Испытание на прочность

Главное, что следует отметить в связи с премьерой спектакля «Полет» по текстам Гайто Газданова в Русском Академическом театре имени Е.Вахтангова, состоит в том, что в зрителя «попасть» не получилось.

Я уверена, что всегда стоит думать о тех, для кого ставится спектакль. Кто сможет его «услышать» и «рассмотреть»? Кого он будет будоражить и задевать? А тут все не было продумано. Или было, но не так конкретно, как стоило бы. Целевая, что называется, аудитория, мне лично совершенно не ясна.

Газданов – это очень и очень смело. Реально! «Безумству храбрых» мы по-прежнему поем! Но людей, способных читать этого сложного автора, восхищаться и любоваться им, не так много.  Это думающие, рефлексирующие интеллигентные зрители. Более того, они не могут не быть деликатными, не могут не чувствовать фальшь.

Для таких «усложненных потребителей» духовной пищи спектакль явно грубоват, кое-где прямо режут слух неточные интонации и не радуют глаз затянутые мизансцены.

А уж финальный пассаж, когда Газданов в исполнении А.Цаллаева почему-то от третьего лица о самом себе, о великом писателе, говорит слишком на мой взгляд, банальную фразу, — просто выбивается из общей структуры этого художественного высказывания.

Итак, зрителю с особенными, скажем так, запросами спектакль не мог не показаться лишенным тонкости, нежности, свойственными автору сюжета. И еще очень, слишком затянутым, увы. И значительный процент публики, в принципе посещающей театр, остался не совсем доволен.

Но, возможно, новая постановка понравилась тем, чьи запросы не таквысоки? Вынуждена считать, что подобные люди не оценят текста, не поймут терзаний главного героя и всех тех, кто находится рядом с ним. Нет. И еще один существенный пласт театральной публики выпадает из обоймы потенциальных почитателей спектакля.

А кто остается? У меня нет ответа на этот вопрос. Но я не вижу характеристик завзятых театралов, которые помогли бы мне увидеть целевую аудиторию спектакля «Полет» (режиссер – народный артист РСО-А, заслуженный деятель искусств РСО-А В.Попов; ассистент режиссера – заслуженный артист РСО-А Н.Верзилин).

На фоне такой глобальной ошибки (это просто мое мнение, не более того) достоинства постановки кажутся еще более великолепными.

Во-первых, костюмы. Перехвалить их нереально, потому что они совершенны, безупречны, волшебны.

Декорации (художник-постановщик — заслуженный работник культуры РСО-А С.Володина). Тут тоже бис и браво в десятой степени, потому что это несомненное ДА. Заграница, представленная Эйфелевой башней и знаменитым лондонским Биг Бэном, купола православных храмов как символ России, парящие над всем, что происходит на сцене и в жизни героев… Ажурные, фантазийные полотна, изысканные и многозначные, как проза Газданова; закрученные-заверченные, как судьбы героев этого огромного автора. Караул, как прекрасно. Такая вот простота божественного свойства.

И еще нереально уместна и нежна песня, использованная в постановке. За нее – отдельный и самый низкий поклон режиссеру и музыкальному редактору А.Деминову.

Не могу не отметить некоторые актерские победы, хотя я видела только первый состав.

Очень хорош Ал.Тогоев. Его персонаж – настоящий мужчина. Из тех, кто берет на себя ответственность за то, в чем он НЕ виноват. Он кажется мягкотелым и нерешительным, но именно он тащит на себе всех… А вот цена… Я не помню столь масштабных ролей в исполнении Ал.Тогоева, но эта работа была невероятно глубока. Мало кому понятное в наше время поведение Сергея Сергеевича буквально состарило актера за время спектакля, утомило его, извело. И он предстал перед зрителями после антракта практически стариком. И это не грим! Это сыграно!

Рада за удачу Д.Бязрова. Какой! А! Как трогательно и тонко решена роль доверчивого, ранимого, недолюбленного юноши. Так пронзительно прозвучал персонаж Давида, что уже несколько дней не могу забыть его огромные, наполненные ужасом глазищи, когда он узнал правду о своих отце и тетушке. Я рыдала. Прям слезами. Прям из глаз. Актер показал, что иногда детство, особенно ближе к концу, к взрослению- это нож, всаженный в горло. Вытащить его нелегко. Браво, Давид!

Привычно и непостижимо для меня великолепен Р.Кисиев. Как он это делает, я, видимо, не пойму никогда. Но даже застегнутая чуть-чуть неправильно жилетка – в копилку его таланта. Глаз не отвести, дыхание не успокоить, когда он играет. Прямо магнит душевный, эмоциональный центр любой мизансцены, изюмище, простите за сравнение. Роберт сыграл такие тихие внутренние катастрофы своего героя, а это непросто. И именно по его персонажу как-то очень ясно, что время, о котором идет речь в тексте Газданова, и все, что когда-то относилось к нему, больше не существует.

Обожаю эпизодические шедевры В.Карпова. Всегда – в самое нутро, всегда – в десятку. Всегда – то, что надо. И так, что лучше невозможно.

Блистательно сыграла Н.Серегина. Кра-со-ти-ща! Столько оттенков и полутонов. Так все точно, лаконично и очень… весело. Ура!

Я восхищена работой Э.Бестаевой. Ее героиня многослойна и загадочна. Прямо заметно, как шевелятся в голове женщины разные-всякие мысли, как принимаются решения и как соединяются логические цепочки. Блеск!

Очень непросто было М.Федорович. От ее персонажа исходило слишком, на мой вкус, много страдательной, мучительной энергии. Может, стоило чуть сократить, чуть спрятать все эти тяжелейшие объяснения? Не знаю. Но мне было много кошмара на кубический сантиметр пространства. Иногда недосказанность лучше, что ли. И это не к актрисе претензия, конечно. Она – профи и талантище. Просто слишком долго, почти невыносимо. И под конец самой жуткой сцены объяснения ты уже выключаешься, потому что сил нет смотреть на эти терзания.

Кстати, финал спектакля тоже как-то слишком прямолинеен в своей досказанности. Газданов, думаю, не одобрил бы… Но, как сказал один из героев спектакля, «без некоторых глупостей не стоило бы жить».

Вот так. Детали великолепны, часто даже совершенны, а целое у меня вызвало уныние и тоску. Но даже если не очень удачно (повторю еще раз, что это только мое мнение, ничего больше) получилось в этот раз прикоснуться к Газданову, все равно попытка полистать его тексты очень и очень нужна была всем нам. Хотя бы для того, чтобы вспомнить о гениальном человеке, носившем осетинскую фамилию.

Мы живем в эпоху, когда все слова уже сказаны. Нужно только периодически вспоминать наилучшие их сочетания и комбинации. И в этом смысле потолковать нараспашку очень неплохо именно с Газдановым. Спасибо театру за такую возможность.

Но, пожалуй, в учреждениях культуры не помешал бы заместитель руководителя по смыслу, который понимал бы, кому и что стоит показывать на сцене. Такие должности не предусмотрены регламентами, а потому надежда лишь на тех, кто чувствует, что чем тяжелее времена, чем очевиднее, что мы из последних сил держимся за ошметки адекватности, тем больше надо ближнего своего беречь и вдохновлять. О чем я? О намеках, полунамеках и деликатном флирте со зрителем, которого мне не хватило.

Фото — Т.Шеходанова («Северная Осетия»)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ

Чем запомнилась «эпоха Битарова»

10.04.2021

Врио Главы Северной Осетии в ходе беседы с Путиным обозначил основные направления работы на ближайшую перспективу

09.04.2021

Вячеслав Битаров выступил с речью после ухода с поста Главы Северной Осетии

Больше месяца «Градус» не может получить ответ от премьера Тускаева на запрос о дальнейшей судьбе «Электроцинка»

Один из владельцев «суицидальной высотки» готов к любому итогу в судьбе самого скандального объекта Владикавказа

Субсидии льготников на оплату ЖКХ начнут перечислять напрямую коммунальщикам: чем плох новый законопроект

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: