«Художник не обязан быть успешным…»

Сериал «Аланика». Счет сезонам уже потерян. Серии вторая, третья и четвертая с половиной.

Так как художнический десант мощен и разнообразен, то мне придется просто делать маленькие портреты тех, кто в нем участвует. Именно эти люди создают современное искусство России. Добавлю еще, что делают они это мудро, весело и игриво, в живом резонансе с природой, обществом и всеми ТЕМИ, кто за нами наблюдает сверху.

Алла Урбан

Она меня заворожила. Шаманка, ей Богу. Такая талантливая, эмоциональная, многослойная. Я только несколько её идей озвучу, и вы не сможете со мной не согласиться.

Она снимает голубятни и дружит с одним из великолепных представителей птичьего царства лично. А так как ее главная тема – дороги, перекрестки, повороты, то она и голубей к этой теме притянула. Голубятни, как она говорит, позволяют смотреть на мир с птичьей точки зрения, наблюдать его с места перекрещивания неба и земли, человека и птицы.

Алла назвала все существующие дороги святыми, потому что каждая из них когда-то кого-то к кому-то привела.

Многие свои пространства Алла Урбан определяет очень просто: это пространства жизни, ограниченные смертью. И голубятник – тоже отсюда.

Еще она сказала, что обязательным элементом работы художника должно быть солнце детства. И ведь странно, но когда мы вспоминаем детство, то там почему-то всегда светит солнце. Разве нет? Я многих спрашивала. Так мы фиксируем ЖИВОЕ, РЕЗОНАНСНОЕ, СЧАСТЛИВОЕ.

А в конце Алла показала свой фильм и все хотела остановить, ведь она превысила лимит времени, но зрители не согласились, потому что фильм о ее жизненной дороге, где друг на друга были наложены два, три слоя видеоизображения, где трепетно и внимательно были сопоставлены друг с другом, к примеру, глаза любимых людей и увиденные из окна автомобиля странные кафешки и столовые с нелепыми названиями; произведения искусства и движущаяся вода; любимый голубь и сама Алла в каком-нибудь важном для нее месте. Все зыбко, неразличимо, все колышется и шевелится… Именно поток сознания, именно дорога памяти, именно неразделенность важного и неважного, красивого и уродливого, всего со всем… Это было роскошно. Такой подарок всем, кто видел. Мы просто в себя не могли прийти. И следующему оратору было, несомненно, нелегко с нами общаться.

Виктор Решетников

Сам художник назвал себя матерым минималистом. И заметил, что все его творчество – оправдание его фамилии. Он любит решетки, квадраты, круги и треугольники, любит насыщенные, яркие цвета. Все просто. КАЗАЛОСЬ БЫ! Но то, что он делает из банального, не может не удивлять. Впрочем, ему понравится, если я в его стиле скажу о нем лаконично: скромен, безумно талантлив, ироничен. И, конечно, не так прост. Далеко не так прост.

Арт-группа «Синие носы»

В группу входят эпатажные и не вышедшие из детского возраста юноши Александр Шабуров и Вячеслав Мизин.

Они друг друга перебивали, задевали художников в зале, напоминая, что люди искусства друг друга не любят никогда. Они настаивали, что искусство – это хрен знает что такое, называли его «тяп-ляп»-артом и кашей из топора, являющейся одновременно общественно значимым сообщением. Цель художника, по их убеждению, — не обделаться. Одним словом, они хулиганили, были дурачливы и задиристы.

Название своего объединения они объясняли так долго, что нить я потеряла где-то в середине, могу только сказать, что синие носы – это преимущество социализма перед капитализмом.

Совсем мимоходом они поведали о своих великолепных проектах: «Бажов-фесте» и «Трибьюте Б.У.Кашкина». То есть их целью был явно не творческий диалог, их целью было веселье. Не все поняли!

Я бы сказала, что культура владеет каким-то странным механизмом самоочищения. И такие взрослые дети, как Александр и Вячеслав, которым в любом более-менее замкнутом правилами и нормами пространстве обязательно нужно заглянуть в «водосточную трубу» или в колодец; покорывять то, что ковырять нельзя; высынуть руки, ноги, а иногда и что-нибудь покруче из клетки, которую все время пытается организовать вокруг них общество, делают нашу жизнь праздником непослушания. Иногда. И во время такого вот праздника, самоочищение происходит без нажима и усилий. Просто так. А это, конечно, замечательно.

Писала о «Синих носах» под запись встречи со зрителями Романа Виктюка, которую показывали на канале «Культура». И вот на этом самом месте кто-о из присутствовавших на встрече спросил великого режиссера: «Как Вы учите актеров выражать чувства телом?». И он ответил: «Матом!». Очень в тему, по-моему. И совпадения случайными не бывают.

Алина Максименко

Еще одна представительница шаманского роду-племени. Она приехала из Киева. Алина долго рассказывала о своих последних работах. Особенно впечатляют портреты и фотографии на травмированном, как она выразилась, изуродованном, казалось бы, но безумно красивом в этой своей корявости и тяжеловесности холсте. Придуманные ею концепции добры и понятны. Например, «Титры». Алина говорит, что титры никто не читает, что это такое безвременье, поэтому она сочетает титры с собирающимся после выступления домой оркестром,  с другими подобными паузами в пространстве и времени. Это очень трогательно почему-то. Почему?

Когда Алина дошла до Никифоровича, то я поняла, что дело в добре: Алина очень любит людей, видит в них красоту и мудрость. Даже в тех, кто не просто не выглядит привлекательно, а и цели такой перед собой не ставит. Один из ее любимых героев – реальный киевский бомж Никифорович. Алина создала несколько его портретов, которые называет «парадными» и настаивает на влиянии Веласкеса (реально очень похоже). Она попросила Никифоровича рассказать на камеру о том, что такое счастье и время. И (Это апофеоз!) сняла, как он читает «Короля Лира» Шекспира. Это было бы, наверное, жалким и убогим зрелищем, если бы не любовь человека за кадром к человеку, который в кадре. Чудеса. В этом столько тепла и сочувствия, даже восхищения, пожалуй. И это так странно и нежно.

Дмитрий Цветков

Дмитрий удивил крематорием для Барби и роддомом для матрешек. На фотографиях можно посмотреть на уникальные гробы для детских кукол.

Мне очень запомнилась идея о писающем мальчике, знаменитой скульптуре, являющейся символом Брюсселя. Для Цветкова (Чего только эти художники не придумают!) писающий мальчик — это эмблема европейской философии. Они не терпят! Надо пописать – welcome. На своих выставках рядом с писающим Цветков ставит терпящего мальчика. Оба сделаны в стиле, напоминающем русскую Гжель. Но один свободен, а другой – нет. И так Дмитрий понимает излишне терпеливый русский характер. Более того. Художник во время выставки, где впервые появились эти работы, настаивал, чтобы посетителей поили пивом и чтобы все туалеты при этом были закрыты. Жестоко)))

Очень уютная идея – одеяло в форме нашей родины. Раньше это был СССР, теперь одеялко стало поменьше. Но Дмитрий весело поведал, как его просят прикрепить к своим произведениям Крым. На самом деле, не совсем в этом дело. Просто в свою родину можно укутаться, она призвана тебя согреть, убаюкать и принять. И в реальности бы так…

И самое впечатляющее увлечение Дмитрия Цветкова, от которого вздрогнет Владикавказ, — это авторская одежда, часто в стиле милитари. Мы увидим это не только на фото, но и живьем. Будет дефиле с местными красавицами и красавцами в главных и второстепенных ролях. Хотя второстепенных ролей не предвидится, пожалуй.

Мне очень запомнилась одна фраза Дмитрия, которая, как мне кажется, хорошо передает его характер: «Я отношу себя к людям богам и знаменитым, но богатые и знаменитые все время приносят меня обратно».

Помните сказку про Элли, Страшилу, Железного дровосека и льва? Так вот, чтобы стать добрым, мудрым или храбрым, не нужна помощь волшебника (или шарлатана, который волшебником притворяется по разным причинам), нужно просто идти по дороге из желтого кирпича и впитывать все переживания, которые встречаются на пути. И если на вашем пути вдруг появился художник, то смотрите во все глаза, слушайте во все уши и старайтесь погрузиться в его мир как можно глубже. Там такое!

Пока не закончилась «Аланика», сходите хоть куда-нибудь. Пообщайтесь с людьми, которые живут, а не терпят, которые свободны, игривы и талантливы до чертиков. На них приятно смотреть, с ними волшебно разговаривать, они заражают и вдохновляют, они наполняют тебя желаниями что-то такое-эдакое сделать, чтобы ух…

 

 

 

 

 

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ
19.02.2020

Открытое письмо Прокурору республики Александру Морозову

18.02.2020

Впервые осетинка попала на обложку всемирно известного журнала

17.02.2020

Сборы для маленькой Арнеллы превысили 15 миллионов рублей

14.02.2020

На начальника Управления архитектуры и градостроительства АМС Владикавказа могут завести уголовное дело

Алагирцы жалуются на мусор, отсутствие воды и плохую больницу

Зарамагская ГЭС-1 сулит налоги и качественную электроэнергию, но цены останутся прежними

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: