«Фотография до и после»

Я дилетант в области кино и воспринимаю его на самом что ни на есть примитивном и непрофессиональном уровне: нравится – не нравится. Но я смею надеяться, что фильмы создаются не для коллег по киношному цеху, не для специалистов и критиков, а для таких обычных, заурядных зрителей, как я. Поэтому я сама себе разрешила высказаться по поводу новой короткометражки Сослана Макиева «Фотография до и после».

Когда появляется очередной фильм режиссера, то уже можно говорить о тематических предпочтениях и стиле. В случае с Сосланом Макиевым с темой пока все просто: это война. А вот об авторском почерке  хотелось бы поговорить чуть подробнее, потому что его новое произведение не может оставить равнодушным любого человека, который хоть краешком своей осознанной биографии зацепил Советский Союз. Почему я так говорю? Потому что у людей «постарше» творение Сослана Макиева вызывает ностальгические ощущения именно потому, что стиль режиссера вобрал в себя многое, что было характерно для качественного и талантливого советского кино.

Молодежь относится к кинотекстам Сослана Макиева несколько иначе: многим не хватает спецэффектов, взрывов, трансформаций, красоток и суперменов, страшностей всякого рода, вампиров, оборотней и иной необходимой для успеха сегодня белиберды.

Каковы же черты стиля, вызывающие столь разную реакцию у тех, кто любит кино в его голливудской версии, и тех, кто способен оценить иной формат, не такой яркий, выпуклый и поражающий воображение? Короткометражка осетинского режиссера (длительность ленты – 30 минут) отличается простотой, ясностью, прозрачностью, спокойствием и чистотой. Тем важнее детали и детальки, которые автор фильма должен, обязан проверить и «отрегулировать», потому что ничего в подобном фильме нельзя спрятать. Отсюда такое трепетное и почти нежное внимание (любование?) оператора к колокольчику, с помощью которого в школе даются сигналы к началу или к концу уроков, к оборудованию класса, к одежде школьников и форме представителей силовых органов, к транспорту на пункте сбора фронтовиков…

Возможно, историки и придиры найдут ошибки, но, на мой дилетантский взгляд, детали безупречны.

Незамысловатость сюжета, понятность символики вынуждают пристально следить за игрой актеров, по преимуществу очень юных. И они молодцы. Нет истерики, нет жеманства, нет кривляния и переигрывания, все сделано искренне, честно, достоверно. Наверное, правильнее всего было бы использовать слово «профессионально», хотя актеры – студенческого возраста: не дети уже, но и опыта пока маловато. Зато есть получаемое от работы удовольствие, которое не может не передаваться зрителю. Хочется выделить девочек, но не потому, что они заметно лучше мальчиков, а потому, что им больше нужна похвала, но не буду все-таки никого отмечать отдельно, как это подчеркнуто делает режиссер, когда в титрах одинаковым шрифтом и без называния исполненных ролей просто перечисляет всех участников проекта. Наверное, это оправдано: тут важно не то, как каждый конкретный актер справился со своей задачей, а то, как точно удалось съемочной группе передать предвоенное НАСТРОЕНИЕ.

Одноклассники в фильме могут показаться слишком наивными, излишне патриотичными, смешными, неловкими, робкими, романтичными, но это, как ни странно, не преувеличение: такими в большинстве своем и были советские дети. Они стеснялись, они мечтали о процветании своей страны, они радовались, что родились в Советском Союзе, а не где-нибудь еще. Это именно так, даже если сейчас в это не очень-то верится.

Самым мощным мне показался эпизод, когда отец укоряет сына за то, что тот бросил оставленную на его попечение и его ответственность семью. Сильно! И понимание, и гордость за поступок мальчика, и страх за сходящих с ума от неизвестности и горя в пустом доме женщин – все есть во взгляде отца на своего повзрослевшего ребенка. И сыграно это такими скупыми, неяркими штрихами, мазками, средствами, что диву даешься. А вообще-то совершенно невозможно понять, чем и как это сделано. И хорошо, что так. Пусть тайна искусства тайной и остается.

И еще о названии. Сослан Макиев показал нам фотографию «ДО», а вот то, что будет «ПОСЛЕ», можно только предполагать и быть уверенным, однако, что мальчиков и девочек на послевоенном снимке будет гораздо меньше, чем на том, который делается в фильме на глазах у зрителей. И страшно именно это, потому что в картине нет ни взрывов, ни убийств, ни зверств фашистов, ни танков, ни даже пулеметов и гранат… Есть только предчувствие беды, горя и ужаса, который вот-вот придет и накроет всех тех, кого показывает нам камера.

Так что же делает режиссер? А он очень аккуратно и трепетно, почти нежно прикасается к прошлому, трогает его, цепляет его за самые кончики, чтобы не повредить и не поцарапать, а потом прямо так, как оно есть, без изменений и украшательств, перетаскивает его в наше время. И вдруг обнаруживается, что хрупкому прошлому в нашем суетливом и потребительском ХХI веке есть место. Оно, прошлое, не только интересно как факт истории, оно трогательно, живо и по-прежнему оказывает на нас благотворное и душеспасительное влияние.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ
19.02.2020

Открытое письмо Прокурору республики Александру Морозову

18.02.2020

Впервые осетинка попала на обложку всемирно известного журнала

17.02.2020

Сборы для маленькой Арнеллы превысили 15 миллионов рублей

14.02.2020

На начальника Управления архитектуры и градостроительства АМС Владикавказа могут завести уголовное дело

Алагирцы жалуются на мусор, отсутствие воды и плохую больницу

Зарамагская ГЭС-1 сулит налоги и качественную электроэнергию, но цены останутся прежними

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: