В Ирафском районе в ДТП с участием микроавтобуса с туристами и грузовика пострадали три человека
Более 600 семей в Северной Осетии получают ежемесячную выплату из средств материнского капитала
В 2024 году при выходе на работу родители продолжат получать пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет
«Ростелеком» приготовил 4 миллиона подарков
Преимущества услуг доставки цветов в Ростове
Плохая канализация, сход Колки и водочный бум. Удастся ли оздоровить главную реку Осетии? Если вы […]
Музей как предчувствие
Серия фотографий надгробий со старого кладбища в Синдзикау, снята в рамках проекта «Музей как предчувствие»», посвященного художнику Сосланбеку Едзиеву. С этим проектом я вместе с Евгением Ивановым участвую в форуме молодых художников Северного Кавказа «ART КАВКАЗ NEXT», проходящем в рамках восьмой сессии художественного симпозиума «Аланика».
Анна Кабисова. Проект «Музей Сосланбека Едзиева».
«Мой проект получился не очень футуристичным в том смысле, что мне неинтересно заглядывать далеко в будущее и пытаться представить, насколько техногеннее станет цивилизация и сможем ли мы, наконец, съесть чизбургер в одном из Макдональдсов на Марсе. Я никогда не увлекалась фантастической литературой (не считая Стругацких) и «Звёздными воинами», хотя фильмы «Пятый элемент» и «Назад в будущее» очень люблю. Поэтому, мой проект посвящен недалекому будущему, главный герой которого — художник Сосланбек Едзиев.
Благодаря теме «Эскизы будущего» и куратору Ростану Тавасиеву, который призвал нас почувствовать себя свободными и ничего не бояться, придумывая идеи, я набралась наглости и солидности и… решила открыть ему музей! Я, которая не занималась десятки лет его наследием, как Кромвель Биазарти и Людмила Бязрова, не фотографировавшая кропотливо его работу как Алина и Владимир Акоефф или Аркадий Хадзарагов, не занималась архивированием наследия художника, как Валерий Цагараев… Этим людям мне хочется выразить глубокое уважение и бесконечную благодарность и сразу же сказать, что я никоим образом не хочу присвоить их заслуги в сохранении наследия Едзиева, а только внести свой скромный и посильный вклад, нафантазировав себе, что я — миллионер с тонким художественным вкусом, открывший на собственные средства музей и купивший все фотографии работ художника и сами работы в коллекцию музея.
Начав думать о заданной теме «Эскизы будущего», я понимала, что хочу сделать работу, связанную с моей Родиной — Осетией. По времени эти думы совпали с чтением книги о Сосланбеке Едзиеве, которую еще много лет назад сделали, но смогли издать только недавно, Кромвель Биазарти и Людмила Бязрова. Я с волнением, восхищением и трепетом рассматривала работы художника и внутри горько плакала оттого, что фотографии в книге датированы еще 70-ми годами. Авторы поясняют, что эти надгробия уже разрушены, время и безволие потомков не пощадили их, остались только эти фотографии. И когда мы с куратором начали обсуждать самые первые еще мои неясные идеи к форуму, с моей случайной фразы «А еще мне не дает покоя Сосланбек Едзиев» все и началось…
Многие современные авторы, которые прославляют своим творчеством Осетию на международной сцене, выросли духовно, сердечно и ремесленно на наследии Едзиева. А те, кто еще не видел работы художника и ничего о нем не знают, увидев хоть одно произведение, уже не забудут его и сами не поймут, как просветлеют и станут немножечко счастливее. Мне хочется, чтобы как можно больше людей встретились с Едзиевым. Не обязательно из художественной среды. Пусть это будет каждый человек на Земле (в будущем ведь возможно все!). И еще это важно потому, что если говорить конкретно о надгробиях, которые сделал Едзиев, то глядя на них, ты перестаешь бояться смерти. Это равносильно безоговорочной вере в Бога. Ведь если человек верует по-настоящему, глубоко, смерть не страшна. И в этом смысле, работы Едзиева равносильны чтению Евангелия или рассмотрению «Троицы Рублева.
Как я стала участником? Все просто – в Facebook вступила в группу ГЦСИ-Владикавказ и увидела там информацию о том, что принимаются заявки на участие в форуме молодых художников Кавказа. Молодость стремительно проходит, Осетия от меня далеко (последние несколько лет я живу в Москве), и я очень по ней скучаю, плюс мне всегда было интересно наблюдать за симпозиумом «Аланика» — вот я и решила попробовать принять участие… Для меня вовлеченность в конструирование будущего – это возможность что-то сделать в настоящем; я с трудом что-то загадываю наперед, но чувствую, что от каждого нашего действия, слова и мысли зависит это будущее. Вот сохраним мы сейчас наследие Едзиева, и в будущем в Осетии будет больше тонко чувствующих, неравнодушных художников, да и просто людей, способных любить – себя, ближнего, свою родину, культуру.
Мне бы очень хотелось, чтобы дом, который построил сам Едзиев и который сейчас практически разрушен, стал домом-музеем Едзиева, чтобы к нему возили по воскресеньям на автобусе школьников из всех школ Осетии и соседних республик. Я бы хотела, чтобы все, кто любит Едзиева и кто не может наблюдать за тем, как неумолимо разрушаются его произведения, объединили свои усилия для сохранения его наследия — сделали музей, читали о нем лекции, снимали о нем фильмы, писали еще больше книг и, главное, продолжали вдохновляться его творчеством, создавая что-то свое…»
Открытие выставки состоится 15 августа в Национальной научной библиотеке.
Нового министра ВД по Северной Осетии Демьяна Лаптева представили личному составу ведомства
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: