и для тех, кто со мной работает.

— Давид, мы уже с тобой говорили на нашей площадке про осетинские пироги. Но все равно спрошу: нужно нам создавать такой бренд или мы упустили время? Или, в принципе, в этом нет необходимости и нужно смириться с тем, что осетинские пироги, по сути, стали элементом фастфуда? Причем, не столько в Москве, сколько в Осетии.

– Традиции должны оставаться традициями, но время идет. И почему бы не сделать из того, чем мы гордимся продукт, которым бы гордился весь мир? Мы же не закрываем Гергиева внутри республик, никому не показывая?! Осетинские пироги – это не просто еда. Человек, который попробует их, лучше поймет нашу культуру. Не у всех есть традиция застолья, которая есть у осетин. Это нужно продвигать. И сыр осетинский нужно продвигать. Низкий поклон бывшему президенту Адыгеи Совмену, который вытащил на общероссийский рынок адыгейский сыр, что сделало более популярной саму Адыгею. Почему бы нам так же не поступить с осетинским пивом, сыром, пирогами?

– Давид, а для тебя есть разница между пирогом, который продается в супермаркете и тем, который испекли дома? Я подвожу к той сакральности пирогов, о которой много говорят. Объективно же, что наши хозяйки меньше стали печь пироги?

– Для меня есть разница, и большая. Но знаешь, у традиций Осетии есть проблемы поважнее, чем сакральность приготовления пирогов. Каждый отвечает за себя. Женщина, которая готовит пироги, должна молиться, когда месит тесто, даже если она это делает не дома. В этом же сакральность? Готовит она их дома или в пекарне, это уже второй вопрос. Повторюсь: есть более насущные вопросы, например, проблема сохранения языка, взаимодействие поколений, отношения между мужчиной и женщиной. У меня, например, нет возможности часто готовить пироги дома, я их покупаю, но от этого воспитание моего сына не становится менее осетинским.

– Перейдем от хлеба насущного к зрелищам. Ты, как активный гражданин, в курсе последних событий в стране. Как ты относишься ко всему, что происходит в связи с ситуацией на Украине, к политике российских властей?

– Мы сейчас в эйфории от рейтингов Путина и от того, что Крым наш. Но мне кажется, мы не осознаем, какие последствия нас ждут в ближайшие годы. Для меня патриотизм – это, прежде всего, умение давать авансы своей стране. Вот авансов давать мы не умеем. Мы сегодня гордимся своим президентом, его политикой. Но готовы ли мы и без того затянутые пояса затянуть еще сильнее? Условно это так: у меня вот есть 2 рубля, один из которых я могу и хочу отдать своей стране, чтобы она встала на ноги. Если мы готовы, то это – неподдельный патриотизм. Если же мы просто утираем слезу, смотря по телевизору Олимпиаду, то это гроша ломаного не стоит.

Моя страна – это, прежде всего, благосостояние его населения, отношение Президента к человеку и наоборот. Мне хочется, чтобы моя страна жила богато. Мне никогда не приходило в голову уехать в Европу. Как бы мне не было тяжело здесь, я никогда не уеду за границу. Мне нравится моя страна, я готов зарабатывать и вкладывать свои средства в свою республику, которая является частью моей страны. Я готов давать авансы и верить в свою страну. Если повар будет хорошо готовить борщ, журналист будет хорошо брать интервью, школьник будет хорошо учиться в школе, то есть каждый будет делать свое дело на «отлично», в этой стране будет все прекрасно. Не нужно ничего делать глобального! Быть патриотом на войне — легко, в мирное время быть патриотом труднее.

– Отчасти я согласен с тобой, Давид. Но повар, который делает самый вкусный и правильный борщ, хочет чувствовать себя свободным. Выбирать себе главу, ездить за границу, на честно полученную зарплату купить то, что хочет… И сегодня эти устои, к которым наш положительный  повар привык, пошатнулись. Кстати, это касается и журналиста, который у тебя берет интервью…

– Нам всего 20 лет. Европу же не случайно Старым светом называют?! Америка прошла большой путь к своим ценностям. Да, я хочу, чтобы мой сын жил в свободной стране, чтобы он имел равные социальные возможности с теми, которые сейчас сидят у власти. Но есть пережитки становления государственности, процесс, который мы сегодня наблюдаем. Надо быть немного терпеливее, что ли… Я всегда говорю: завтрашний день не предопределен, от того, как мы сегодня будем за него бороться, таким он и будет. Есть прекрасные слова – «Целый мир отступает, что дать дорогу тому, кто знает куда он идет.

Раньше я охотно поддерживал разговоры, в которых хаяли местную власть. Я много спорил, что-то доказывал… Теперь я в таких случаях задаю два вопроса. Первый – «Ты ходишь на митинги?» Мне говорят: «Я не хожу на эти бессмысленные сборища». Второй – «Ты ходишь на выборы?» И чаще всего ответ следующий: «Зачем на них ходить, если там все решено?» И тогда я говорю: «Я не буду с тобой говорить о политике и местной власти, я не буду ничего с тобой обсуждать. У тебя есть два более-менее законных и доступных способа сменить ту власть, которая тебя не устраивает. Если ты не делаешь этого, никто тебе не виноват в том, что ты живешь плохо. Мы получаем не то, что заслуживаем, а то, чего добиваемся».

Вот мы с тобой вышли с транспарантами против отмены региональных выборов. Это наша гражданская позиция. Но нужно быть последовательным и не ограничиваться одноразовыми акциями. Я, например, жалею, что до конца не пошел с «Электроцинком». И тогда бы не было этого плевка от власти. Когда мы что-то делаем или не делаем, нужно думать, как это отзовется завтра. Ведь, преступление – это не только то, что мы совершаем, а и то, что мы не делаем, попустительствуя тому, что происходит. Это не просто — доносить правду до людей, мир сегодня такой, люди больше иллюзиями живут. Здесь очень актуальны слова Джорджа Оруэлла – «Во времена всеобщей лжи, говорить правду – это экстремизм».

– Давид, а не кажется ли тебе, что инертность общества как раз и объясняется тем, что государство всеми способами загоняет его в такие условия? Вот ты выше говорил о недолгом сроке нашей государственности, я принимаю этот аргумент. Но тогда тем более власть должна воспитывать гражданственность, поддерживать ее. А происходит, как мы видим, все наоборот…

— Я иду от обратного. Ты говоришь: хочу добротный дом. Так давай этот дом построим, в котором нам всем будет комфортно. Потом у этого дома мы будем требовать: ну-ка включи мне свет, хочу горячую воду и т д. Я немало литературы прочитал о том, как строился Израиль. Эта страна возникла на пустом месте в пустыне. И сегодня заходишь в супермаркет, а там израильская картошка, клубника, другие фрукты. Это заслуга людей, которые когда-то сказали: «Я еврей, я люблю эту страну». Когда-то они самоорганизовались, а теперь они могут требовать от своего государства и права, и свободы, и многое еще чего.

И наше осетинское общество – вольное общество, и ценилось оно именно своей самоорганизацией. Вспомни теорию пассионарности. И в нас еще не умерло это ядро, и пока этого не произошло, у нас есть шанс. Поколение наших родителей было оторвано от действительности советской идеологией.   Я могу подойти к своему отцу и сказать ему: «Что вы мне оставили сегодня? Проблему Электроцинка? Безработицу и разваленный театр «Нарты»? Но я не хочу то, что получил от своих родителей, передавать своим детям! Если мы критикуем, нужно предлагать свои идеи. Если мы их предложили, давайте их воплощать в жизнь. И делать это вместе, на благо страны. И когда государство будет построено, вот тогда мы сможем требовать от него. Умение делать добро и не требовать сиюминутной благодарности, наверное, и спасет нашу страну и нашу республику.

Очень важно перестать вечно обвинять друг друга и искать крайних. Мы постоянно тычем пальцев в соседа – «он виноват и вот он виноват, а еще этот виноват…». Хватит. Не стоит тратить энергию на бесполезные вещи, надо созидать. Вместе. У нас с вами одна страна, один народ, одно будущее.

Давай спустимся по политической лестнице немного вниз, на уровень нашей республики. Ты часто бываешь дома.  Говорят же, что большое видится на расстоянии. Ты видишь ситуацию в Осетии незамыленным взглядом. Скажи, что не так в Осетии?

Первое, что приходит в голову, и о чем мы уже говорили, — люди опустили свои руки, у общества нет цели. Мало кто думает над такими вещами: если я преподаватель, взял взятку и так поставил оценку будущему врачу, то к нему в будущем может попасть мой же ребенок. Или если я полицейский, отпустивший пьяного водителя за мзду, то кто виноват, что он потом собьет моего племянника на дороге?! Это и есть всеобщее неосознание ответственности друг за друга. Умение сопереживать друг другу уходит куда-то в архаичность. Меня это на самом деле очень пугает. Нужно осознать: когда нет внутреннего врага – внешние враги не могут нас ранить.

Парадокс: уезжая из республики, тебе родное становится еще ближе. Любовь к языку мне Москва привила, как это ни странно может показаться. На чужбине ответственность за тех, кто рядом с тобой, за своих земляков почему-то резко повышается. Мне бы хотелось, чтобы в Осетии каждый сосед был в ответе за своего соседа. Когда круговая порука, в добром понимании этого слова, замкнется в цепи, тогда общество изменится…

И ты веришь в то, что 700 тысяч человек одновременно это смогут осознать?

Это планомерный процесс. Мы же деградировали тоже не сразу…

Но деградировать нам же тоже помогли? Может, для осетинского национального ренессанса нам нужен лидер?

— Он нужен всегда. Вспомни хотя бы строчки Коста из «Додой», где он вопрошает: где же ты, вождь наш? Даже Коста пытался найти лидера, за которым пошел бы народ. Но, может быть, лидер – это не один человек? Группа людей, или событие какое-то должно произойти? Хотя, после Беслана, что еще может с нами произойти?

В истории Осетии были такие люди, например, Бега Кочиев, тот же Чермен. Они пошли не просто против системы, это была попытка объединить свой народ и дать ему веру в самого себя. Мне кажется, что у людей нет веры в себя. И страшно, что у людей воруют не деньги, а право на эти деньги, на которые он может купить хлеб. Вот когда люди перестают верить в себя.  Нужно давать человеку возможность поверить в себя, почувствовать свою причастность к строительству своей республики. И не просто сказать: ты нужен своей республике, а привлечь его к этой работе. Тогда у него будет мотивация побудить еще кого-то на благие дела. Когда мы делаем проекты, я говорю ребятам: мы никого ни к чему не призываем, мы делаем добро. Только добро притягивает.

И в нас поверили. Сперва Gradus.pro, затем к нам присоединилась Жанна Кораева — знаток осетинского языка. За ней пришла Аида Кадзаева. За ней — Алена Хачирова, Валерий Гасанов, Тамерлан Техов… Мы начинали вдвоем, потом нас стало 10 человек, теперь нас 20. И главное — этот энтузиазм не растерять. Я всегда говорю: найдутся люди, которые палки в колеса совать будут, завидовать… А мы улыбаемся и идем дальше.

Есть такая притча: шел человек и увидел дерущихся мужчин. Он разнял их и спрашивает одного: «Что случилось, с чего все началось?» Один из дерущихся ответил: «Все началось с того, что я первым дал сдачи». Вот когда мы разучимся давать сдачи, научимся прощать друг друга, понимать друг друга, перестанем клеймить, ставить клише, вот тогда может что-то изменится. Когда человек молод, и он пытается чего-то добиться, а рядом нет старшего для примера в жизненном пути – это проблема. И тут никакое государство не поможет.

Мы же не из космоса прилетели, у нас история за спиной. Зиу – это не такой старый обычай, кстати, а мы все про аланов, скифов говорим… Может быть, какая-то преемственность поколений нарушена, может должна пройти смена поколений и что-то поменяется. Но не надо ждать, мол, вот сейчас поколение поменяется, и все сразу станет хорошо. Сегодня появилась плеяда молодых людей, вы о них пишете, они ни у кого ничего просят, занимаются своим делом для общего блага. Это и Чермен Дудаев, который пишет прекрасные стихи, это и Марат Музаев, Руслан Карсанов, Марат Арчегов, Тимур Сагеев… И та же Жанна Кораева – она и педагог в школе, и в театре «Амыран» играет, пытается всем помочь. И таких людей становится все больше и больше. Как говорили в советские времена: сгореть, но осветить путь другому. Наверное, это и должно быть целью настоящего осетина. Ну, по крайней мере, мне так хотелось бы думать. Я, например, порой лишаю своего ребенка общения с собой, занимаясь разными проектами. Но я буду счастлив, если какой-нибудь ребенок в Турции зайдет на наш сайт и почитает стихотворение на родном языке. Для меня нет чужих детей, как бы это пафосно не звучало. Мы перестали мыслить коллективно.

Давид, я не могу объяснить себе такую закономерность: почему под вашими материалами и проектами так мало комментариев? Лично мне это неприятно, потому что я вижу, как работают ребята. Скажи, у них самих руки не опускаются?

— Я им не даю опускать руки. Мы эту проблему заметили. Мы привыкли говорить все время о плохом, все клеймить. Вот мне говорят: «У нее акцент, почему она в джинсах?» Спрашиваю: «А ты досмотрел ролик, ты узнал для себя, кто такой Зангиев?» И слышу в оправдание: «Не, я ролик не досмотрел…» Но есть и другие примеры. Мне говорят, что ждут наш следующий ролик. И тут я понимаю, что не зря год работаем. Это раньше мы считали каждого пользователя, сегодня это уже не 50 и не 100 просмотров, их гораздо больше. Я еще раз говорю: терпение, еще раз терпение.

Мы это делаем не для галочки, и я уверен, что результат рано или поздно будет. Мне вот говорят, что наши ролики проекта «Чиныг» в школах показывают некоторые преподаватели. К сожалению, мы перестали читать даже на русском, что же говорить об осетинском языке? Но хотя бы узнать краткое содержание рассказов Иласа Арнигона с нашей помощью можно. Вот я убежден, что те, кто читают книги – всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор. Как не вспомнить слова Лессинга – «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте, и хотя криво, да сами».

Я, например, в ходе работы над сайтом Æmdzavgæ столкнулся с такой вещью: мы обращаемся к людям с просьбой прочитать стихотворение на осетинском и практически всегда слышим: «Коста, да?» И все. Осетинская поэзия для многих ограничивается Хетагуровым. Но я узнал для себя такое количество поэтов! Я уверен, что мало у какого народа найдется такое количество поэтов и такого уровня поэзия. Я теперь это точно знаю. Для меня комментарии не являются показателем отношения к моей работе. И я ребят прошу не обращать внимания. Интерес к проектам, польза, которую они принесут, намного больше. Даже если за год нашей работы только один человек возьмет книгу и почитает, я буду считать, что мы не зря трудились.

Помимо проектов в интернете, пекарни Galabu учредили именные стипендии для студентов факультета осетинской филологии. В разговорах о языке, как ты понимаешь,  недостатка нет. Как сохранить язык, я не знаю, к сожалению. На своем личном примере могу сказать, что я знаю язык исключительно благодаря бабушке, которая меня и воспитывала: когда я пошел в садик, в 4 года, я не знал ни одного русского слова. И вот, мне кажется, что язык ушел с бабушками. Сегодня время другое, бабушки хотят продлить молодость и трудоспособность, а внуков, чтобы особо не париться записывают в классы с облегченным изучением языка. А ты для себя ответил на вопрос: что нужно делать, чтобы осетинский не умер?

Я искренне верю, что язык сохранить можно. Нужно начинать с малого. Я жил на Осетинке, там была маленькая библиотека, и я любил сидеть в читальном зале. Сегодня там стоматология. Библиотеки умирают сегодня, они неинтересны. Почему не создать в библиотеках мини-детские клубы, где бы собирались и разговаривали на осетинском? Почему нельзя названия улиц писать по-осетински? Можно по всей улице Коста на каждом доме установить табличку со стихами поэта, это же улица Поэта. И тогда отец, ведущий своего ребенка в садик или школу, сможет вслух прочитать ему строки Коста. С таких вещей, с малого, и должно начинаться сохранение языка. Вот ты сны видишь на русском языке, и я вижу сны на русском. А недавно мой сын спросонья на осетинском разговаривал с волком… И я понимаю, что он еще пока думает на осетинском. Но это тоже, к сожалению, теряется, потому что он в Москве растет. Но значит, можно воспитывать языку?! Это не проблема семьи, как многие считают. Вернее, это было проблемой предыдущих поколений. Но в чем виноваты дети родителей, которых в детстве не научили языку? Их нужно спасать уже в садике, школе, в специальных кружках. Нужно дать им такую возможность. У нас нет ни одной осетинской школы. Вспомнишь про 13-ую, я тебе скажу, что это не осетинская школа…

А может, настало время каких-то драконовских методов, как это было в Латвии, Эстонии? Не знаешь осетинского языка – тебе закрыта дорога на госслужбу. Взять интервью на осетинском языке у чиновника – это сродни пообщаться с инопланетянином. Многие, возможно, и говорят в быту на осетинском, но говорить публично почему-то не хотят. Или стесняются.

Я бы убрал так называемые русские группы по изучению осетинского языка. В них же обучаются в основном осетинские дети. Я бы ввел экзамен по  осетинскому языку в вузах. Например, я поступаю на математический факультет, мне не хватило баллов, но я знаю, что если я добровольно сдам экзамен по осетинскому, у меня будет приоритет перед другими абитуриентами. Такими методами, думаю, можно исправить ситуацию. А введение обязательного экзамена может вызвать протесты. Надо вводить моду на осетинский язык. И я вижу, что это уже происходит.

– Давид, ты активный пользователь соцсетей?

– Да.

Следующий вопрос у меня напрямую связан с соцсетями. В них можно встретить когорту молодых людей, которые из фэйсбука выпрыгивают, чтобы их заметили. Тут тебе и правильные посты, и вовремя поставленные лайки, и совместные селфи с «нужными» людьми. У таких, на мой взгляд, одна цель – показать себя, свою лояльность, чтобы их заметили. И пригласили. На работу, к кормушке, – кому как привычней. Как ты думаешь, можно ли в Осетии другими способами сделать карьеру?

Я вижу это, среди блогеров много таких примеров. Да, они хотят отхватить, ну, если не часть пирога, то хотя бы крошки от него. Что касается пресловутых социальных лифтов, то я тебе объясню на примере. Возьмем группу Progredi. Мы стали воспитывать и учить 9 человек – студентов-пиарщиков – проводить им мастер-классы, помогать организовывать акции. Через совсем небольшое время четверо из них получили приглашение на Ossetia.tv. Мне звонят и предлагают работу для других участников. Другими словами, если ты реально можешь что-то делать, тебя обязательно заметят. И без активной профанации в соцсетях. Понятно, что этот путь длиннее, но он фундаментальный и правильный.

Давид, тогда давай поговорим о твоих амбициях. Это бизнес, или все-таки политика?

В моей жизни переломный моментом стала встреча с одним стариком, который посоветовал мне перестать бороться со злом. И это – теперь моя жизненная философия. И в ней нет места политике. Конечно, чтобы я не делал, люди воспринимают это как политику. Общественная жизнь для меня сегодня стала образом моей жизни. Бизнес для меня сегодня – это средство быть полезным обществу. Я не хочу в политику, по крайней мере, сейчас, потому что не хочу потерять свое собственное «я». Прийти одному в политику – значит точно потеряться. Прийти с командой – тебя могут не пустить. Поэтому, я понял, что не хочу тратить энергию на то, что тебе не нужно и не имеет смысла. Мне интересно быть в гуще событий и помогать изменять мир.

А возвращаться в Осетию не думал? Кто и что может предложить Давиду Газзати, чтобы он вернулся на родину?

Я думаю, что рано или поздно я вернусь сюда со своим проектом. Вряд ли мне кто-то что-то может предложить. Самое главное, что мои родители, моя сестра – здесь, это моя родина, и так будет всегда, где бы я ни находился. Причина, по которой я уехал, до сих пор не позволяет мне вернуться обратно. Мне тяжело в Осетии расправить крылья. Проекты Progredi, Æmdzavgæ, стипендии – это попытка расправить хотя бы одно крыло. Но находясь в Москве, у меня больше возможностей делать для Осетии что-то полезное. А когда этих проектов будет столько, что я пойму, что мне надо находиться здесь, я вернусь. Мне не нужен кабинет, чтобы вернуться на родину.

— Давид, спасибо тебе за откровенные ответы и за твой идеализм, который лично мне прибавил немного оптимизма…

СТАТЬИ
12.03.2024

Торговая сеть запустила новую акцию

26.11.2023

Все, что вы хотели знать о мерах соцподдержки мам

16.11.2023

Торговая сеть запустила предновогоднюю акцию

17.10.2023

Нового министра ВД по Северной Осетии Демьяна Лаптева представили личному составу ведомства

16.10.2023

Во Владикавказе проведут рейд по незаконным нестационарным торговым объектам

13.09.2023

В Северной Осетии появился ВкусВилл

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: