Художники возвращают нас на землю…

…заставляя смотреть на Луну

В Северной Осетии в рамках симпозиума «Аланика» с 15 по 30 августа работает художественный десант.

Творческие пространства Владикавказа и его окрестностей снова заняты очередным сезоном креативного сериала под названием «Аланика». Временной охват – с 15 до 30 августа 2019 года. А вот площадь, объятую этим явлением, сосчитать невозможно, потому что измеряется она в душах тех, кто интересуется искусством. Есть ли способ определить масштабы таких душ, если их главное качество состоит в способности расширяться? Нет такого способа. И не надо нам его.

В рамках «Аланики» проходит Международный художественный симпозиум «Оглянись в будущее». Охватить даже десятую часть мероприятий я не в состоянии, потому что у меня только две руки, две ноги и одна (всего лишь!) голова. Но о нескольких встречах и акциях напишу. Каюсь во вкусовщине: все, что связано с креативностью, всегда кому-то нравится, а кому-то нет. И, конечно, я постараюсь писать о том, что зацепило именно меня.

В пространстве «Антресоль» на улице Никитина каждый вечер проходят встречи с художниками. Иногда с самыми талантливыми художниками России. Иногда с гениальными художниками, известными во всем мире. На одном из таких вечеров я побывала. Герои – Марина Фоменко и Леонид Тишков.

Марина Фоменко – видеохудожник. Один из главных способов показывать нам мир в ее парадигме – инсталляции. Одна из важнейших тем – экология.

Тут нужно обязательно отметить, что для современного искусства идеи важнее исполнения. Рисовать так, как это делали Рембрандт или Леонардо сегодня не очень принято, а вот придумать что-то такое будоражащее – да.

И Марина Фоменко показывает нам свои фильмы. Короткие, но царапающие. Первый – о том, как в японском саду лотосов чистят плантацию, причем, делают это примерно или точно так, как это делали в 12 веке. Называется видео «Лотос и альт», потому что на зрителя воздействуют с нескольких сторон, в том числе, с музыкальной. Это удивительные кадры. Казалось бы, ничего особенного, просто люди работают. Но в этом труде художник усмотрел что-то мистическое, какую-то первобытную и яростную простоту. Только эти мужчины в кадре понимают, почему один лотос нужно удалить, а другой – нет. Они демиурги. Они используют такие великанские палочки для суши метра по три длиной, их лица сосредоточены и даже вдохновлены. И все это – на фоне лотосного почти непереносимого, невозможного великолепия.

Как-то смотришь на это и лишний раз вспоминаешь, что человек больше, чем посредник между холодильником и унитазом, что Бог вложил в нас что-то такое трепетное и важное. И хочется сказать людям искусства, как когда-то говорил К.Малевич Хармсу и Введенскому: «Идите и останавливайте прогресс».

Очень интересны инсталляции Марины Фоменко из мусора, которые плавают по воде на подставках из пенопласта.

Но буквально завораживающими и даже жутковатыми оказались обычные компьютерные мышки, собранные в огромных количествах художницей в одном месте. В нас заложен какой-то генетический страх перед мышами. Как известно, наши далекие предки считали их медиаторами между средним и нижним мирами. Но я никогда не думала, не предполагала, что милые компьютерные мышки разных цветов и форм могут производить такое же агрессивное впечатление.

Из политических инсталляций удивил фильм о «Каменном госте», то есть о памятниках Ленину (в Советском Союзе было более трех тысяч памятников и более 20 тысяч бюстов, связанных с Владимиром Ильичем). Причем, самое сильное и неожиданное впечатление произвели кадры, на которых зафиксированы моменты демонтажа этих памятников после 1990 года. Статуи Ленина падают, разбиваются (иногда вдребезги), позорятся, и Ленина почему-то становится очень жалко.

«Время молока». Так называется серия видеозарисовок о  том, как на сельскохозяйственных фермах обращаются с коровами. Не знаю, смогу ли я еще когда-нибудь выпить молоко…

В Осетии Марина Фоменко намерена сделать артобъект, построенный на творческих находках Сосланбека Едзиева. Очень-очень будет интересно посмотреть, что из этого получится.

Если Марина Фоменко тяготеет к царапающим, иногда даже агрессивным и устрашающим способам воздействия на зрителя, то Леонид Тишков и лично, и в работах излучает добро и мягкость, романтичность и желание сохранять традиции.

Его инсталляции связаны с поэзией («Любите живопись, поэты», — как советовал Н.Заболоцкий) и часто построены на…  вязании. В основе огромного количества его работ – коврики, которые на Урале (это его родина) и в других регионах страны передавали из поколения в поколение. Эти коврики вязали из старых вещей, вещей с историй. В каждом клубочке – одежда, то есть часть жизни кого-то из близких, в каждом цветном круге на коврике – воспоминания. А пуговицы… А из пуговиц можно сделать лик Богородицы.

Это очень милые и по-настоящему теплые, домашние работы. Одна из них, созданная из истертых до дыр носков, называется «Чехол для моей души». Душа же, как известно, часто прячется в пятки…

Казалось бы, так просто и банально. Но знаете, что больше всего поражает исследователей берестяных грамот Новгорода?То, что почти все они про «неважное». В «неважном», в простом, содержится главное требованиечеловека к миру: необходимость в тепле и сочувствии.

Второе направление, которое показал нам Леонид Тишков, – «Музей вымышленных лун». Он увеличивает количество лун на земле, заимствуя их описания у знаменитых поэтов и прозаиков, в основном, японских. Например, это может быть лестница на луну; это может быть свежий срез дерева, в котором тоже легко увидеть небесное светило…

Любит Тишков делать инсталляции из макарон. Ему нравится их хрупкость. Заденешь случайно – все развалится. Не так ли и наши жизни?..

В Осетии Леонид Тишков работает с творчеством Коста.

Именно Леонид Тишков сказал, что художники возвращают современных жителей планеты на землю. Это их миссия. Только способ у него уникальный: он делает это, заставляя нас посмотреть на небо или вспомнить о таком «неважном», что комок в горле…

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ
20.11.2019

Министр промышленности и транспорта рассказал, как ведомство может помочь заводам и народным мастерам

120 тысяч «кубов» нечистот для Терека

PRO взлеты и падения промышленности Осетии

Или управленческий трэш

09.11.2019

Новый сити-менеджер Владикавказа рассказал о миллиардном долге, ЖКХ и кафе на Набережной

05.11.2019

Ассоциации социально-активного бизнеса Северной Осетии «Сила Единства» исполняется пять лет

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: