Must have!

«Зануда» в постановке болгарского режиссера Петканина выдался прямо противоположным названию

Немножко грустно было входить в Академический русский драматический театр и замечать, что не встречает у порога всегда позитивно заряженная Марина Аркадьевна Иванова, искренне заинтересованная в каждом зрителе, который пришел. Она практически «гений места», она вносила свою нотку в жизнь Академического русского: с ней появлялась такая «одомашненность», которая делала каждое посещение театра уютным. Уверена, что театр много потерял с ее уходом. Ее отсутствие очень чувствительно. А жаль.

Выражение «Must have» используют дизайнеры и модельеры для определения набора вещей, которые обязательно должны присутствовать в интерьере или гардеробе. Почему бы не перенести этот термин на уровень культуры? И если все-таки можно, то в категорию «Must have» для владикавказцев на прошедших выходных попала новая комедия. Автор пьесы – родной для нас человек. Мы прекрасно его знаем по фильму о высоком блондине в желтом ботинке и другим картинам с Пьером Ришаром и уж совсем с некоторых пор родным Жераром Депардье. Это Франсис Вебер. И его пьеса вполне похожа на то, что вытворяли в кино гениальные французские актеры, когда-то предпочитавшие комедийный жанр.

Сейчас мало хороших пьес, где есть что играть, где присутствуют характеры, интересные и разные. Сейчас бесцветность и есть цвет. А у Вебера царит радуга.

Богдан Петканин тоже уже свой. Мечтаю взять у него интервью. Но, как говорит, горько вздыхая при этом, моя племянница, с детства решившая стать русалкой и активно себя к этому готовящая, посещая бассейн и выбирая платья с пайетками (приравненными, как известно, в мире готовящихся к русалочьей биографии к рыбьей чешуе): «Не все мечты сбываются». Ну, что вот мне остается? Только пытаться приблизиться к мечте окольными путями, то есть через похвалу тому, что Богдан умеет и делает. Бог милостив, и мне в данном случае врать не приходится, потому что хвалить Богдана – отдельное удовольствие. Изысканное, прямо скажем. Редкая вкуснятина. Я не знаю, кто его вдохновляет: Муза или Пегас — но работу свою это неземное существо выполняет качественно.

У Богдана несколько уже узнаваемых «приемчиков». Во-первых, он невероятно умеет вытаскивать из актеров все, что накопилось в закромах их душ и тел. Что он для этого предпринимает – загадка (вот я бы и спросила об этом, но…). Он их подкупает, подкармливает, подсыпает им запрещенные вещества, колдует по рецептам Ванги (тоже, кстати, в Болгарии родившейся), пользуется волшебными предметами, использует пытки, угрозы, шантаж?.. Я не знаю, что именно происходит, но актеры «выходят из берегов», раскрывают все, что было закрыто до «прикосновения» Богдана, делятся накопленным или спрятанным с такой щедростью, будто жить им осталось пару-тройку дней.

Во-вторых, молодой (Почему я решила, что он молодой? Ни разу его не видела.) режиссер из Болгарии по-европейски толерантен. Кем бы ни был персонаж пьесы, он любит его сам и заставляет его любить сначала актеров, а потом и зрителей. Мы могли это наблюдать в «Лесе». Но и «Зануда» в этом смысле похож.

И третье, важное. Динамика, движение, перемещения бесконечные, иногда даже не так необходимые драматургически, присутствуют на сцене ежесекундно. В нашей, осетинской, театральной традиции много статики, а Богдан ускоряет действие. Возможно, чтобы подчеркнуть, как ускорилось время. Возможно, чтобы зрителям не стало скучно. Возможно…(Видите, сколько у меня накопилось вопросов? «А Богдана все нет».)

Вы, конечно, спросите: «А как же знаменитые актерские паузы? Неужели они ушли безвозвратно в прошлое?». Вот и я так думала. До «Зануды». Там столько великолепных пауз! Можно я о них потом расскажу, когда перейду к актерам?

Режиссер убирает порой «четвертую стену» Станиславского, требуя от актеров прямого и непосредственного общения со зрителями. Это очень трудная задача: надо уметь быстро из персонажа «выскочить», а потом опять в него вернуться. А еще это делается с таким юмором, что понимаешь: такт, вкус и нежность из юмора не ушли насовсем. Они по-прежнему востребованы теми, кто умеет красиво, игриво, заливисто шутить.

И пластика! Невероятно красиво, умно и вдохновенно Богдан работает не только с актерскими душами, но и с их телами. Даже когда нет слов, тело может продемонстрировать все, что происходит внутри. И господин Петканин помнит это, как никто другой.

Удивить зрителя в первый раз трудно, но поддержать это удивление и даже усилить его, обращаясь к людям в зале во второй раз, – это, знаете ли, признак Мастерства.

Богдан, если и после этого мне не будет позволено взять у Вас интервью, то я не знаю, что делать. Придется, как Вы это придумали в спектакле, заменить сцены, содержащие факты жестокости и насилия, чтением стихов о луне. А для усиления эффекта, я буду петь, хотя петь совершенно не умею. Сжальтесь над собой, Богдан.

Кастинг великолепен. Я видела так называемый второй состав. Наверное, правильнее было бы посмотреть оба, но уж так получилось, что не получилось. Спектакль проходит в состоянии невесомости, и это, конечно, не просто результат индивидуальных усилий отдельных талантливых людей, это подарок небес. Однозначно.

Безусловно, можно все это снять на камеру и посмотреть внимательно дома, но зал, который дружно погибает от хохота, – это такое неповторимое и живое впечатление, которое нужно именно пережить, перечувствовать, впустить в себя обязательно. Непосредственное восприятие зрительного зала – самое главное в театре. Его не могут не учитывать артисты, они все впитывают, а отсюда неповторимое, непредсказуемое, рожденное вдохновением состояние, которое, по-моему, похоже на то, что мы чувствовали в детстве, когда на «страшных» аттракционах захватывало дух.

Действие держится на четырех персонажах, для каждого из которых у меня есть слова. Задача остальных актеров – не испортить, и они великолепно с этой задачей справляются.

Господин Пиньон в исполнении Н.Верзилина – это такой интеллигентный и добрый неудачник, вечно попадающий в нелепые ситуации. Чем-то похоже на то, что любил делать в кино уже упоминавшийся Пьер Ришар. Но Н.Верзилин – несколько иной типаж, потому было оригинально. Я не помню, чтобы Никита так играл! Конечно, все хороший артисты – клоуны, но таких способностей к воплощению комедийных персонажей прежде я в этом актере не замечала. Он был в роли месье Пиньона ожившим, очеловеченным творческим гемоглобином. Помните, я обещала про паузы поговорить? Этот разговор связан прежде всего с Никитой. Он пару раз по ходу спектакля подолгу молчал и так умилительно хлопал ресницами, что я до сих пор не могу поверить, что такое существует. Хотелось, чтобы хлопал еще и еще, снова и снова, почаще и подольше. Такие паузы – панацея от всех болезней и неудач. Можно ли это переплюнуть вообще? Уровень куража – высоченный, на одном дыхании проиграна роль. Вдохнул в начале, и только в конце, на поклонах, отпустило. Ну, Никита, Вы дали жару!

Алан Цаллаев. На этот раз он психиатр с соответствующими этой профессии профессиональными штучками: заиканием, потерей памяти и другими прелестями. Алан нас избаловал своим талантом, приучил к тому, что у него все получается здорово. Так что не буду долго его хвалить, скажу только, что некоторые актеры используют одни и те же приемы, которые превращаются в окаменелые штампы. Эти штампы делают своих носителей узнаваемыми, но скучными. Алан идет другим путем, опасным и радостным одновременно. Он всегда новый. И троекратное «ура» ему за его бесстрашие.

Давид Бязров. Новое лицо на сцене нашего театра. Молод, энергичен, красив. То, что он талантлив, видно невооруженным глазом и с первых минут. Но как он владеет мимикой! Держите меня семеро! Он (с Богданом или самостоятельно – не знаю) придумал себе такой уникальный смех, который при многократном повторении усиливает ответную реакцию зала. Хочется кричать: «Бис!» и хлопать в ладоши. То, как он одними глазами показывает массу внутренних процессов: смущение, догадку, иронию, удивление… Такие разные каждую минуту и «говорящие» глаза – находка для театра. Будущим режиссерам, которые станут приглашать Давида на роли, нужно обязательно этим его качеством пользоваться. И вообще Давида надо загружать. Может же!

Ну, и Стас Кибилов. На десерт. Я давно за ним слежу. Впервые видела его еще в студенческом спектакле. Сразу было понятно, что он, как Шарапов из «Места встречи…», может и Шопена, и «Мурку». А потом мне показалось, что он на какое-то время поник, скис, погрустнел. И вдруг снова, как птица Феникс, возродился в «Бале воров», потом звонко сыграл в «Тетках в законе», а теперь вот «Зануда». Стас вышел на сцену и всех нас забрал в плен. И даже после спектакля не отпустил. У меня есть ощущение, что с его талантом при поддержке зрительного зала можно рушить железобетонные конструкции и уничтожать вражеское оружие. От его игры все внутри жужжит и переливается всеми цветами радуги. И я впервые, честное слово, заметила, какой у него красивый голос: насыщенный, плотный, бархатный. «Ай, да Кибилов, ай да…» Ой, не буду полностью Пушкина цитировать, а то еще обидится на меня Стас. Этого допускать нельзя. Но я все-таки скажу, какой он в последних своих ролях разный. В этот раз я его долго узнать не могла. Реально! Но больше всего мне нравится то, как он «пользуется» телом, как оно ему послушно, как красноречиво и ярко оно сообщает зрительному залу все то, что он хочет сообщить. Блеск и фантастика в одном флаконе, то есть в одном актере. Обалдеть!

Действие пьесы держится на электричестве, возникающем между героями, между зрителями и актерами, между пространством сцены и всем остальным пространством театра. Оно, электричество, заряжает надолго, и к нему хочется вернуться. Спектакль упругий, тугой, яркий, как модные сейчас цвета, объединенные термином «вырви глаз».

Люди, хотите счастья и веселья горстями? Сходите, не пожалеете. Посмеетесь от души; порадуетесь тому, как искры летят от талантливых исполнителей; зарядитесь здоровьем и качественным, если так можно выразиться, хохотом; вспомните о хорошем.

Говорю искренне, без попыток выполнить чей бы то ни было заказ или, того хуже, задание. Просто потому, что было замечательно. И хочется, чтобы вы почувствовали то же, что и я.

Фото «Пульс Осетии»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ
19.10.2018 Gradus Pro

Годы жалоб на зловонную владикавказскую свалку, а воз и ныне там

В правительстве подсчитали, сколько туристов хлынет в Осетию

16.10.2018 Gradus Pro

Экспертиза признала выбросы «Электроцинка» обычной водой

Михаил Ратманов поставил диагнозы и призвал жаловаться на вымогательства в больницах

14.10.2018 Gradus Pro

Музыкант Фати Бесолти о том, как эффектно встроить “национальное” в современное искусство

13.10.2018 Gradus Pro

Коллектив Музыкального театра не получил выплаты по «майским указам»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: