«Легко смеется плач и плачет смех…»

На сцене Русского театра состоялась премьера спектакля по пьесе У.Шекспира «Гамлет»

Я как-то не сразу поняла, что происходит, потому что не узнавала хорошо известный текст Шекспира, который звучал хотя бы однажды на сцене любого театра в мире. Глянула в программу. Оказалось, что это перевод, о котором я, скажу честно, ни разу в жизни не слышала.

Автор перевода — Андрей Корчевский, живущий в Денвере, США. Изменены некоторые имена, стихи чередуются с прозой, текст значительно динамичнее и меньше наполнен рассудочными монологами главного героя. Есть еще особенности, о которых вам придется узнать самостоятельно, потому что если я начну здесь и сейчас разбирать детали перевода, то до спектакля дело не дойдет. А спектакль состоялся. Еще как, скажу я вам!

Начну с гимна. Посвящается он Светлане Володиной, автору сценографии и, что особенно важно в данном конкретном случае, создателю костюмов. Это нереальная и осязаемая одновременно удача. Это волшебство и чародейство. Это шесть по пятибалльной шкале. И хочется повторить слова Иосифа Бродского о том, что у нас неисчерпаемые человеческие недра. Не поскупитесь на аплодисменты Светлане. Очень вас об этом прошу.

Дальше о нескольких важных концептуальных моментах, которые меня сильно тронули. Во-первых, главным качеством нашего вновь рожденного на театральной сцене Гамлета была усталость. Сначала от сомнений, потом от ненависти, от необходимости отомстить, от отчаяния… У него (А.Цаллаев) траурные глаза, он будто высушен изнутри, весь его облик кричит о том, что страшнее горя может быть только необходимость его скрывать. Это не так часто встречающаяся грань характера Гамлета, демонстрируемая артистами. Не буду говорить, что нигде и никто эту черту героя не выделял: я просто не знаю. Но меня это зацепило. И не могу не напомнить себе и читателям, что когда видишь что-то особенно нежное и трогательное, то действуют железы. Слезоточивые, дыханиеостановительные, пульсоускоряющие и Бог-знает-что-творительные наши обычные физиологические железы. То, что происходит на сцене, если оно искренне, напрямую работает с организмом именно на уровне желез. Когда соберетесь на «Гамлета», вспомните наставление Шекспира: «Если у вас есть слезы, готовьтесь их пролить».

Следующий акцент – Офелия. Тут тоже не так все банально, как может показаться. Она у режиссера-постановщика, Народного артиста РСО-А, Заслуженного деятеля искусств РСО-А Валерия Попова и исполнительницы этой роли М.Федорович не столько сходит с ума, сколько решает казаться сумасшедшей. И это так страшно, что осознанность ее гибели, ее последних реплик, обращенных к брату, вызывает внутренний трепет.

Фаина Раневская в своем последнем интервью говорила, что трепет из театра ушел. Нет же! Офелия так нежна и невесома, будто приподнята на полметра от земли. Она получилась у М.Федорович ангелоподобной, такой «чистейшей прелести чистейший образец»… Чудно… Кстати, игра Офелии (не актрисы, исполняющей ее роль, а именно героини) очень хорошо вписывается в общую концепцию спектакля, построенную на идее о жизни как театре.

Шуты. Самые честные люди в мире, сочетающие мудрость и героизм. Именно шуты могут заглянуть в такие закоулки человеческой души, куда даже святые не заглядывают. Очень жаль, что наши лидеры не окружают себя шутами, как это делали правители прошлого. Реально жаль. Объем присутствия шутов в спектакле велик. Не чрезмерен, а обоснованно велик. Не все артисты могут держать постановку и находиться в ее центре. Эти могут! Назову по именам: Г.Кубошов и Л.Бритаева. В их руках – земной шар и судьба спектакля. Они входят в число главных героев, хотя в программе упомянуты последними. Бра-во, бра-во.

Классный получился призрак, представитель иррационального мира, больше знающий о том, что происходит здесь, чем те, кто ЗДЕСЬ живут. Призрак – за чертой, поэтому он иной, лишенный человечности, статичный и металлический. Гамлет слишком много думает, призрак заставляет его действовать. И не поверить в его мощь не получится. Даже не пытайтесь.

Сцены, которых особенно ждут зрители, пришедшие смотреть «Гамлета» («Быть или не быть», разговор с черепом Йорика…), не становятся центром повествования. Эстетически выделено другое: гибель Офелии, битва Гамлета с Лаэртом (в данном переводе – Лиартом), внутренний спектакль заезжих актеров… Все эти эпизоды сделаны умопомрачительно. Тут нельзя не похвалить режиссера по пластике О.Журавлеву и постановщика боев А.Тигиева.

И все-таки не могу не сказать, как глубоко и проникновенно прозвучали знаменитые монологи главного героя. И вечное «быть или не быть»… Нам очень повезло, что у нас в театре есть такой актер, такой Гамлет. Не всякий коллектив может похвастаться подобным уровнем. Именно эта роль была одной из самых важных для В.Высоцкого, О.Янковского, И.Смоктуновского… Но А.Цаллаев смог найти свои краски. Так глубоко это все, так мудро.

Попытаюсь обозначить, определить общую интонацию, предложенную режиссером сначала исполнителям, как я понимаю, а потом зрителям. И интонация эта НЕ сугубо трагическая. Есть выход, есть катарсисис, есть свет в конце тоннеля. Все это — в идее о мире-театре и людях-актерах. С этого все начинается, этим все заканчивается. И это такое осязаемое лекарство, что его можно намазывать себе на кожу, глотать вместо таблеток, класть под язык, как мы поступаем с валидолом…

«Театр для людей» сейчас не в моде, сейчас принято выпендриваться, мудрить и демонстрировать свои запредельно высокие, недостижимые умственные способности, чтобы никто, кроме таких же слишком изысканных критиков, ничего не понял. Нам представили именно «театр для людей», для нас, простых смертных. И в этом театре есть такие тонкости, элегантности и сентиментальности режиссерского замысла, что дух захватывает.

Шекспир ведь очень честен. Наверное, поэтому бессмертен. Он показывает наши недостатки как неотъемлемую часть нашей личности. Он напоминает нам, какой уникальный сгусток противоречий мы собой представляем. Он, как отец на картине Рембрандта о возвращении блудного сына, кладет свои руки каждому из нас на плечи и говорит нам, что любит нас, несмотря на все наши проигрыши и поиски. Он прощает нам несовершенство! (Кстати, если будете смотреть на картину в Интернете, обратите внимание на пяточки блудного сына. Это космос. В этих пяточках – весь пройденный парнем путь, его история, его боль и страдание. Ух!)

А Валерий Попов поддерживает Шекспира в его желании нас всех простить: куча людей трагически погибает, слезы и сопли могут свести с ума, и тут режиссер четко обозначает, что это игра, что вокруг царствует уютное в этом случае «не здесь и не сейчас», что все эти смерти и терзания – театр. Они где-то там и где-то тогда…

При встрече с настоящим искусством ощущения важнее мыслей, и по ощущениям вам будет светло и легко. Даже счастливо, потому что после спектакля перестаешь думать, что все вокруг обмельчало, что везде карлики, что безнадёга… Как это получается? А просто в человеке, который постоянно и упрямо лезет вверх, сопротивляется сползанию, не умирает интерес к тем, кто свалился на эту грешную землю ОТТУДА, или на кого после рождения ОТТУДА ЖЕ упало огромное дарование.

Таков Гамлет; таков Шекспир, о нем написавший; таков В.Попов, человек другого времени, другого химического состава, в тысяче какой-то там раз обратившийся к пьесе запредельной давности; таков А.Цаллаев, исполнивший главную роль. И все, кто причастны, тоже таковы. И знаете что? На фоне погружающегося в виртуальность мира для некоторых людей все ярче и важнее становится театр, место, где продолжает БЫТЬ живое, теплое, дышащее искусство, которое никакими спецэффектами заменить не получится. И слава Богу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ
09.11.2019

Новый сити-менеджер Владикавказа рассказал о миллиардном долге, ЖКХ и кафе на Набережной

05.11.2019

Ассоциации социально-активного бизнеса Северной Осетии «Сила Единства» исполняется пять лет

В Северной Осетии с шумом и возмущениями централизовали закупку лекарственных препаратов

Когда лягушка попадает в кувшин с молоком, она активно перебирает лапками в надежде выбраться

В сентябре жители Владикавказа получили, а местами даже избрали, новый состав Городской думы

22.10.2019

Уаллагком — историческая область традиционной Осетии – Алании

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: