В Ирафском районе в ДТП с участием микроавтобуса с туристами и грузовика пострадали три человека
Более 600 семей в Северной Осетии получают ежемесячную выплату из средств материнского капитала
В 2024 году при выходе на работу родители продолжат получать пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет
«Ростелеком» приготовил 4 миллиона подарков
Преимущества услуг доставки цветов в Ростове
Плохая канализация, сход Колки и водочный бум. Удастся ли оздоровить главную реку Осетии? Если вы […]
Хетаг благословенный
Когда Ацамаз (который Макоев, который композитор-пианист и вообще наше музыкальное осетинское все) начинает кем-то восторгаться – это очень страшно. Это как цунами, которое если накроет, мало не покажется никому.
Вот недавно, например, Ацамаз в очередном приступе восторга поведал мне о Хетаге Тедееве, мальчике-дирижере, который в свои 17 лет наряду с учебой в общеобразовательной школе, успел уже (загибаем пальцы):
1. Принять участие в концерте симфонического оркестра Госфилармонии РСО-А, где дирижировал увертюру к балету «Щелкунчик» П. Чайковского и симфоническую поэму «Театр» А. Макоева. Это было буквально через год после того, как Хетаг вообще начал заниматься дирижированием.
2. Выступить на концерте, посвященном первой годовщине войны в Южной Осетии, продирижировав объединенным оркестром Мариинского театра, Северо-осетинской и Ростовской госфилармоний. В оркестре играло более ста музыкантов.
3. Дать сольный концерт с симфоническим государственным оркестром госфилармонии РСО-А.
4. Поучаствовать в Первом Всероссийском конкурсе дирижеров и стать дипломантом.
5. Закончить четыре курса за два года в колледже искусств им. В. Гергиева, освоив к настоящему времени игру на фортепиано, скрипке, гобое, трубе и валторне.
6. Стать стипендиатом фонда «Юные дарования Осетии», Российского Фонда культуры, Фонда им. Мстислава Ростроповича и героем энциклопедии «Одаренные дети – будущее России».
7. Получить звание Заслуженного артиста Южной Осетии.
Ах да, еще же было прошлогоднее выступление на международном дирижерском мастер-классе главного дирижера академического симфонического оркестра Московской государственной филармонии, профессора Санкт-Петербургской консерватории Юрия Симонова. По единодушному мнению Хетаг был признан лучшим и получил почетное право завершать этот смотр. Боже, что это было за выступление! Зал, полный настоящих ценителей музыки, сцена и он – Хетаг Тедеев — стройный, красивый, семнадцатилетний, чьей руке повиновались – и с удовольствием – оркестранты. Он произвел настоящий фурор выступлением, интернет-трансляция которого велась на весь мир. В тот же день, кстати, по каналу «Культура» транслировали выступление В. Гергиева на открытии XXVII Всемирной летней Универсиады в Казани, а по французскому каналу «Mezzo» в прямом эфире шло выступление Тугана Сохиева, дирижировавшего симфоническим оркестром города Тулузы.
А теперь дружно набрали воздух в легкие и дружно повторили мантру: «Осетины дирижируют миром!».
— Ты не представляешь! Хетаг знает в свои семнадцать то, что ни Гергиев, ни Сохиев не знали, когда были в его возрасте, — захлебываясь от восторга, сообщил мне Ацамаз в ту памятную встречу, когда я узнала о том кто такой Хетаг Тедеев.
— Ну и что за такие тайны мироздания он познал в свои годы?
— Да там такое! Там такая голова! У него просто феноменальная память – он, например, способен продирижировать всю партитуру наизусть! Это вообще могут только единицы!
А Дана Муриева, которая занимается с Хетагом бок о бок не первый год заявляет, что он «добрый, с чувством юмора, открытый, но на репетициях собранный».
А Тамерлан Хосроев, его педагог, заявляет, что «Хетагу нет равных ни здесь, ни в Москве». Ну, это не цитата, конечно. Так, смысл основной передаю.
А я заявляю, что хочу найти хоть какую-нибудь отрицательную черту в этом парне, которая бы перечеркнула все его достоинства. Что-нибудь такое, что сведет на нет все его достижения. Что-нибудь эдакое, на что, показав пальцем, можно будет с мерзкой ухмылочкой на лице сказать: «Ага-а-а! А я знала, что на самом деле не все так красиво!». Или у нас в обществе так не принято говорить?
А вообще, скажу честно, я не знаю, что именно происходит в душе этого мальчика, перед тем, как он выйдет на сцену. Я не знаю, какую внутреннюю работу он проводит для того, чтобы достигать то, чего достигает. Но то, что эта работа проводится и она колоссальная – это факт.
Совершенно точно, что он из тех, у кого есть цель. Совершенно точно, что он к этой цели идет. А поэтому — он сосредоточен. Он собран. Он закрыт. Нет, друзья, конечно, приходят к нему на выступления и вообще он парень достаточно общительный. Но все равно, где-то в глубине он закрытый персонаж. Из тех, за кем интересно наблюдать со стороны, чем общаться напрямую.
Собственно, еще до того как я увидела Хетага, этот вечно кем-то восторгающийся Ацамаз Макоев напел мне о нем столько, что я уже заочно влюбилась. Потому что не быть влюбленной в харизматичного дирижера – это дурной тон. В красивого, немного закрытого дирижера в черном фраке и белоснежной рубашке, который за десять минут до выхода на сцену, стоя посреди гримерной, вдруг становится слепоглухонемым по отношению ко всему окружающему и, отвернувшись к окну, начинает дирижировать невидимым оркестром, подчиняя взмаху палочки неуловимые звуки музыки. Видели когда-нибудь такое потрясающее зрелище? Я видела.
Может быть, он такой от природы, а, может быть, это все усилия его блестящего педагога, композитора Тамерлана Хосроева. Это он требует от него на занятиях: «Соберись перед выступлением! Не обращай ни на кого и на что внимания! Это все посторонний шум!»
А еще Хосроев требует от Хетага души. Да, именно так – требует. Я даже стала свидетелем этого однажды:
— Покажи мне душу! – услышала я первым делом, когда зашла на урок к Дане и Хетагу в большой просторный класс, с двумя роялями. – Мне нужна твоя душа!
Нет, это был обычный урок, такой же, как и все. Но в Хосроеве в тот день, по-моему, проснулся какой-то Мефистофель. Забыв обо всем и обо всех, кроме Хетага, он вещал о душе, требовал ее, рассказывал о ней с упоением, расписывая во всех подробностях, что это такое – человечески душа, каким должно быть исполнение музыки у человека, отдающего всего себя зрителю, как должны двигаться руки, как должно держать корпус.
— Без души нельзя дирижировать оркестром! Поэтому найди мне душу!
Нет, монолог был потрясающим. (Слушать бы да слушать, даже невзирая на собственную бездуховность). Но Хетаг тоже не растерялся: гордо возвышаясь на пьедестале между двух роялей, он дослушал до конца тираду, а потом тихо молвил (вот именно не сказал, а молвил):
— Можно я ее дома поищу? А то Вам прямо вынь да положь сейчас. Это же не мешок картошки, все-таки.
В общем, после этой фразы моя светлая любовь к этому парню стала еще светлее и возвышеннее.
И пусть ему пока немного не хватает животного магнетизма, умения гипнотизировать толпу одним взглядом или движением брови. Это будет. И вполне себе скоро.
А пока Хетагу предстоит очередное выступление в Баку, на Международном музыкальном фестивале имени М. Ростроповича.
Пожелаем удачи?
Нового министра ВД по Северной Осетии Демьяна Лаптева представили личному составу ведомства
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: