ДеЛАтелям культуры посвящается…

Когда хорошим идеям не хватает толка, чувства и расстановки

В научном мире принято вводить новую терминологию в самом начале текста, поэтому сразу прошу своих читателей вспомнить мультфильм «Золотая антилопа», где парнокопытное животное неземной красоты своими тонкими ножками чеканит золотые монетки. А потом восточный богач (бей, кажется) погибает под грудой желанного золота, которое было целью и смыслом его жизни. Даже хорошего может быть слишком, избыточно, невыносимо много. Предлагаю называть это явление принципом золотой антилопы.

В моей истории роль золота играет театр во всех его проявлениях, а роль антилопы, способной сделать хорошее страшным и опасным, – галочный подход к культуре, когда главным становится факт проведения, а не качество.

Речь пойдет о фестивале «Сцена без границ», в связи с которым у меня, любителя и почитателя театра как вида искусства, очень и очень много вопросов.

Первый и главный звучит так: «Может, сделать перерыв в непрерывной и уже чрезмерной череде фестивалей?» Мероприятие под эгидой Валерия Гергиева, когда в день бывало по три концерта, потом полуторамесячный марафон Ларисы Гергиевой, гастроли двух театров: Московского имени Маяковского и Карельского национального (гастроли, кстати, были великолепно организованы)… И сразу «Сцена без границ». Многовато, на мой взгляд. Можно было бы и поменьше.

Уровень организации последнего из перечисленных фестивалей вызывает массу нареканий. По два спектакля в день (в 14.00 и в 18.00), причем, в рабочее время. Фестиваль начался в понедельник и аккуратно закончился в субботу, не предоставив шансов тем, кто трудится, посетить спектакли, представленные в его рамках. Странно, по меньшей мере. Будто не для зрителей все делалось, а только для организаторов, для той самой галочки.

Удивили некоторые афиши. Автором трагедии «Фатима» значится не Коста Хетагуров, как я всегда считала, а Т.Кокаев, а знаменитую на весь мир пьесу «Кровавая свадьба», согласно афише, создал не Гарсиа Лорка, а В.Гаглоев. Весело, правда?

А дальше мне хочется прожектор, используемый осветителями во время спектаклей, повернуть в сторону зрительного зала. Я бы сказала, что главная проблема фестиваля «Сцена без границ» — это зрители. В нашем случае они делятся на две неравные группы: жюри и «простые смертные».

Сам факт наличия жюри я не очень понимаю, потому что это фестиваль, а не конкурс.

Перечислю членов жюри: Галина Валентиновна Скоробогатова, редактор «Музыкального журнала»; Петр Глебович Попов, профессор, режиссер, остепененный специалист в сфере искусствоведения; Александр Дмитриевич Федоров, Заслуженный артист РФ; Эдуард Юрьевич Галазов, декан факультета искусств Северо-Осетинского государственного университета; Махарбег Рутенович Кокоев, артист театра и кино.

Замечательно, но только на первый взгляд, потому что во всем этом трудно усмотреть даже намек на справедливое судейство. Если жюри, условно говоря, «внешнее», то есть состоит из людей, не живущих на Кавказе, то почему в нем есть два наших соотечественника? Если жюри «внутреннее», то почему только Осетия в нем представлена? А где хоть кто-то из тех регионов, которые значатся в театральной афише фестиваля?

Мне думается, что жюри должно включать представителей республик-участниц. Просто по той причине, что Кавказ очень специфичен: извне понять многие явления, привычные и даже повседневные для нас, для тех, кто к «нам» не относится, практически невозможно.

И, честно говоря, организаторы самых известных театральных премий всегда (!) отправляют членов жюри на «родную» для номинантов территорию. Несколько нечестно судить по одной шкале спектакль Осетинского театра, который играется на собственной сцене в присутствии хорошо «прочувствованного» зрителя, и спектакль таджикской молодежной труппы, который был представлен не только на незнакомой площадке, но еще и без перевода. Как это? А вот так!

Это о жюри.

А с простыми зрителями все еще хуже. Их у фестиваля нет! На спектакли сгоняли студентов, учащихся и представителей национально-культурных обществ, поэтому в залах было шумно, неуютно, не слишком интеллигентно, зато очень телефонно, что ли. Стыдно перед гостями, которых в подобных условиях еще и оценивали.

Почему так? А нормальная театральная публика Владикавказа, от которой в восторге все гастролирующие у нас коллективы, устала и решила игнорировать «Сцену без границ». Всё! Пресыщение наступило. Не лезет больше.

Никогда не думала, что смогу такое сказать, но, как герой «Золотой антилопы», молю о пощаде. Хватит! Дайте переварить, осознать, прочувствовать.

Идея сцены без границ великолепная: масштабная, нужная и очень гуманная. Но то, как она воплощена в жизнь, ее убивает. Совсем. Наповал.

P.S: Я хотела дождаться решения жюри, а потом подумала, что незачем. Какая разница, если я не считаю справедливым предложенный организаторами фестиваля подход.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ

В Северной Осетии обсудили судьбу 8,2 млрд рублей, полученных от федерального центра

Министр образования поведала о спасении осетинского языка, сокращении кружков в детдомах и зарплатах учителей

17.01.2018 Gradus Pro

Новый главный тренер «Спартака-Владикавказ» опроверг слухи о появлении у клуба спонсора и пообещал быть честным с болельщиками

Во благо бюджета депутаты провели заседание поздним вечером, засыпав вопросами премьер-министра

16.01.2018 Gradus Pro

Юрий Газзаев возглавит «Спартак»

В Осетии Бог живет не по углам, как думают насмешники, а всюду

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: