Фиксаж

Современный ребенок с первых дней жизни имеет внушительный объем мегабайт фотографий на мобильных телефонах родителей и многочисленных родственников. Яркие снимки первых шагов и первых достижений любимого чада в красивых рамках также бывают разложены на полках по всему дому. Обзаведясь в определенном возрасте всевозможными гаджетами, ребенок самостоятельно начинает пополнять свои папки фотографий, селфи.

Представителям цифрового поколения уже никогда не понять, как их предшественникам приходилось проводить несколько дней в нетерпеливом ожидании снимков, как мы приносили в салоны «Кодак» фотоаппарат, чтобы там сперва достали из него пленку и мы бы смогли выбрать нужные фотографии для печати. А также, как тебя в фотоателье ставили на кубик или сажали в машинку и просили смотреть прямо, не моргая, чтобы не пропустить птичку, которая должна вылететь из объектива фотоаппарата.

Сейчас  же фотографировать себя любимого, еду и все, что тебя окружает для большинства взрослых и молодых людей стало весьма обыденным и чуть ли не ежечасным ритуалом. А ведь было время, когда ради заветного снимка на фоне белой или темной простыни, целыми семьями отправлялись в фотоателье, превращая свой поход в самый настоящий праздник.  В фотоальбомах у всех, кому за 25, сохранились старые и не совсем, цветные и черно-белые постановочные семейные фотографии . С застывшим, на сосредоточенных, но счастливых лицах, временем.

Ощущение праздника, которое в те времена фотограф дарил своим моделям, помнит и владелец единственного в Алагире фотоателье — 69-летний Ахсар Бидеев. При воспоминании об этом, глаза пожилого фотографа загораются живым блеском, и он начинает свой рассказ о том, как все начиналось.

IMG-20151012-WA0003

В этой студии работают уже три поколения фотографов. На протяжении десятков лет здесь менялась техника, методы фотографирования, но неизменным оставалась любовь к искусству останавливать время:

Раньше желающих фотографироваться было больше, нежели сейчас. Видели бы вы, какие очереди выстраивались на 1 мая и 7 ноября. Нарядные и красивые, они дарили ощущение праздника и мне.

Фотоателье Кодак находится на центральной улице Алагира и является единственным в городе.

67кен

Гадзе Бидеев

Основал его в далеком 1946 году отец Ахсара – Гадзе Бидеев. Родился Гадзе в 1917 году в многодетной семье, состоявшей из пяти сестер и трех братьев. В молодости он лишился руки, но это не спасло его от 10-летней ссылки в Казахстан. После отведенного срока ему все равно не разрешили вернуться на Родину, поэтому он вместе с родителями, братьями и сестрами обосновался в Грозном. Гадзе с детства делал большие успехи в рисовании, обостренное чувство прекрасного не притупилось и во время ссылки. Но Великая отечественная война внесла свои коррективы в выбор дальнейшего рода занятий, и все четыре года Гадзе проработал экспедитором по снабжению. Здесь же он обзавелся семьей и стал отцом двоих детей: мальчика и девочки.

Второй сын – Ахсар родился уже после долгожданно переезда во Владикавказ. Раскулаченный Гадзе долго и упорно добивался членства в партии и, в конце концов, добился своего. В 1946 году вместе с семьей он переехал в Алагир, где и открыл свое фотоателье.

В любимом деле отцу начали потихоньку помогать сыновья Ахсар и Георгий. Ахсар начал фотографировать еще будучи школьником, благо отец доверял ему фотоаппарат, который сын с гордостью приносил в школу во время различных  торжественных мероприятий.

Окончив радиотехническое училище, Ахсар устроился работать телемастером, но часто ходил с туристами в Цей вместо отца и фотографировал их. Окончательно влюбившись в этот процесс, он понял, что дело отца стало и его делом, и он открыл собственное фотоателье. Но во время перестройки его приватизировали, и с 1989 года Ахсар перебрался в студию отца, в которой по сей день работает и помогает дочери.

– Отец застал еще новую технику Кодак, которая ему больше старой нравилась, — вспоминает Ахсар об отце. — Кроме того, что он любил фотографировать людей и постоянно ходил с фотоаппаратом, сам тоже любил фотографироваться.

Гадзе до 80 лет продолжал ходить в салон к сыну Ахсару и помогал ему. Не стало основателя фотоателье в 2006 году.

 

Преемственность поколений в семье фотографов продолжает  и дочь Ахсара – Эльвира. Для нее любовь к прекрасному также не стало делом выбора. Девочка с детства ходила в студию к деду, сидела на коленях, когда тот в темной комнате проявлял негативы. С 25 лет она всерьез занялась семейный делом.

Сегодня фотоателье не пользуются особой популярностью. Вот и в студию Бидеевых  в основном приходят сфотографироваться на документы, отреставрировать старые фотографии или принять заказ на фотосъемку выпускников. Но, как отмечают отец с дочерью, для них не финансовая составляющая играют основополагающую роль, а ощущение того, что ты занимаешься любимым делом.

*Фиксаж (фр. fixage, от лат. fixus — прочный, закреплённый), или закрепитель в фотографии — раствор веществ, предназначенный для закрепления фотографического изображения на фотоплёнке, фотобумаге или ином носителе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ
17.10.2019

Одна из слагаемых образа первого президента Северной Осетии Ахсарбека Галазова

Суду потребовался эксперт для рассмотрения архива по делу Цкаева

«Мусорный» оператор просит подождать и обещает перемены к лучшему

Знаменитый тренер Анатолий Маргиев о турнире в Китае и шансах осетинских вольников на Олимпиаду в Токио

Подсудимые отказались давать показания и снова настаивают на закрытом процессе

Учителя 21 века: безмолвные, загнанные, перегруженные

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: