Как «сделать ЗАГС» с Тугановым

22 апреля в 16:00 в Национальном музее Владикавказа состоится открытие выставочного проекта «З.А.Г.С. – Зарисовки. Анимация. Горцы. Свадьба».

Проект реализован Северо-Кавказским филиалом Государственного центра современного искусства при поддержке Национального музея РСО-Алания, Министерства образования и науки РСО-Алания, Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. Абаева. Проект приурочен к 135 –ой годовщине со дня рождения Махарбека Туганова.

О том, как создавался проект, рассказывает директор Северо-Кавказского филиала Государственного центра современного искусства Галина Маирбековна Тебиева.

Гала

— Как возникла идея проекта «ЗАГС»?

— Все всегда начинается с идеи. Иногда это бывает идея, которую ты вынашиваешь долгое время и потом ищешь средства для ее реализации. В нашем случае, если быть честными, первоначальным посылом было само участие в главном музейном конкурсе страны — «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда Потанина. Мы придумали проект специально для участия в конкурсе, зная, что в случае победы сможем получить грант на его реализацию. Кроме того, признание лучших специалистов российского музейного сообщества удовлетворило бы наши амбиции. Ведь конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» проходит с 2003 года и является главным конкурсом страны, основная задача которого — адаптация музеев к меняющимся условиям современного мира, поддержка и продвижение лучших образцов музейной практики —  открытие новых коллекций, музейный дизайн, развитие территории и работы с местным сообществом.

Наши ожидания и старания оправдались и на торжественной церемонии награждения победителей, состоявшейся в Москве на фестивале «Интермузей»: Земфира Трегулова — директор Государственной Третьяковской галереи — вручила нам приз победителя.

Мы вернулись домой и началась кропотливая работа над реализацией проекта.

Замысел его родился из желания внести свой посильный вклад в популяризацию наследия выдающегося художника, основоположника осетинского профессионального изобразительного искусства, этнографа и педагога Махарбека Сафаровича Туганова  (1881-1952 гг.).

Обращение к «свадебному циклу» этнографических зарисовок М.Туганова было продиктовано осознанием необходимости сохранения и осмысления традиционных духовных ценностей нашего народа,  как основы идентичности в условиях  глобализации.

Свадебное действо, как пример древнего, но по-прежнему живого обряда — обязательное и самое массовое событие в жизни осетинской семьи. Торжество традиционно собирает несколько поколений одной фамилии, родственников, друзей, символизируя преемственность и единство народа. Как и прежде, свадьба наполнена завораживающими обрядами, глубинные смыслы которых сегодня не всегда ясны из-за утраты знаний о них.

фотопроект Алисы Гокоевой

фотопроект Алисы Гокоевой

И то, как эта идея собрала вокруг себя единомышленников, людей, которым тема творческого наследия великого Махарбека Туганова оказалась интересна и близка, подтверждает, что мы двигались в нужном направлении.

В результате, замысел трансформировался в многогранный выставочный проект.  В экспозиции представлены этнографические зарисовки М.Туганова из его «свадебного цикла» и предметы быта, имеющие отношение к свадебному обряду, из коллекции Национального музея РСО-Алания — нашего партнера по проекту.

13015596_10209293060226051_7256582417679601783_n

Был создан анимационный фильм, в котором под аутентичную музыку из архива Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований, оригинальную музыку молодого композитора Дзерассы Дзлиевой  и рассказ, повествующий о свадебном обряде, «оживает» зафиксированное Тугановым действо. Автором проекта Лилей Галазовой и режиссером Ириной Бегизовой была проведена колоссальная работа – отсмотрено огромное количество материала – документальные и художественные фильмы, из которых была сделана нарезка видеофрагментов, кропотливо соединенных в фильме с «ожившими» графическими листами Туганова.

Анимация была осуществлена командой по руководством Темболата Гугкаева.

Проект дополнен фотовыставкой Алисы Гокоевой, разыгравшей эпизоды современной осетинской свадьбы на сцене театра. Современное искусство — вещь специфическая и ее вторжение в не свое пространство часто вызывает проблемы. Наш проект показывает, что несмотря на сложности, взаимодействие  традиционного музея и современного искусства возможно. И в случае проекта «З.А.Г.С.» музей стал равнозначной территорией для реализации творческого потенциала фотохудожника Алисы Гокоевой. Проект «Хэштег З.А.Г.С.» стал частью традиционной музейной выставки, обогатив ее новым смыслом.

Хореограф Тамара Тебиева реконструировала  утраченный  и малоизвестный танец-состязание. В экспозиции присутствует видеозапись этого танца, причем это видео, сделанное видео художником Евгением Ивановым, само по себе является произведением видео арта, потому что это не просто документация, а художественное осмысление танца. И это еще одно свидетельство того, что проект «З.А.Г.С.», используя язык современного искусства, отвечающий духу времени, способен ярче и оригинальнее транслировать идеи искусства традиционного. А экспозицию дополняют фотографии из частных архивов владикавказцев.

Реконструкция танца

Реконструкция танца

C самого начала  мы определили для себя, что одной из самых основных целевых аудиторий проекта является наша молодежь. Благодаря партнерству с Министерством образования и науки РСО-Алания и, в частности, заинтересованной поддержке заместителя министра образования Вячеслава Тотрова, 28 апреля в 100 республиканских школах состоится единый интернет-урок. Оборудование потокового видеовещания, приобретенное на средства гранта, позволит провести онлайн экскурсию с возможностью двусторонней связи учеников с экскурсоводом.

Очень надеемся, что эта акция поможет молодым людям и всем остальным задуматься над тем, как нам важно оставаться теми, кем мы были на протяжении веков – народом с древней, сложной и интересной историей, с особым национальным характером, самобытной духовной культурой, занимающей свое место в «цветущей многосложности» российской культуры.

 — Насколько наши музеи понимают и хотят вообще понимать, что нужно быть современными?

— Мы тесно сотрудничаем с Национальным музеем, который, несмотря на очень сложные условия, в которых находится, всегда откликается на наши проекты и готов к сотрудничеству. В проекте «З.А.Г.С.» Музей выступает равным партнером, предоставляя для реализации проекта свои площади, предметы из своих фондов. Мы, в свою очередь, произвели косметический ремонт залов, в которых расположится экспозиция, благодаря этому у музея появился еще один зал, пригодный для эксплуатации, что очень важно, учитывая сегодняшний дефицит музейных площадей.

Мне кажется, что у  музея сейчас просто нет возможности для нормальной музейной работы из-за того, что он находится в промежуточном состоянии — идет реконструкция, свернуты фонды, музей вроде не закрыт, а план есть. Вот и появляются в Национальном музее динозавры и обезьяны.

Очень неблагодарное дело — давать оценки, еще и понимая в каких условиях приходится нашим «музейщикам» работать.  Дмитрий Сергеевич Лихачев  говорил, что музейщики—это последние святые на Руси. Есть в этом истина, но и определенная доля лукавства со стороны представителей нашего музейного сообщества,  эксплуатирующих эту цитату.

Мне кажется, что очень важно быть «в среде», общаться с коллегами, участвовать в грантовых конкурсах, использовать возможности краудфандинга, выезжать на  такие Форумы как, например, ежегодный фестиваль «Интермузей», где ты попадаешь в совершенно иную интеллектуальную среду, напитываясь идеями и вдохновением.

Кстати, проект «ЗАГС» будет показан с 13 по 16 мая в Москве в рамках фестиваля «ИНТЕР-музей», успешно пройдя первый тур конкурса фестиваля в номинации «Лучший проект по презентации и интерпретации материального и нематериального культурного наследия».

фотопроект_Алиса1

фотопроект Алисы Гокоевой

 — Может, надо прочитать музеям курс лекций о том, как правильно подавать проекты?

— Я и пытаюсь сказать, что «З.А.Г.С.» – хороший пример того,

что можно изыскивать внебюджетные средства на реализацию собственных проектов, просто надо этим заниматься — должно быть горение, заинтересованность.

И ведь фонд Потанина не единственный грантовый конкурс для музеев. Есть программа фонда Тимченко «Культурная мозаика малых городов и сел». Второй год действует прекрасная музейная программа Российского фонда культуры «Гений места. Новое краеведение», на презентации которой у Владимира Путина мне выпала честь побывать. Эта программа будет последовательно реализована во всех регионах России, в том числе и у нас. И уже сейчас надо начинать работать над участием в ней, чтобы не писать заявки «на коленках», в ночь перед датой «дедлайна»…

Мы готовы, используя свои контакты, пригласить во Владикавказ лучших российских специалистов, которые могли бы провести практические семинары о проектной деятельности музеев, благо тем, на которых можно выстроить оригинальные конкурентоспособные жизнестойкие проекты в нашей истории не счесть, но для этого должно быть обозначено желание местного музейного сообщества в этом участвовать.

Фотопроект_алиса2

фотопроект Алисы Гокоевой

Проект в интернете http://zagsproject.ru/

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ
16.08.2018 Gradus Pro

В преддверии учебного года «Градус» решил помочь детям подготовиться к школе

15.08.2018 Gradus Pro

Открытое письмо супруги Владимира Цкаева, замученного до смерти в отделении полиции Владикавказа

14.08.2018 Gradus Pro

«Ингушский» фрагмент Стратегии развития Северной Осетии: много политики, мало экономики

Кто виноват в повышении пенсионного возраста, где искать жену (спойлер: в Даргавсе) и как политики заботились о родной Осетии за прошедшие две недели

12.08.2018 Gradus Pro

Кому насолил «Гыццыл принц»?

Пиво и водка помогли с «социалкой», но не спасли бюджет от долгов

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: