Кавказ: всенародная антология

Среди многих выдающихся людей, посетивших Кавказ, был и Александр Дюма, который оставил свои впечатления в одноименной книге

Кавказ – страна с богатой историей, и в этом его преимущество перед более великими Гималаями или Чимборасо.                                       

Самый высокий пункт Кавказа имеет только шестнадцать тысяч футов, но он послужил пьедесталом Эсхилу.

А. Дюма «Кавказ»

Учебник географии за 5-й класс учит: — «КАВКАЗ — горная страна, расположенная к югу от восточно-европейской равнины, в области перешейка между Чёрным и Азовским морями на западе и Каспийским морем на востоке. Северная граница Кавказа – граница Азия-Европа — проходит по Кумо-Манычской впадине, (в настоящее время Эльбрус считается высшей точкой Европы, а значит, границы свои расширяет не только НАТО), южная, условная в физико-географических и геологических отношениях, проходит по государственной границе Грузии, Армении и Азербайджана с Турцией и Ираном. Площадь 440 тысяч км2. На территории современного Кавказа расположены республики: часть России (Краснодарский и Ставропольский края, республика Дагестан, Республика Кабардино-Балкария, Калмыкия, РСО-Алания, Чеченская республика, Республика Ингушетия), АзербайджанАрмения,Грузия, Южная Осетия, Абхазия.На этой территории с севера на юг выделяются 4 главные орографические зоны, вытянутые в западно-северо-западном — восточно-юго-восточном направлении, которые совпадают с основными структурными элементами Кавказа: Предкавказская равнина, горная система Большого Кавказа, Закавказская депрессия, горная система Малого Кавказа». По Большому Кавказскому хребту проходит южная граница России. http://gradus.pro/vidny-e-gory/

«Вся центральная часть цѣпигоръ выстроилась, точно гигантский фронтъ, в ожиданiи своего царя – Эльбруса. Вправо цѣпь потянулась на западъкъ Черному морю, посрединѣ – шапка Казбека, лѣвѣе — чудной красоты Столовая гора, а лѣвѣе Столовой горы –цѣпь потянулась на восток, к Каспiйскому морю. Картина величественная, грандiозная и рѣдкой красоты…». *

И хоть Казбек по высоте занимает только 6-е место в цепи Кавказа, с дороги он смотрится гораздо величественнее «царя» – Эльбруса.

foto-1-v-majorov

«Есть что-то грозное, торжественное и подавляющее, что-то исполненное первозданной мощи въ картинѣ большихъ горъ. Увидишь их, и безъ всякихъ размышленiй ощутишь ихъ владычество надъ собою, поклонишься внутренно ихъ величiю, ихъ неземной красотѣ….

Человѣкъ-дикарь должен былъ обоготворить ихъ, пасть передъ ними ницъ; они должны были казаться ему недоступными престолами боговъ.

foto-2-v-majorov

Знаменитый географъ Риттеръ выражаетъ убѣжденiе, что только Кавказъ, что только окрестности Арарата могли быть первою колыбелью человѣчества. Здѣсь до сихъ поръ вѣрятъ, что Кавказскiе горы первыя показались изъ-подъводъ потопа, и что Ноевъ ковчегъ, зацѣпившись за вершину Эльборуса, раскололъ надвое ея вершину. На Казбекѣ скрыты, по убѣжденiю грузинъ, ясли Спасителя». **Согласно Библии и Корану именно через Кавказ должно было прийти на земли ближнего Востока и Израиля «великое сборище полчищ» под предводительством Гога из Магога.

И Эсхил «приковал» алмазными цепями Прометея к скале – Казбеку, за то, что он даровал человеку огонь, похищенный им с неба. За что и был обречен прожить в муках тридцать тысяч лет, мучимый коршуном, сыном Тифона и Ехидны, выклевывающим у него печень. Правда, через тридцать лет Геркулес – сын Юпитера, убил коршуна и освободил Прометея. И поэтому человек, любуясь рождающейся утренней зарею, непременно должен вспомнить место, где принял муки первый благодетель человечества». ***

Если верить А. Дюма – «Кавказ обязан своим названием убийству, совершенному одним из самых древних богов. Когда Сатурн, изувечивший своего отца и поглотивший собственных детей, был разгромлен в грандиозной битве Юпитером (своим сыном), он скрылся с поля боя и, странствуя, встретил пастуха по имени Кавказ, направлявшегося со стадом на гору Пифаг, отделяющую Армению от Ассирии (по Страбону, с этой горы берет начало р. Тигр). Кавказ имел неосторожность преградить путь беглецу, но Сатурн разрубил его ударом меча. Юпитер, желая увековечить напоминание об этом убийстве, дал имя жертвы горной цепи, к которой горы Армении, Малой Азии и Крыма относятся весьма условно – как некие отроги. Тот же Юпитер выбрал Казбек орудием мести». ***

«Здѣсь (на Кавказе) исторiя зачалась и широко развивалась еще тогда, когда самые старые народы Европы не были извѣстны по имени, когда не существовало самого имени Европы.» **

foto-3-vittorio-sella-digoriya

«Оглядывая Кавказ, прежде всего, видишь гигантскую цепь гор, ущелья которых служат убежищем представителям многих наций. При каждом приливе варваров: аланов, готов, аваров, гуннов, хазаров, персов, монголов, турок, живые волны омывают горы Кавказа и потом спускаются в какое-нибудь ущелье, где и закрепляются. Это новый народ, присоединяющийся к другим народам; это новая национальность, сливающаяся с другими национальностями. Спросите у большей части жителей Кавказа, от кого они происходят, — они и сами этого не знают; с какого времени они живут в своем ущелье или на своей горе, —  им тоже это неизвестно. Но все они знают, что удалились туда для сохранения независимости и готовы пожертвовать жизнью, защищая свою свободу». ***

«Что касается осетин, то Дюбуа посвятил половину описания своего путешествия вопросу об их происхождении, но в конце концов вынужден был признать, что решительно ничего не нашел о них у русских авторов, которые знали об этом предмете ровно столько же, сколько и он.

Осетины были некогда в царствование Тамар – христианами, но теперь сами не могут сказать, кто они такие и каковы у них корни. Они приспособили к своим понятиям разные религии, понаслышке, заимствуя из них все, что могло льстить их желаниям, и, отвергая то, что не согласовывалось с их прихотями. По всему миру напрасно стали бы мы искать подобную смесь диких идей и несходных верований. Все это имеет историческую основу.

Около столетия после смерти царицы Тамар, следовательно, спустя целый век после того, как осетины сделались христианами, монголы двумя следовавшими друг за другом потоками наводнили равнины Кавказа, затем – хромой Тимур, многочисленные набеги кочевников с Малой Азии и Ближнего востока, а также ближайшее мусульманское окружение привели к смешению многочисленных религий. Последствия этого смешения ощущаются до сих пор.» ***

foto-4-v-majorov

Комментарий Дзодзиатэ Руслан: Владимир, прекратите делать из осетинских дзуаров христианские церкви….. http://gradus.pro/duhovny-j-fiagdon/

«Въ осетинахъ мнѣ не случалось видѣть ни ханжества, ни религіознаго фанатизма: во всемъ проглядываетъ чисто-внѣшнее, матеріалистическое воззрѣніе на религію. Осетинъ — называетъ ли онъ себя христіаниномъ или мусульманиномъ — въ сущности язычникъ. Его религія сводится къ тому, что въ извѣстные дни слѣдуетъ зарѣзать барашка или быка, пойти на извѣстное «святое мѣсто», пропѣть въ честь мѣстнаго дзуара восхваленіе, — затѣмъ его долги небу уплачены. Одинъ дзуаръ даетъ обиліе скота, другой — хорошій урожай, третій- хранитъ отъ оспы итд. У всякаго своя роль и своя доля въ приношеніяхъ. Между его богами поминается на равныхъ правахъ и сынъ солнца Махаматъ, и золотой Киристи (Христосъ), и Маріамъ (Богородица); но эти личности какъ-то стушевываются среди болѣе сильныхъ дзуаровъ -Уастырджи (Св. Георгій), Уацилла (Св. Илья), Рекома, Тутора (ѲедоръТиронъ), Аларды (святой, завѣдующій оспою), Фалвара (завѣдующійскотомъ), Авеати (охотой), и нѣкоторыхъ другихъ. Осетинъ нисколько не враждебенъ церкви, но рѣдко ходитъ въ нее и гораздо выше ея ставитъ свои «святыя мѣста». Ему все равно, читаютъ ли въ церкви по-грузински, по-русски или осетински. Поучительна дѣятельность первыхъ миссіонеровъ въ Дигоріи. Послѣэкспедиціи князя Абхазова, какъмнѣразсказывали, Присланъ былъ миссіонеръ, родомъ грузинъ, Николай Самаргановъ. Онъ разъѣзжалъ по ауламъ и давалъ 50 коп. каждому, кто захочетъ креститься. Желающихъ подвергнуться этому обряду за эту плату оказалось 280 человѣкъ. Одна магометанская семья, какъ увѣряютъ, взяла по 50 копѣекъ и на своихъ собакъ. Есть слѣды того, что нѣкогда христіанство уже было распространено въ Осетіы изъ Грузіи. Цѣлый рядъдревнихъ развалившихся дзуаровъ связанъ съ именемъ царицы Тамары. Изъ грузинскаго дивари — крестъ — объясняется и осетинское дзуаръ, что обозначаетъ и крестъ, и святилище, и святаго. Грузины внесли въ Осетію и культъ нѣкоторыхъ святыхъ -Георгія, Ильи, ѲеодораТирона и друг., но эти святые обратились въ языческихъ боговъ, такъ что только имена свидѣтельствуютъ объ ихъ христіанскомъ происхожденіи. Сосѣдство мусульманъ занесло въ Осетію Махамата, и эти двѣ струи, христіанская и магометанская, стеклись и слились съмѣстными древними культами языческихъ боговъ, горъ и деревьевъ въ какой-то странный комплексъ религіозныхъ понятій, который нельзя назвать иначе какъ язычествомъ.» ****

foto-5-v-majorov

В этом месте необходимо дать небольшую ремарку. Выше процитированы труды, написанные в середине IXX — начале XX века, времени, когда на Кавказ ринулось множество путешественников и ученых. В середине же XVIII века (когда возникла «неотложная необходимость облегчить сообщенiе черезъ горы, чего возможно было достигнуть содержанiемъ въ постоянной исправности дороги, которая до 1800г., как тогда оффицiально выражались, «прочищалась» только по тому либо другому поводу»,… *) из далекого Петербурга Кавказ представлялся территорией, заселенной пусть и многочисленными племенами туземцев, не имеющими ни государственности (как таковой), ни (тем более) армии.                                                                    

Им бог – свобода, их закон – война,

Они растут среди разбоев тайных,

Жестоких дел и дел необычайных; … *****

Народами, которых необходимо было просветить и окультурить.

foto-6-v-majorov

А вот в связи с чем у России возникла необходимость в постоянном сообщении с Закавказьем, мы поговорим в следующем посте, посвященном Георгиевскому трактату.

* Гр. Москвич «Путеводитель по Кавказу»

** Е. Марков «Очерки Кавказа»

***   А. Дюма «Кавказ»

****В. Ф. Миллер «Въгорахъ Осетіи».

***** М. Ю. Лермонтов «Измаил-Бей»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ

На Совете парламента яростно поспорили о налогах, защитили борцов с коррупцией и поддержали субсидию на лекарства

16.11.2017 Gradus Pro

Осетия и Италия договорились крепко дружить бизнесами

Бизнесу предложили искать кадры смолоду, а учебным заведениям «точить» молодежь под бизнес

14.11.2017 Gradus Pro

14 ноября — Всемирный день диабета

Иногда следователи превращаются в колобков, а бюрократическая машина в виселицу, на которой неизвестно, кто окажется следующий

12.11.2017 Gradus Pro

Рубрика о ситуациях, когда важны не деньги, а внимательность и неравнодушие ответственных лиц

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: