Крещендо!

Интимно поделюсь впечатлениями о гастролях Курского драмтеатра имени Пушкина, который был основан в 1792 году (!)

Дорогие мои читатели, пожалуйста, пусть этот текст останется между нами. Не хочется нарушать кавказские законы гостеприимства, но и льстить, изворачиваться и врать мне неохота. Поэтому просто шепотом, тихонько, интимно поделюсь своими впечатлениями о гастролях во Владикавказе Курского государственного драматического театра имени А.С.Пушкина, который был основан в 1792 году (!).

«Дикарь»

Начнем с комедии А.Касона «Дикарь». Сразу отмечу, что это очень слабо. И чтобы меня не обвинили в голословном заявлении, уточню, что слабо практически по всем пунктам: пьеса, режиссура, сценография, пластика (особенно пластика!), игра актеров, костюмы, декорации, музыка. Конечно, любое произведение искусства создается, что называется, на любителя, но когда до такой степени невкусно, то приходится восторгаться только доброжелательным зрителем, который пришел, посмотрел и поаплодировал, чтобы не обидеть гастролеров.

Пьеса излишне сентиментальна, в ней много морализаторства и ДИКИХ нестыковок. Зачем было ее ставить и, тем более, возобновлять спектакль, как сказано в программе, не знаю.

Бывают, конечно, такие достаточно серые, но добротные базовые спектакли. Не меньше и не больше. Они составляют костяк, фундамент репертуара, являются практически беспроигрышным вариантом для гастролей и для повседневной жизни любого театрального коллектива. Это могут быть не шедевры, а «палочки-выручалочки». Но «Дикарь» — другой случай. Более тяжелый.

Я теряюсь, когда не могу ничего хорошего найти в постановке. Возможно, стоило «решить» пьесу в эксцентричной манере, но постоянные морализаторские монологи этого осуществить не позволили бы… А когда текст не дает шансов на успешную режиссуру, то ее и не бывает. Отсюда плохая игра, а дальше – и все остальное… Бабка за дедку, дедка за репку…

Можно ли вообще сыграть любовь с первого взгляда? Затрудняюсь с ответом, но уверена, что изображать ее так пафосно, как это случилось в «Дикаре» — худший из возможных способов: слишком неискренне. Кстати, главный герой произносит такую реплику: «Настоящее лучше говорить молча». Может, это и есть выход?

Восхищаясь поэзией, дикарь замечает, что автор повествует о маленьких вещах так, будто они большие. А создатели спектакля о большом говорят мелко, примитивно. И как-то все в спектакле очевидно, что ли, в лоб, скучно и предсказуемо.

Единственное, что я могу назвать хоть чуть-чуть свежим, это определения смерти и жизни. Воспроизведу, чтобы не казаться самой себе неблагодарным зрителем: «Смерть – это когда уже ничего нельзя изменить, а жизнь – это когда понимаешь, что ты не один: чувствуешь ветер, слышишь гром, видишь молнию, ощущаешь землю под ногами». Не кажется вам новым или оригинальным? Нет? Но это самое интересное в постановке. Остальное было еще более банально. Увы.

dikar

Впервые в жизни мне пришлось услышать историю о том, что во время гастролей в другом городе актер скончался. Не могу не подчеркнуть, что видела Николая Шадрина в первом из показанных владикавказским зрителям спектакле (он исполнял роль слуги в постановке по пьесе «Дикарь») и отметила его необычность, фактурность.

Восхищаюсь мужеством труппы, которая продолжила гастрольный марафон, состоящий из КОМЕДИЙ. Изображать на сцене веселье и красочный бедлам на фоне трагической потери, наверное, было нелегко. За это – отдельное спасибо.

И еще нельзя было не увидеть, что гастроли выстроены в стиле КРЕЩЕНДО, по нарастанию накала, таланта и качества происходящего на сцене.

«Номер 13»

Второй спектакль назывался «Номер 13». Это эксцентрическая комедия по пьесе Рэя Куни. К сожалению, я видела эту пьесу в постановке Владимира Машкова (его первая работа в качестве режиссера) с Евгением Мироновым и Авангардом Леонтьевым в главных ролях. Почему к сожалению? Потому что это было значительно лучше, чем то, что мы лицезрели на сцене владикавказского театра. Безусловно, пьеса несколько пошловата, но Машков с соратниками по постановке сделали удивительную вещь: они очень далеко отошли от реалистической манеры игры: на сцене был представлен карнавал, практически цирк, эксцентризм был доведен до запредельного уровня. Поведение персонажей было никак не связано с тем, как могли бы реагировать на происходящую кутерьму реальные люди в подобных обстоятельствах. И еще одна особенность спектакля в постановке знаменитого российского актера состоит в бешеном его ритме: будто карусель сломалась и начала вертеться с ненормальной скоростью, как сумасшедшая. Все бегом, галопом, все очень быстро, молниеносно и взрывоопасно.

К сожалению, курянам не удалось приблизиться к безудержному веселью одного из московских театров.

Было смешно, местами очень смешно, хорошие актерские работы тоже имели место, некоторые эпизоды позволяли говорить о таланте режиссера (Народный артист России Евгений Поплавский), который явно ознакомился с версией В.Машкова… Но чуть замедленный ритм и часто вполне реалистическая манера игры почему-то (для меня это загадка) сделали выпирающей пошлость, безусловно, заложенную в пьесе. В кино, на телевидении мы уже так привыкли к пошлости, что она никого не удивляет, а в театре еще, слава Богу, она не так уверенно прижилась, чтобы не обратить на нее внимания.

nomer-13-6

И, конечно, играть такую искрометную комедию на фоне невосполнимой потери в театральной труппе было явно нелегко. В чужом для театра городе. С необходимой срочной заменой актера. Наверное, это был такой кошмар, что главным ощущением от спектакля стало удивление мужеству его участников. Все-таки в актерской профессии есть что-то противоестественное: тебе плохо, а надо показать, что хорошо; тебе весело, а у тебя сегодня трагедия на повестке дня… Так что судить «Номер 13» строго невозможно. И завсегдатаи театра, с которыми я говорила, дружно похвалили второй показ пьесы Рэя Куни, когда немножко, видимо, утихло ощущение неожиданности и тяжести ухода товарища.

«Ктуба»

А вот «Ктуба» (по пьесе еврейского автора Эфраима Кишона) – это бальзам на души зрителей. Просто, но о главном. Смешно до колик, но по-еврейски глубоко и мудро. Сдержанно из уважения к традиции, но темпераментно так, что не знаешь, ей Богу, плакать или смеяться. Зрительный зал был в восторге. И это заслуженно.

Очень хорош выбор пьесы, «уже-таки комедии», как определили ее в программке. Великолепна музыка, хотя, казалось бы, ничего особенного. Танцы, особенно в конце, просто не дают возможности спокойно сидеть, невольно начинаешь перебирать ногами и хлопать, потому что вариантов не делать этого не существует. А песня, исполненная Галиной Халецкой, украшением труппы, по-моему (она же, кстати, и балетмейстер спектакля), вывернула наизнанку все то внутреннее, что принято в совокупности называть душой. До слез.

dsc_5526

Вообще я бы сказала, что этот спектакль – еще и мастер-класс от старшего поколения актеров младшему, подарок и очень важный урок. Галина Халецкая и Александр Швачунов, оба являются Заслуженными артистами России, на порядок выше, талантливее и прекраснее молодых участников спектакля. Учиться ребятам надо буквально у тех, кто очень близко, рядышком, на одной с ними сцене. Пластически, эмоционально, профессионально (не могу придумать, как еще бывает) еврейская пара, в течение всего спектакля пытающая найти свой брачный договор, который, в конце концов, оказался никому не нужен, представлена так, что невольно задумываешься о самом главном в человеческой жизни, о том, что у всех народов представлено в каком-то виде на базовых уровнях генетической памяти: об отношениях мужчины и женщины, о непохожести их друг на друга, о взаимном недовольстве и… о невозможности существовать врозь. И сделано это аккуратно, нежно, доверительно, будто лично с тобой разговаривает священник или раввин, мудрый, добрый, готовый все прощать. Ты все время смеешься, а когда выходишь из театра, понимаешь, какое «важное» послевкусие у постановки, как она зацепила, поцарапала и успокоила одновременно. Красиво и тепло. Так, как должно быть. И даже лучше.

Гастроли – это замечательно для всех. Для тех, кто едет; для тех, кто ждет. Для тех, кто на сцене; для тех, кто за кулисами; для тех, кто в зрительном зале. Так что спасибо огромное всем-всем-всем, кто причастен к организации подобных сложных, даже практически неисполнимых, но все-таки воплощенных в жизнь ценой усилий, нервов и сил огромного числа людей событий.

Курянам – низкий поклон. А теперь начинаем ждать Белгород! В конце сентября — еще один театральный марафон. Билеты уже есть!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ
19.10.2018 Gradus Pro

Годы жалоб на зловонную владикавказскую свалку, а воз и ныне там

В правительстве подсчитали, сколько туристов хлынет в Осетию

16.10.2018 Gradus Pro

Экспертиза признала выбросы «Электроцинка» обычной водой

Михаил Ратманов поставил диагнозы и призвал жаловаться на вымогательства в больницах

14.10.2018 Gradus Pro

Музыкант Фати Бесолти о том, как эффектно встроить “национальное” в современное искусство

13.10.2018 Gradus Pro

Коллектив Музыкального театра не получил выплаты по «майским указам»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: