Кавказ и меловой круг

На сцене Осетинского драматического театра был представлен спектакль Национального театра Республики Адыгея «Кавказский меловой круг» (по пьесе Бертольда Брехта). Режиссер-постановщик спектакля — К.Хачегогу.

Возможно, не стоило бы писать о спектакле Национального театра Республики Адыгея имени И.С.Цея по пьесе Бертольда Брехта «Кавказский меловой круг», если бы не актуальность и даже жгучая острота проблемы, которую спектакль поднимает. Адыги посмотрели на знаменитый текст Брехта по-своему, и этот взгляд требует нашего внимания, потому что он напрямую связан с нами, жителями Северного Кавказа.

Спектакль привезли в Осетию в рамках Всероссийского театрального марафона, приуроченного к празднованию Года театра в России. Нам передали эстафетную палочку, теперь мы повезем ее дальше. Такая задумка. По-моему, очень здорово.
«Кавказский меловой круг» в интерпретации труппы театра Адыгеи – это именно КАВКАЗСКИЙ круг.

Для тех, кто не в теме, скажу, что у Брехта речь идет о традиции решать спорные вопросы через нарисованный мелом круг, внутрь которого помещают объект спора, а участники процесса должны перетягивать его к себе.

Кто победит – тот и прав. В какой-то степени, речь идет о привлечении к решению судебных проблем божественных сил, способных помочь одной из сторон противостояния.

Скажу еще, что редкий театр не ставил или не мечтал бы поставить эту уникально популярную пьесу, так что придумать что-то новое было непросто.

Адыги сделали ставку на то, что их «меловой круг» — это и есть Кавказ, раздираемый противоречиями, спорами и кровавыми столкновениями интересов. И от этого ведут свое происхождение декорации, костюмы, музыкальные фрагменты, ставшие фоном для мощного высказывания театра.

В центре сцены – сооружение, которое внешне похоже на огромную плоскую юлу, но по ходу пьесы это и повозка, и подобие веретена, и земная ось, и огромный стол, и лобное место, и площадка для трона… Это центр Вселенной, одним словом. И одновременно тот самый меловой круг, который может помочь решить споры между людьми.

И еще классно придумано, что по краям сцены для любящих (Его и Ее, имена не имеют большого значения) сделаны такие подвижные подиумы, символизирующие и сложность пути навстречу друг другу людей, и движение времени, и много чего еще, что может воплощать в себе форма круга (солнце, колесо, мельница, часы…)

Те, кто видел, поймут, о чем я говорю. Те, кто не видел, постараются представить, хотя это будет нелегко. Но поверьте мне на слово, декорации гениальны. И еще в спектакле постоянно слышен грохот (звон? бряцанье?) цепей. И самих цепей тоже немало: надочажная, которая в первом эпизоде используется пожилой женщиной для обряда очищения пространства дома; потом цепь, которая сковывает вместе разных героев. Эта цепь в финале заставляет всех актеров «склеиться» плотным кольцом по краю центральной декорации. Прямо на глазах у зрителей участники спектакля сЦЕПляют себя в огромный хоровод…

И тут нужно отметить, что спектакль звучит на нескольких кавказских языках: адыгском, чеченском, осетинском, а текст от автора читается по-русски.

Главная героиня, которая, спасая чужого ребенка, бежит от опасности в горы, к своему брату, по задумке режиссера-постановщика (К.Хачегогу), встречается с представителями разных кавказских народов. И вот эти представители в финале скованы друг с другом вокруг единой оси. Хорошие они или плохие, положительные или отрицательные, любят они друг друга или ненавидят, верят они в Аллаха или в Иисуса, но они прикованы друг к другу так крепко, что не разорвать. Они могут быть только вместе, у них нет шансов отделиться от соседей справа и слева, поэтому им надо сосуществовать. И эта простая, но очень мощная идея передана так отчетливо, достоверно, что невозможно было об этом не написать.

И еще одна деталь. Важная.
Помните «Сказку о рыбаке и рыбке» Пушкина? Помните, как сидела старуха у самого синего моря со своим корытом до начала волшебных событий и как осталась сидеть с тем же старым корытом после? Будто и не было ничего между этими «сидениями».

О чем это? Не о том ли, что мир пытается все время возвращать себя в состояние изначальной гармонии, несмотря на попытки людей суетой своей что-то радикально изменить?

Так вот. В начале спектакля на сцену выходит пожилая женщина и, благословив пространство, измельчает в древней мельнице кукурузу. И в конце она же снова выходит на сцену, монотонно крутит ручку мельницы и благословляет всех, кто присутствует на сцене и в зале, древним кавказским жестом.

Браво всем, кто придумал, сделал, привез, сыграл, посмотрел и оценил. Браво всем, кто причастен. И браво всем, кто скован цепью кавказского круга. Навсегда? До тех времен, пока нам будет хватать мудрости.

СТАТЬИ
12.03.2024

Торговая сеть запустила новую акцию

26.11.2023

Все, что вы хотели знать о мерах соцподдержки мам

16.11.2023

Торговая сеть запустила предновогоднюю акцию

17.10.2023

Нового министра ВД по Северной Осетии Демьяна Лаптева представили личному составу ведомства

16.10.2023

Во Владикавказе проведут рейд по незаконным нестационарным торговым объектам

13.09.2023

В Северной Осетии появился ВкусВилл

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: