Made in Kaliningrad

Во Владикавказе завершились гастроли драматического театра из Калининграда

Когда-то Cтаниславский предложил новую систему, в основе которой – понятие о «четвертой стене», стене между актерами и зрителями, то есть те, кто на сцене, должны вести себя так, будто тех, кто в зале, не существует вообще. Это было максимально авангардно. Но сегодня это уже практически невозможно. Кстати, первым эту систему поломал лучший ученик Станиславского (и наш земляк по совместительству) Евгений Вахтангов.

Почему такое случилось? Потому что не может человек испытывать эмоции Гамлета. Это неправда. В этом – серьезная ошибка Станиславского. И тот факт, что великий Константин Сергеевич очень любил своего ученика, уже упомянутого нами, свидетельствует о том, что он осознавал ошибочность своей системы.

А если актер не испытывает эмоции персонажа, то что он нам показывает, собственно? Исключительно свое человеческое к нему отношение. Сегодня стало стопроцентно очевидно, что человек в любом актере сильнее артиста. Сегодня зритель идет не к Гамлету, а к тому, кто играет Гамлета. Это именно человеческое общение. И чем более оно человечно, тем лучше.То, что попало в актера, должно попасть в зрителя. Это диалог между людьми, поэтому дело теперь только в искренности… Чистой, простой, как земля, небо или дождь… Обыкновенной человеческой искренности…

И вот именно этого качества немножко не хватило гастролировавшей у нас в городе труппе.

Итак, закончились гастроли театра из далекого и почти зарубежного  города Калининграда. У меня противоречивые впечатления, но попробую их коротко описать, чтобы не надоедать никому.

Сначала я впала в ужас и отчаяние. Спектакль «Лорд Фаунтлерой» мне ни разу не приснился, но если бы это случилось, сон был бы кошмарным, я бы проснулась в холодном поту и просила бы поскорее выпустить меня на волю из этого хаоса. Вы, конечно, спросите: «Что именно было не так?» Но НЕ ТАК было все. Ничего не было ТАК. Разве что костюмы, декорации и другие элементы спектакля, которые все-таки вторичны по отношению к режиссуре и актерской игре.

Пьеса нудная, банальная, даже несколько противная в своем морализаторском порыве. Если бы этот спектакль показали в дневное время для детей младшего и среднего школьного возраста, я бы еще как-то смирилась, но для взрослых это никак не годилось. Примитивно до неприличия. Полное отсутствие тонкости, деликатности.

Все актеры переигрывали, суетились, выглядели максимально неестественно. Их «игра»была явно избыточной. Именно в том смысле, как это нужно бывает детям. Многие актеры явно не знали, куда деть ноги, руки, как не выпучивать глаза, изображая изумление; на сцене было много суеты и каких-то нелепых, ненужных движений, ничего не выражающих, кроме, конечно, недостатка профессиональной состоятельности.

На таком фоне особенно ярко выглядели артисты, которые умеют делать то, что должны уметь. Это, в основном, представители старшего поколения. Среди них есть профи, это факт, но общее впечатление – свидетельство отсутствия даже намека на глубину.

Дальше была свадебная комедия. В принципе, по большому счету, мало что изменилось (банально, суетливо и поверхностно), но в комедии это оказалось более чем уместно. Уверена, что все в зале получили удовольствие. Было звонко, ярко и весело. Лишний раз убедилась, что если художник ОСОЗНАННО развлекает, то к нему стоит прислушаться. Такое вот расслабляющее, отвлекающее  искусство открывает какие-то нужные энергии, в том числе, по-моему, энергию любви. Кульминацией комедии была фраза: «Йогурт без даты». Это апогей! Я уже не раз воспользовалась вполне замечательным высказыванием.

Но настоящий театр мы увидели только за день до конца гастролей. Начался он, театр, как и положено, с классики: с Гоголя.

У меня огромное количество претензий, как говорится, вагон и маленькая тележка. Пожалуй, даже не маленькая. Я филолог по образованию и по мировоззрению, поэтому к текстам отношусь трепетно и нежно. И список замечаний мог бы занять много страниц. Но я не могу не простить все-все-все только за то, что ЭТО БЫЛ ГОГОЛЬ. Трагичный, нелепый, гротескный. Настоящий и живой Гоголь со всеми своими причудами.

Ноздрев и Собакевич – выше всяких похвал. Нереально, уникально хорошо. Я от всей души благодарна труппе за Николая Васильевича. С ним мало кто справляется. Он и сам с собой не справлялся, впрочем. А на сцене было так достоверно и по-гоголевски, что не могу не крикнуть вдогонку «БРАВО» режиссеру и актерам из Калининграда.

То, что все были в масках, в каких-то причудливых костюмах, только подчеркивало гоголевскую составляющую сценического действа. Он же весь какой-то причудливый; никто из писателей не позволял себе делать то, что он делал; а у него вечно какие-то финтифлюшки, завитушки и отступления на много страниц, которые вообще ничего не решают. На грани графомании! И вот такого Гоголя мы вдохнули. Не знаю, как другие, я – с упоением.

И в финале Булгаков. Близкий и дорогой нам по-особенному: он здесь был, он здесь жил, он здесь начал писать тексты, работать в театре и даже успел побыть деканом одного из учебных заведений, как пишут историки нашего города.

Очень много сил вложено в постановку. Спектакль ресурсный по находкам, выдумкам и штучкам. Он с интересом смотрится, он проникает внутрь, цепляет, вытаскивает наружу что-то такое щемящее, нужное, главное. Я бы назвала его великолепным, если бы не Мастер и Маргарита. Такого неудачного кастинга я еще не видела. И это на фоне просто обалденной свиты Воланда. Кто решил, что Мастер должен быть таким пафосным и фальшивым, а Маргарита – такой мелкой и нехаризматичной? Кто перечеркнул все, что связано с мистикой, с ершалаимскими главами? С одной стороны – такие тонкие вещи, как разбрасывание монеток; появление на сцене членов  свиты Воланда БЕЗ ГРИМА, в обычной современной одежде; нереально емкие боковые кулисы из прорезиненных полосок, так изящно использованные в спектакле… С другой стороны — грубый и пошловатый стиль отношений говорящего заученными фразами Мастера и явно не совпадающей с булгаковскими представлениями о дьявольской соблазнительности Маргариты? Я это все не понимаю. Могло быть гениально, если бы НЕ… Вот так бы я определила все случившееся.

И у нас удивительная публика. Просто эталон гостеприимства. Принимали на «ура». Мы избалованы так, что позволяем себе быть снисходительными. Мы все понимаем, прощаем и аплодируем тому, что могло бы быть. Мы видим потенциал, радуемся ему и знаем, что главное – в нем.

Возможно, труппа Калининграда не сразу «раскачалась»: нелегко работать в непривычных условиях. Возможно, волнение давало знать о себе в бОльших объемах, чем это позволительно. Все возможно…

…Послевкусие хорошее, радостное, светлое. И пусть теперь наши актеры-режиссеры-постановщики-декораторы-костюмеры взорвут Калининград. Пусть покажут, чем мы, владикавказцы, привыкли наслаждаться и какой уровень нам по душе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ
09.11.2019

Новый сити-менеджер Владикавказа рассказал о миллиардном долге, ЖКХ и кафе на Набережной

05.11.2019

Ассоциации социально-активного бизнеса Северной Осетии «Сила Единства» исполняется пять лет

В Северной Осетии с шумом и возмущениями централизовали закупку лекарственных препаратов

Когда лягушка попадает в кувшин с молоком, она активно перебирает лапками в надежде выбраться

В сентябре жители Владикавказа получили, а местами даже избрали, новый состав Городской думы

22.10.2019

Уаллагком — историческая область традиционной Осетии – Алании

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: