Мертвое время

Когда-то мне захотелось написать о поразивших меня (и продолжающих удивлять и радовать до сих пор) стихах Ирлана Хугаева. Тогда многие говорили мне о том, что у этого автора есть замечательная проза. Конечно, я знала об этом, читала и восторгалась, но писать о прозе И. Хугаева мне было страшно и неловко. Во-первых, автор, безусловно, прочтет. Во-вторых, все, что он пишет, так красиво и глубоко, что мои высказывания, основанные на его текстах, связанные с ними, могут оказаться слишком легковесными, банальными, глупыми даже. В-третьих, позиция критика, даже если он ценит и хвалит автора, заведомо несколько шаткая, двусмысленная: сам же критик художественные тексты не создает, а о чужих позволяет себе рассуждать. И я убеждена, что говорить вслух, публично о произведениях искусства можно только в одном случае: если они становятся любимыми, близкими, если хочется ими и мыслями о них поделиться с другими ценителями. Только так.

В последнем, третьем по счету за 2014 год, номере журнала «Дарьял» появился новый рассказ Ирлана Хугаева «Мертвое время». Этот номер уже есть в Интернете, скоро будет в книжных магазинах, так что можно посмотреть, почитать, полюбоваться, я бы сказала.

Сразу признаюсь, что не представляю даже, как Ирлан Сергеевич это делает, как вмещает на нескольких страницах столько всего важного, как изящно и ненавязчиво подводит читателя к самым-самым беспокойным в человеческой жизни вопросам. В объяснении приемов и писательских «штучек» я бессильна, но о своем читательском и «начально-филологическом» восприятии скажу. И если кто-то полезет потом искать рассказ, я буду счастлива.

Два героя. Он и она. Речь не о любви, хотя в конце диалога персонажей некоторая чувственность присутствует.

Ситуация простейшая: она просит его «сделать» (это важное слово, потому что главный герой, профессор, настаивает на слове «написать») за нее диссертацию. Достаточно распространенное сегодня явление. Он, Хазаров, приводит несколько аргументов, убеждая ее, что так поступать неверно, неправильно, губительно для нее самой и для дела. И она… соглашается с ним, собирается бросить филологическое поприще и заниматься семьей. Вот и весь сюжет. Но, как в истинном ХУДОЖЕСТВЕННОМ тексте, сюжет имеет не самое главное значение. Важны иные вещи.

Сталкиваются не столько мужчина и женщина, хотя это тоже интересно, не столько педагог и студентка (бывшая), не столько старший и младший, сколько два типа существования в мире.

Она – в тренде. Надо защитить диссертацию, чтобы поднять престиж, повысить зарплату. Она нашла выход, «решила» («решилась») предложить Лазарю Магометовичу заработать таким не особенно благородным способом. Она представляет мир рациональный, современный, материальный, суетливый, сиюминутный.

Он – отшельник, мудрец, гуру, почти монах. Он имеет дело с иными субстанциями: с вечными ценностями, с великой литературой, с тишиной. В его неприбранной «берлоге» каждый маленький звук (удар стакана о столешницу, шум воды в кране, шуршание пакета) превращается в большой. В доме царит и господствует молчание. Это подчеркивается автором яркостью за-квартирных звуков: кашля старухи под окном, детского гомона в подъезде, скрипа входной двери…

Для чего ему, Лазарю, все это было нужно? Для того чтобы думалось. Он боялся спугнуть свои идеи, интеллектуальные и духовные находки, для него время имело значение «только как развитие своей мысли, всякое другое время, даже время, проведенное с коллегами за ученой беседой, он считал «мертвым временем».

И вот эти два типа жизни сталкиваются. Именно СТАЛКИВАЮТСЯ, потому что он вслух называет ее неинтеллигентное вторжение агрессией.

…И его позиция побеждает. Странно? Утопично? Да! Но только на первый взгляд. Он побеждает не потому, что живет правильнее и лучше, чем она. Нет! Он живет по совести, в согласии с собой, то есть истинно, что ли. Беспорядок – это его порядок, тишина – это его благо, мысли – это его смысл. А она живет «на цыпочках», то есть неестественно, неудобно для себя самой, негармонично. И он просто помогает ей это осознать. Когда уходит ложь, ей сразу становится легко, оба смеются, разговор перестает быть напряженным, рождается нежность, и даже пакет с изображением какой-то поп-дивы, символизирующий в определенной мере суетность окружающей действительности, перестает корчить страшные и странные рожи и успокаивается.

Вот что случается! Она просыпается и оживает, как мертвая царевна от поцелуя принца. И даже соглашается на компот, который на протяжении всего диалога бесконечно пьет Лазарь и о котором она так мечтает. «Марта Януариевна хотела выразить что-то очень серьезное и большое, и вместе с тем легкое, радостное, существование чего она раньше не подозревала и что вдруг начала предчувствовать здесь, в тесной кухоньке Хазарова».

А он? С него тоже сошло напряжение. Он «ясно увидел, как пробуждается, как зацветает и наполняется соками его мертвое время».

И это НЕ утопия, поэтому герои так уютно смеются вместе, так раскованно и тепло, как «смеются в виду только самых близких друзей». Они и есть теперь самые близкие друзья, потому что они теперь — одной крови, они практически «масоны», они живут, прислушиваясь не к законам и стереотипам общества, а к душам своим, они понимают и знают, что «литература важней литературоведения», искусство выше попыток его объяснить, а «основной смысл жизни в том, что жизнь важнее смысла».

И не для того ли встречаются в этом мире мужчина и женщина, педагог и ученик, старший и младший, чтобы помочь друг другу найти и увидеть себя самого?

Я бы назвала рассказ шаманским: от него становится светлее и спокойнее. И, знаете, как-то совсем не хочется заниматься ерундой…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ

Количество умерших в больницах остается тайной за семью печатями

20.05.2020

Министр здравоохранения Северной Осетии заразился коронавирусом

Изменит ли коронавирус приоритеты рынка труда и экономики?

15.05.2020

Прокуратура Северной Осетии обяжет подрядчика устранить повреждения на новом мосту за полмиллиарда

12.05.2020

В «железнодорожной» больнице Владикавказа с рожениц просят запредельные суммы

10.05.2020

PRO самых богатых и самых бедных депутатов Осетии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: