В Ирафском районе в ДТП с участием микроавтобуса с туристами и грузовика пострадали три человека
Более 600 семей в Северной Осетии получают ежемесячную выплату из средств материнского капитала
В 2024 году при выходе на работу родители продолжат получать пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет
«Ростелеком» приготовил 4 миллиона подарков
Преимущества услуг доставки цветов в Ростове
Плохая канализация, сход Колки и водочный бум. Удастся ли оздоровить главную реку Осетии? Если вы […]
Дирижерские палочки в крови
«В крови осетин обнаружены палочки. Дирижерские».
Эту фразу написал в фейсбуке мой виртуальный друг Дзантемир Тырысаев в те дни, когда Тугана Сохиева назначили главным дирижёром и музыкальным руководителем Большого театра. Я еще три дня после того как прочла фразу, обижалась на Дзантемира из-за того, что такая острая мысль пришла в голову не мне, а ему. Правда долго обижаться не пришлось, потому что в редакции дали партзадание – пообщаться с известным осетинским композитором, пианистом, директором-художественным руководителем Северо-Осетинской госфилармонии Ацамазом Макоевым, узнать его мнение по поводу причины возникновения «палочек» в осетинской крови и хотя бы в общих чертах обрисовать клиническую картину «заболевания».
— Я в детстве вообще не хотел музыкой заниматься, все из-под палки было. Мама решила, что я должен стать пианистом. Мы переехали сюда из Беслана, поселились в коммуналке на Ленина, и я начал заниматься в только открывшейся тогда ДМШ №2. В Детскую музыкальную школу им. Чайковского меня не приняли. Посчитали, что я профнепригоден. Кстати, туда же не поступил в свое время и Валерий, по той же причине.
Гергиевы жили по соседству с нами. Но с Валерой мы познакомились много позже, когда я поехал поступать в консерваторию в Ленинграде. Он в то время уже учился там в аспирантуре.
Вот Вы спрашиваете, Анжелика, почему Осетия дает миру так много дирижеров: Вероника Дударова, Валерий Гергиев, Туган Сохиев. Подрастают Тимур Зангиев, Георгий Албегов, Хетаг Тедеев, Дана Муриева.
Знаете, у нас в Осетии созданы все условия для развития школы дирижирования. Судите сами, Гергиевым и Сохиевым занимался Анатолий Брискин – выдающийся педагог, пианист, дирижер, заслуженный деятель искусств Северной Осетии, лауреат премии им. К. Хетагурова. Это он открыл талант в них, дал им направление в жизни. Подрастающим поколением дирижеров занимается Тамерлан Хосроев — талантливый педагог, композитор, дирижер, заслуженный деятель искусств РСО-Алания.
Кроме того, и Гергиев, и Сохиев, и наши юные звездочки – все имели и имеют возможность с раннего возраста дирижировать настоящим оркестром. Во всех остальных странах дети тоже учатся дирижированию. Но они делают это в классе, где оркестровую партию им исполняют пианисты-иллюстраторы. А у нас маленькие дирижеры могут встать уже перед настоящим, живым оркестром и на собственном опыте понять, что это такое — управлять огромным коллективом, улавливая при этом, кто где сфальшивил или не вовремя вступил, учиться элементарно улаживать конфликты между оркестрантами.
Гергиев в 17 лет стоял перед студенческим оркестром в училище искусств, а Туган Сохиев в 19 лет стал уже главным дирижером филармонии, хотя был по факту еще студентом консерватории. Кто бы ему дал такую возможность там, в Санкт-Петербурге! И, кстати, все однокурсники Тугана, ученики великого Ильи Мусина, у которого учился и Валерий, тоже имели возможность здесь обкатывать свои программы. Каждый месяц они прилетали сюда и выступали здесь – Теодор Курентзис, Алим Шахмаметьев, Сабрие Бекирова, Александр Сладковский, Ван Ю — все, кто учился в то время в Санкт-Петербурге на дирижерском отделении.
Сейчас, скажу Вам откровенно, многим оркестрантам не нравится, что за пульт перед ними встают дети. Да я и сам не очень-то верил в успех Тимура Зангиева, когда увидел его. Был случай, когда против него чуть ли не коллективное письмо писали – чтобы не допустить мальчика к репетиционному процессу. Как выяснилось впоследствии, все мы очень сильно ошибались: Тимур сейчас учится в Московской консерватории, параллельно работает дирижер-ассистентом Московского академического Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. О том, сколько раз и где он выступал с оркестром, еще будучи ребенком, даже говорить не приходится.
Сейчас вот на смену Тимуру идут Георгий Албегов, Хетаг Тедеев и Дана Муриева – участники многочисленных всероссийских и международных фестивалей. Эти ребята дирижировали не только здесь, во Владикавказе, но и в Цхинвали, и в Москве.
Георгий уже года два живет в Санкт-Петербурге, учится в университете. Параллельно заканчивает музыкальное училище. Сейчас будет поступать в консерваторию.
Хетаг и Дана живут пока здесь, в Осетии. Дана еще учится в школе, а Хетагу в этом году предстоят два ответственных события — выступление на фестивале памяти Ростроповича и поступление в консерваторию. Он сейчас зачислен в штат филармонии, что тоже многим не нравится.
А вообще, знаете, Хетаг удивительный мальчик. У него феноменальные способности. Остается надеяться, чтобы он выдержал нагрузки, которые ему предстоят. Он знает и умеет сейчас то, что в свое время не знал и не умел даже сам Гергиев. У Хетага фотографическая память. Он может дирижировать огромные произведения, практически не заглядывая в ноты.
Знаете, я когда-то напророчил Сохиеву, что он возглавит Большой театр, а сейчас с уверенностью говорю, что Хетаг Тедеев будет дирижировать в Metropolitan Opera.
Даночке сейчас 13 лет. Это такой мощнейший дигорский вариант настоящего руководителя. Она очень наблюдательная, замечает все, что происходит вокруг нее. Не раз она видела, как оркестранты вставали и уходили с репетиции, «потому что закончилось время». Мне приходилось улаживать конфликты в таких случаях. Дана после одного такого случая сказала отцу: «Папа, я всех их запомнила. Когда я вырасту, я приду руководить этим оркестром…».
Туган Сохиев
Тимур Зангиев
Хетаг Тедеев
Дана Муриева с папой и дядей
Как сложится судьба наших дирижеров?
Ведь можно потратить свой талант на то, чтобы пройти довольно трудный творческий путь, не обязательно в столицах, а, может быть, где-нибудь в глубинке, поднимая из руин какой-нибудь забытый Богом музыкальный театр и выводя его на принципиально иной уровень.
Можно сверкать – и вполне заслуженно – на лучших мировых сценах.
А можно растратить свой талант на банальное зарабатывание денег и славы.
Как сложится судьба наших дирижеров?
Нового министра ВД по Северной Осетии Демьяна Лаптева представили личному составу ведомства
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: