Ла-Ла Ленд

Культурная Осетия-2018: взлеты, провалы, Гергиев и Бузова

В древнерусских летописях никогда не пропускали ни одного года: все они – Божья милость, поэтому упомянуть надо, даже если ничего масштабного не случилось. И вот о таких спокойных годах монахи писали: «Бысть тишина велика» или «Тишина бях». Слава Богу, в 2018 году не произошло ничего слишком страшного, трагического и непоправимого для Осетии.

Декабрь и январь – странные месяцы, когда принято подводить итоги и всматриваться в прошлое. Но не в этом состоит цель различных обобщений, а в том, чтобы еще раз вспомнить хорошее или печальное из случившегося за 12 месяцев. А иногда — на несколько сантиметров приблизиться к справедливости, основанной на желании обратить внимание на те культурные события закончившегося года, которые не получили достаточного количества «баллов» от жителей республики.

И есть у моего варианта сведения дебета с кредитом еще одна цель: возможно, у вас, дорогие читатели, появится желание подправить баланс в ту или другую сторону. Вы можете это сделать, площадка готова и ждет Ваших замечаний и предложений.

Культурный портрет 2018-го, по-моему, выглядит примерно так.

«Театр полон, ложи блещут…»

Театральная жизнь, как всегда, была бурной и разнокалиберной, если позволительно так сказать.

Гастроли театров из Курска и Белгорода. Одни почти провальные, другие вполне удачные, но высота «орлиного полета» достигнута была только «своими силами», как говорится. Это о спектакле «Оркестр», уже мною «воспетом», о чем до сих пор не жалею. Восприняла это произведение как подарок и по-прежнему уверена, что это — the best. Кстати, еще одно замечательное качество данного театрального текста состоит в том, что он буквально «положен» на музыку, поэтому ритм его не просядет со временем, как часто бывает.

Дигорский театр, что тоже уже привычно, очень смел, не боится экспериментов и активно ищет свое собственное лицо, что трудно не заметить и не похвалить, даже если попытки поиска не всегда заканчиваются успехом. Прорывы уже есть и еще будут обязательно.

Наш фундамент, наше ВСЁ — Осетинский театр. Коллектив сделал в 2018 году, на мой взгляд, правильный шаг в сторону обновления стиля работы, назначив на одну из определяющих этот стиль должностей Гиви Валиева, потому что за последнее время именно его постановки были наиболее удачными и наименее пафосными (это качество спектаклей давно перестало привлекать публику, особенно молодую и хорошо образованную, потому что опираться на пафос, как на фундамент, никогда и ни у кого все-таки не получалось).

Спектакль «Названные братья»

Спектакль «Названные братья»

ТЮЗ («Саби»). С этим театром в 2018 году у меня связано самое мощное переживание. Просто я присутствовала на собрании, которое стало базой для увольнения Андрея Кокоева.

Это был кошмар, напомнивший мне то, что я читала о сталинских «тройках».

Я так и не поняла, в чем конкретно состояла вина Андрея, но он «дрался», как лев. Это было достойно, мужественно, я бы так не смогла. Кстати, Тамара Фидарова, представитель Министерства культуры РСО-А, сидевшая в президиуме, спросила меня в лоб: «Что бы Вы сделали на месте Кокоева?» И я честно ответила, что молча бы ушла и больше в театр не заходила бы, но я женщина, а Андрей – мужчина, и его поведение соответствовало статусу.

И Тамара Хажбиевна не удержалась: назвала меня дурой.

Я не обижаюсь, честное слово. Мне весело.

О филиале Мариинки у меня давно уже нет слов. Филармония, как мы по привычке называем это учреждение, не просто радует, а возносит на полметра от земли пасхальными концертами, голосами Гулегиной, Шагимуратовой, Джиоевой, звучанием одного из лучших оркестров мира под управлением одного из лучших дирижеров Вселенной.

051a2353

Говорят, что будущее – за оркестрами, которые играют без дирижера. Не верю! А когда смотрю на Гергиева, то не верю особенно убедительно.

Есть, конечно, вопросы к организаторам. И связаны они с не совсем понятной системой продажи билетов, которая приводит к тому, что билетов в кассах нет, а зрителей в зале так мало, что тех, кто сидит на балконе, просят спуститься вниз, чтобы не позориться перед столичными артистами.

С особым трепетом скажу о том, что у нас в 2018 году практически родился студенческий антрепризный театр, удививший новогодней сказкой, постановкой по пьесе В.Розова «В добрый путь» (режиссер – Алан Албегов) и великолепным, зрелым и взрослым спектаклем «Черная бурка» (режиссер – Руслан Цагараев). Исполнитель главной роли, Давид Хубаев, теперь служит в театре «Ромэн» в Москве. Перед отъездом я взяла у него автограф и надеюсь его дорого продать через какое-то время ))))), когда Давид станет лауреатом «Золотой маски», чего ему от всей души желаю.

«Экспонаты руками не трогать»

Наши музеи – Клондайк. Все началось с «Золота скифов» и открытия нового здания (долгожданнейшего) на проспекте Мира, а закончилось великолепным и ярким Азанбеком Джанаевым.

0d9480c2e196088a5956c67259f0617a_800_541_1

«Аланы в походе»

И еще не могу не порадоваться тому, что в Художественном музее имени М.Туганова так мудро всех пересадили и перераспределили, что теперь можно любоваться комнатой с кавказскими пейзажами и уникальным фонтаном из горного хрусталя. И еще, если решите зайти в этот гостеприимный музей, то во вновь доступных помещениях обратите внимание на батареи. Обещаю, что не пожалеете. Гарантирую даже.

На фоне выставок, проходивших вне музейных помещений, мой личный лидер – Аслан Дзиов.

Главное его качество – нереальный уровень узнаваемости. Если хоть раз увидел его работу, то определишь потом «почерк» из тысячи. Разве что кто-то станет ему нарочно подражать. И практически на всех картинах он сам присутствует. То ли охраняет, то ли демонстрирует свое авторство. А в жизни скромен, даже стеснителен. Такой вот редкий контраст.

«Суровый Дант не презирал сонета…»

В литературе плохого и некачественного больше, чем хорошего, увы. Выделю семейный дуэт Хугаевых.

Отец, Сергей Заурбекович, Народный писатель Осетии, — юбиляр этого года (85! Ура, ура, ура!) и автор новой книги «Колыбель Коста». Это повести на осетинском языке, не публиковавшиеся ранее нигде.

Сын – Ирлан (Сергеевич, конечно) тоже в этом году отважился на книгу. Называется она «Синий огонь».

Это проза. Глубокая. Интеллектуальная, как сейчас принято говорить.

Мы с вами живем в мире, где действуют правила Черной королевы из «Алисы в стране чудес»: «Надо быстро-быстро бежать, чтобы оставаться на месте. А чтобы хоть куда-то попасть, нужно бежать в два раза быстрее». И литература может помочь притормозить. На несколько минут, на полчасика… Очень бывает нужно такое тихое счастье с книжкой в руках.

Незаменимые есть!

Не стало Сослана Андиева (это тоже культура, только физическая). Я не спец в борьбе, но он для меня символ поколения и человек-ГОРА во всех смыслах.

Я замирала перед экраном, если он там присутствовал, и любовалась, когда случайно пересекалась на улицах города.

«Гвозди бы делать из этих людей: не было б в мире прочнее гвоздей…» И вот ведь беда какая…

Стыдно только, что на крупном спортивном мероприятии, которое прошло сразу после его смерти, никто не догадался положить цветы к памятнику… Ясно, что не нарочно, но все же, все же… Будем надеяться, что из стыда вырастает много хороших чувств. Если, конечно, кому-то тоже станет стыдно.

И еще ушел Баграт Техов, основатель осетинской школы археологии и создатель журнала «Нартамонга».

Жил талантливый человек, глубокий, чистый. И нет его. И никогда…

Впрочем, в слове «никогда» все уже содержится. И говорить больше нечего.

ХХХ, go home. Рlease! (Тоже очень важно!)

Не могу не отметить, что вопрос «Электроцинка» с культурной, даже философской точки зрения, перешел в новое качество: народ Осетии приобретает (вспоминает?) опыт победы (тьфу-тьфу-тьфу), который должен теперь как-то вдохновлять на новые свершения. Неужели этого не случится?!

О том, о сем

Ольга Бузова. Во-первых, «кто из нас без греха, пусть первым…»

Во-вторых, если она такова, какова она есть, то почему она процветает и живет значительно лучше большинства из нас? Может, не только она в этом виновата?

В-третьих, запрет на концерт ее возвысил. Она не стоила такого решения. А нас бы возвысило, если бы запрета не было, но на концерт бы публика не пришла… Вот это было бы ДА!

Подарки – в студию!

В мае 2018 года ОВВККУ имени С.М.Кирова (в простонародье – Училище МВД) праздновало свое 80-летие. Я искренне не понимаю, как можно было уничтожить такую уникальную структуру. И в подтверждение своих слов я дарю вам всем одну запись, которая попала ко мне от Олика Харитоновича Дзобелова, тоже выпускника училища. Это зафиксированная тренировка-репетиция (одна из многих, конечно) выпускников данного учебного заведения перед приездом во Владикавказ на праздничные мероприятия в честь юбилея училища. Дело было в Москве…

Обратите, пожалуйста, внимание на возраст, количество и качество звезд на погонах тех, кто в форме, на искренний азарт участников тренировки.

Смотришь и понимаешь, что прожитые годы чувствуются фрагментарно, что юность – это состояние души. И еще, увы, как-то зримо и очевидно, что «богатыри не мы»…

Это трогательно до слез. Желаю нам всем такого же энтузиазма. И патриотизма бы нам похожего. По отношению к родине; к собственной нашей молодости; к месту, где нам помогали приобрести профессию. Все так! Но по-прежнему обидно, что училища больше нет и никогда не будет.

Простите, если что-то или кого-то забыла. Это не по злобе, а совершенно случайно.

logo_gradus_newР.S. Не говорю о смене министров, потому что в последнее время их перемещения мало что меняют. Если радикально обновятся курс, концепция или подход к решению проблем, разбудите меня, пожалуйста.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ
17.10.2019

Одна из слагаемых образа первого президента Северной Осетии Ахсарбека Галазова

Суду потребовался эксперт для рассмотрения архива по делу Цкаева

«Мусорный» оператор просит подождать и обещает перемены к лучшему

Знаменитый тренер Анатолий Маргиев о турнире в Китае и шансах осетинских вольников на Олимпиаду в Токио

Подсудимые отказались давать показания и снова настаивают на закрытом процессе

Учителя 21 века: безмолвные, загнанные, перегруженные

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: