Когда Венеция «отдыхает»

21-й художник симпозиума

Женщина с улыбкой блаженной достает из пакетика мягкую куклу ручной работы и пытается вручить ее художнику Саважу (я писала о нем в дневнике номер 10). Он серьезен как никогда и, увидев меня в толпе ценителей современного искусства, прибывших на открытие итоговой выставки симпозиума «Аланика», зовет и просит перевести просьбу женщины. Я смотрю на них и мысленно слышу, как неделю назад Лолита (PR-менеджер Северо-Кавказского центра современного искусства) рассказывает, что каждый год на тусовке художников появляется эта экстравагантная женщина и дарит только одному, выбранному по ею одной известным критериям художнику свою куклу.

Я улыбаюсь им обоим и объясняю Саважу, что она была на его презентации и поняла, что он очень хороший человек, и поэтому хочет оставить ему что-нибудь от себя на память. Саваж не теплеет и все с тем же недоумением смотрит на женщину. Она в ответ улыбается еще искреннее и просит напомнить ему, что она передавала записку со своим почтовым адресом и будет очень рада, если он ей напишет. Саваж даже не делает вид, что собирается взяться за перо, но чтобы поскорее отделаться, говорит, «конечно!» Я чувствую себя предателем, потому что уверяю женщину, что он обязательно напишет ей. Она счастлива, и я фотографирую их.

Мне грустно оттого, что женщина будет ждать письма, которое никогда не получит, а в следующий август вновь придет на симпозиум, чтобы выбрать одного «хорошего» художника, который с плохо скрываемым недоумением выслушает ее и примет подарок, чтобы через пять минут забыть о ней.

А ведь может быть именно эта женщина — настоящий ценитель современного искусства, которое ей не нужно понимать, изучая теорию, ведь она сама – художник и эти ее акции с дарением кукол -такое понятное послание миру о своей любви, одиночестве и желании найти родственную душу.

Как жаль, что она не сшила все двадцать кукол по количеству художников, наверняка нашелся хотя бы один такой же искренний и блаженный, способный оценить ее искусство и потом найти в себе силы и желание написать письмо.

Космос Хасиба Ахмеда

Зайдя на выставку в первом зале, вы сразу же направитесь к яркому объекту сине-красного цвета под черным куполом и зеркалом на полу. Это инсталляция художника из США Хасиба Ахмеда, посвященная познанию космоса и учитывающая местный контекст. Как написал художник в концепции проекта, в качестве материала он использовал такой популярный среди жителей Владикавказа строительный материал, как лексан, часто используемый для защиты домов от палящего солнца. Интересно, что волшебная инсталляция стала самым популярным фоном для фотографирования селфи.

Группа Bouillon

Осмотрев модель телескопа, вы увидите большую книгу на столике – это работа веселых грузинских художников из группы Bouillon. На обложке книги два вопроса: «Что означает Владикавказ?» и «Кто такой Владимир?» Анкеты с этими вопросами в течение всего симпозиума художники раздавали горожанам, после чего вручали сертификат, возвещающий о том, что его владелец «владеет Кавказом». В такой ироничной форме художники предлагают осмыслить серьезные геополитические вопросы, в которые вовлечен каждый из нас. Проект Bouillon вызвал живой интерес и очередь к объекту, что не может не радовать, так как участие Грузии в симпозиуме – первый мостик к выстраиванию разорванных войной отношений и налаживанию культурных обменов.

38 полароидов Евгения Гранильщикова

Слева от Bouillon – 38 пронумерованных  полароидов Евгения Гранильщикова, снятых в Москве, Владикавказе, Беслане и Грозном, в которых нет явного сюжета и видимых связей. Но прочитав написанные от руки на двух вырванных из блокнота листочках скупые пояснения, включающие названия улиц, становится понятно, что этот проект о трагедиях, случившихся в указанных городах.

Дневниковая скульптура Александра Повзнера

Соседствует с Евгением инсталляция скульптора Александра Повзнера, который, как и грузинские художники, любит свое чувство юмора. И чтобы в полной мере оценить его, нужно, конечно же, смотреть работу, когда рядом стоит куратор симпозиума Нав Хаг, чей бюст, вылепленный художником, уравнивает скульптурную композицию, по форме напоминающую дневник художника, в который он записывает все впечатления и чувства от прожитых дней.

Магический Владикавказ Хомайона Аскари Сиризи

Напротив Повзнера вы увидите экспозицию Хомайона Аскари Сиризи – художника из Ирана, — это фотографии узнаваемых домов и городских композиций Владикавказа, графически соединенных с текстами. Как рассказал сам художник, на эту работу его вдохновила любовь к архитектуре и Борхесу. Он много гулял по городу, и самые впечатляющие находки описал в художественных текстах в стиле магического реализма. Вторая работа, не имеющая отношение к первой, – видеоролик из Youtube, в котором пушка провоцирует сход лавин – для художника это видео — символ развалившегося Советского союза.

Уют Теи Гветадзе

От иранского художника вы направитесь к очень эстетской и уютной композиции Теи Гветадзе, которая работает с народным чувством прекрасного, анализируя то, как люди, не имеющие достаточных средств, мастерят из подручных материалов украшения для своих интерьеров.

Кавказ Аслана Гайсумова

А завершает экспозицию на первом этаже работа Аслана Гайсумова, символично соседствующая с разбитым окном – на фотографии с горным пейзажем доминирует надпись «ВLАДИКАВКАЗ», собранная на холме из камней. Это произведение стоит в одном ряду с другими работами художника, осмысляющего кровавую историю Кавказа.

Танец Насти Кузьминой

Тут же на первом этаже в зале без света экспонированы видеоработы. Вы заходите и видите национальный танец, но снятый с такой непривычной точки зрения, что кроме пластики рук и ног, вы начинаете считывать иные смыслы – в одно мгновение танцующий человек — творец и величина, в следующее – еле заметное кружение на фоне громадного ландшафта.

Дракула Элмас Дениз

На видео две девушки синхронно читают книги. Первая – сама Элмас Дениз, вторая – художник из Владикавказа Карина Бацоева. Чтение «Дракулы» и другой литературы периодически прерывается волнующими съемками пейзажа с горами, и это соседство – желание рассказать о глубоких и интересных открытиях, связанных с радикальными культурно-историческими сдвигами контекста, который вращается вокруг языка, местоположения, близости, связности, национализма и географии, – как указала сама Денис в описании  к работе.

Кривое зеркало Казбека Тедеева

Мозаика, собранная из различных видов отражающих поверхностей – кривое зеркало, которое художник создавал, думая о том, как формируется представление человека о себе.

Футуризм Персидского залива Назрин Маммадовой

Две неявно связанные между собой работы Назрин – продолжение ее поисков в осмыслении политических, экономических и религиозных процессов, происходящих на ее родине в Азербайджане.

Портрет художника Доа Али

Египтянка с волнующей внешностью посвятила свою работу скульптору Александру Повзнеру, в диалогах с которым она осмысляла свое место в современном искусстве и в целом, пути художника.

Амбротипы Алисы Гокоевой

Выставка продолжается на третьем этаже и начинается с работы Алисы Гокоевой.

Алиса сделала очень впечатляющую работу о влиянии предшествующих поколений на каждого, отдельно взятого человека. Четыре портрета на стеклянных пластинах (отсылка к истории возникновения фотографии) выставлены друг за другом, и глядя на них с определенного ракурса, вы станете свидетелем волшебного таинства.

Сцены спасения Дмитрия Венкова

В Осетии Дима продолжил снимать апокалиптическую тревожащую серию, в которой он помещает людей на некие островки спасения. Удивительно, что третья работа, сделанная в Осетии, очень символично отсылает к легенде о Задалески нана, укрывшей в пещере оставшихся в живых детей.

Объект Темболата Гугкаева

Темболат – известный в Осетии промышленный дизайнер, смастерил очень красивую конструкцию, которую призывает трогать и изучать, тем самым вовлекая зрителя в активный процесс восприятия  произведения.

Легенды и мифы Мишель Матин

На первый взгляд очень красивые, но непонятные объекты Мишель Матин складываются в пазл, когда вы найдете полароид с изображением ветвей с повязанными на них лентами. Художница сделала инсталляцию, инспирированную нашим мифологическим сознанием.

Сдутый слоник Саважа

Саваж для своей эскпозиции на две недели унес с Проспекта мира 30 скамейку. По его задумке, посетители выставки садятся на нее и любуются его тремя живописными фотографиями в лайтбоксах, созданных под впечатлением от прогулок по Владикавказу, когда он чувствовал себя этаким экспонатом, любопытным для окружающих.

Война Ильяса Хаджи

Вдохновленный классическими полотнами художников 19 века, писавших батальные сцены о Кавказе, Ильяс осуществил постановку, в которой сместились временные и пространственные пласты.

Колка Оскара Сантильяна

О первой части произведения Сантильяна (я уже писала в дневнике номер 12), на выставке представлены другие объекты имеющие отношение к проекту – камень из Кармадонского ущелья и фотография, снятая там же.

А слова «Когда Венеция отдыхает», вынесенные в заголовок текста – это лестное сравнение с Венецианским биеннале, самой важной выставкой в истории современного искусства. Эти слова высказал Леонид Бажанов искусствовед, куратор, художественный руководитель Государственного Центра современного искусства на торжественном открытии отчетной выставки международного художественного симпозиума «Аланика». К сожалению, оценить всю ценность слов Леонида Бажанова в должной степени могут только художники и критики, знающие, что участие в венецианском биеннале – это мировое признание художественного сообщества и удостаиваются его самые именитые художники. И это понимает сам Бажанов, когда говорит в своей торжественной речи о том, что большинство зрителей в регионах все еще с подозрением и непониманием относятся к современному искусству, и эту ситуацию возможно изменить только посредством образовательных мероприятий.

О важности последних знали с самого начала организаторы симпозиума, так как его формат подразумевает активную обратную связь художника со зрителем. Все две недели симпозиума каждый желающий мог свободно приходить в Библиотеку, общаться с участниками, а по вечерам слушать творческие презентации художников,  все возрастающий интерес к которым отметила в своем вступительном слове к открытию выставки идейный вдохновитель, организатор симпозиума, а также директор Северо-Кавказского Государственного центра современного искусства Галина Маирбековна Тебиева.

Поэтому в этом году к презентациям художников добавилась отдельная образовательная часть – форум-конференция, участниками которой стали значимые критики и искусствоведы, обладающие актуальнейшими знаниями в области современного искусства.

Все материалы конференции и симпозиума будут доступны на сайте http://art-alanica.ru/.

Выставка продлится до конца августа.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ

Главное с Антикоррупционного форума: порочные госказупки и «элитное» питание

В смерти двухлетнего мальчика не могут разобраться 7 лет

ММАшники Северной Осетии просят огня

16.10.2017 Gradus Pro

Полет дизайнерской мысли во Владикавказе скрывают от излишней скромности и чрезмерной халатности, и только «Сердце столицы» открыто и горячо

Битаров испытал в Моздокском районе целую гамму чувств

Дмитрий Анатольевич, благословите, мы нашли за что держаться — биоэтанол

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: