Классика жанра

12.02.2015 Gradus Pro

Я к Вам на «Вы» — сразу говорю. Эту замечательную, на мой взгляд, привычку обращаться к незнакомым людям (независимо от их возраста) с приличной долей уважения, мне привила в уже совсем далеком от нас 2004 году одна замечательная женщина – преподаватель английского языка в любимом Лицее искусств. Сказать честно – это крошечная толика всего того, что впиталось в меня в те годы и улеглось в «багаж опыта», который у каждого имеется. Ведь как бывает — чистое детское сознание некоторые вещи впитывает моментально, стоит только произнести вслух, и оставляет в тайном сундуке мыслей на долгие, долгие годы.

Одним из таких словесных «выстрелов» является утверждение, с которым мало кто не согласится, но, — парадокс, —  далеко не каждый воспримет во всей полноте, — «без прошлого нет будущего», а его незнание этого самого «прошлого» делает человека эстетически невоспитанным и совсем необразованным.

К примеру, Вас просят назвать двух-трех любимых писателей. Или две книги, перевернувшие ваше подсознательное настолько, что вместо привычного и комфортного «поддакивания» и мимикрии, коими отличалось ваше поведение ото всех остальных (а может, как раз и НЕ отличалось), Вы вдруг начинаете проявлять явные признаки нонконформизма, выстраивая своё собственную позицию как резко противоположнную пресловутой «системе». Иными словами, Вас поглощают, поражают и заставляют сворачивать с курса персонажи со страниц Замятина и Оруэлла, к примеру, —  Вы даже не задумываетесь о том, что их противостояние в конечном итоге умножается на ноль. Вы просто действуете здесь и сейчас. Под диким впечатлением от только что проглоченного литературного произведения. Итак, можно сказать, что среднестатистический житель как России в целом, так и нашей с Вами республики, блестяще отвечает на этот вопрос (к чему, кстати, шел достаточно долго), а пункт «Любимые писатели» в анкете Марселя Пруста помечается галочкой. Отправляемся дальше. «Что там у нас по списку? «Любимые композиторы»? Так, ладно, идем дальше…» — а вот и проблема. Казалось бы, мы такие все «интеллектуалы», начитанные и образованные, а не знаем, какими знаменитыми именами мира музыкального искусства славится наша родина. Да и не только наша. Пушкина знаем, Лермонтова тоже. А как же Римский-Корсаков? Великие Рахманинов и Бах? А Шостакович? О чем эти фамилии скажут тому же самому среднестатистическому представителю, скажем, молодежи?

По непонятным на то причинам, двадцать первый век отодвинул академическое музыкальное искусство даже не на второй, на третий, четвертый план. Появляется вопрос: так чем же она, классика, хуже? Почему незнание многих поистине великих и значимых имен прощается и воспринимается как нечто необязательное к узнаванию и пробе на вкус? Это такая же история, часть культуры, и её основы должны закладываться в человека ещё со школьной скамьи. Но, увы, факты, имеющиеся на руках, далеки от идеала. Слишком далеки.  Если мы можем кое-что сказать об истории государства российского, научились разбираться в литературе и теперь даже можем перечислить хоть несколько выдающихся поэтов, писателей-драматургов девятнадцатого или двадцатого столетий, почему бы не заглянуть и на страницы музыкальной истории тех же годов? А ведь это небольшое, казалось бы, упущение, на самом деле —  огромная потеря для возможности восприятия чего-то нового, ранее не слышанного, или попросту по какой-либо причине пропущенного мимо.

Что ж, давайте посмотрим, что нам скажет человек, являющийся одним из свидетелей этого непростого дела —  композитор, пианист, художественный руководитель и директор Северо-Осетинской Государственной филармонии, председатель Союза композиторов Северной Осетии, секретарь Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств России, известный общественный деятель Ацамаз Макоев: «Раньше, когда-то давно, все понимали – вот это – Максим Горький, это – Дмитрий Шостакович, а это – Арам Хачатурян, это – балет «Спартак», а вот это – фильм «Морозко» Александра Роу.

Литература и музыка шли под первыми номерами во всех исторических рейтингах. Достаточно назвать Баха и Гейне, и всё сразу понятно и ясно — это величайшие люди своей не менее величайшей эпохи. Такое явление, как музыка, появившись, внесло заряд на все существование человечества, на все века. Но время привело к тому, что уроки музыки в школах буквально начали выкидывать из программ.

Классическое искусство, в особенности музыка, – это не только добро. Это интернациональный язык, не требующий перевода. Через звуки, если есть Бог, — Он разговаривает с людьми.

У музыки есть то, что лечит человека. Она сеет ум, сострадание и уважение. В ней нет агрессивности, которая толкнет человека на какие-нибудь неправомерные и разрушительные действия. Пока мы дышим, читаем, пока люди общаются по-человечески – будет существовать музыка. Есть мелодии, песни, симфонии, которые делают человека счастливыми, и ему нужно давать возможность хотя бы прикоснуться к искусству – не обязательно все учащиеся музыкальных школ станут великими пианистами. Но ощутить во всей полноте то, что скрывается за партитурами – должен каждый.

Действительно, академическое искусство прививает вкус и благотворно влияет не только на психику человека, но, иногда даже, и на мировосприятие. Мало того – владение подобной «лишней» (не без сарказма) информацией может даже помочь в некоторых ситуациях, которые в качестве маленьких экзаменов порой преподносит нам жизнь.  Возьмем, к примеру, историю, которая случилась со мной буквально на днях. На улице ко мне подошел мужчина, как оказалось, путешественник, которого каким-то чудом занесло к нам из Казахстана. После недолгого обмена любезностями и небольшого автобиографичного рассказа, молодой человек начал в самых мельчайших подробностях расспрашивать об основании крепости Владикавказ, о годах возникновения города, о памятниках архитектуры, людях, климате и …искусстве. Человеку просто стало интересно, кем славен сей град – Владикавказ, чьи стихотворения и повести читают в школах, чью музыку исполняют в «том красивом здании с белыми колоннами», коим является Театр оперы и балета.

Я не считаю себя убежденным консерватором. Я просто уверена, что такой фундамент должен быть у каждого. И собеседник мой считал также. А знаете, в чем проблема? Неподготовленный человек почесал бы затылок, извинился и ушел. Ибо ответить-то нечего. Нечем поделиться. Сказать честно – справилась я с этой «проверкой на совесть» довольно неплохо, как потом оказалось. Незнакомец сердечно поблагодарил за просвещение и погружение в местную атмосферу и пообещал ответную экскурсию уже по своему родному городу. К слову, и такое случается. И человека с чем-то новым познакомили, и сами остались довольны. Это, всё же, многим лучше, чем идти с опущенной головой или задетой совестью и мыслями по поводу недостаточной широты кругозора.

Этот своеобразный крик души – не принуждение. Скорее, призыв о помощи себе, любимому, на трудном пути совершенствования. Так или иначе – самообразование – штука хорошая. И довольно полезная. Может, всё-таки стоит начать? Ведь, как говорится, это в любом деле главное.

Анастасия Борисенко

СТАТЬИ

PRO прошлое, настоящее и туманное будущее архитектурных антидостопримечательностей Владикавказа

Плохая канализация, сход Колки и водочный бум. Удастся ли оздоровить главную реку Осетии?

13.10.2021

В больницах Северной Осетии отсутствуют дорогостоящие лекарства от коронавируса, но в аптеках препараты есть

11.10.2021

Онкобольные лишились бесплатного обследования во Владикавказе — теперь только за большие деньги

Бюджет Владикавказа растет, но с долгами и кредитами

30.09.2021

Во Владикавказе чиновник продал бизнесмену землю за 49 тысяч вместо 12 миллионов

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: