Музыки много не бывает

Фестиваль «В гостях у Ларисы Гергиевой» бывает только один раз в год

Возможно, кому-то покажется, что информации о музыке слишком много на «Градусе». Но это продлится недолго: 4 октября фестиваль закроется. А пока он идет, хочется говорить о том, что в его рамках случается, потому что не очень часто у нас происходят такие масштабные культурные события.

Мероприятий много. Коротко расскажу о некоторых в «антихронологическом» порядке: от ближайшего к наиболее отдаленному по времени.

25 сентября состоялся один из лучших концертов фестиваля: вечер фортепианной музыки в исполнении солистки Московской филармонии, лауреата Премии Президента Российской Федерации Екатерины Мечетиной.

В первом отделении звучал искренний и трогательный Скрябин. Конечно, нельзя сказать, что музыка называет вещи своими именами, но удивительным образом она расставляет все по своим местам, максимально точно передает чувства, эмоции и страсти. В кромешной тишине затаившего дыхание зала звучала невесомая, прозрачная музыка великого русского композитора, сравнимая разве что с «шумом звезд», о котором уверенно знают только поэты. В сонате-фантазии №2 соль диез минор (хорошо, что авторы музыки редко называют свои тексты определенным образом, оставляя слушателям простор для той самой фантазии, которая упомянута в названии произведения) были слышны то серебристое, едва различимое движение воздуха, то почти современные ритмы шумного мегаполиса. В девяти прелюдиях внимательный слушатель ощущал даже не сами чувства, а намек на них, тончайшие «штрихи к портретам» нежности, тревоги, тоски, радости, меланхолии, ненависти. Фантазия си минор удивила огромными и волнительными звуками, занявшими буквально все пространство музыкального театра.

Второе отделение – страстный Рахманинов. И тут внешне академически сдержанная Екатерина Мечетина показала, что внутри у нее такие «перепады температур», такие вулканы, Эвересты, Марианские впадины и Ниагарские водопады, что ее манеру исполнения приходится называть щедрой, расточительной, затратной, безжалостной по отношению к самой себе, буквально всю-всю-всю себя, без малейшего остаточка, отдающей инструменту, зрителю и могучей музыке.

Энергетика пианистки так мощна, что слушателям становилось то больно, то счастливо. Великолепный, помолодевший Steinway звучал сочно, эмоционально и вкусно. Нет слов! Осталась только музыка.

Удивили даже не профессионализм, альтруизм, виртуозность Екатерины Мечетиной, но ее красота, такт, изысканный вкус, культура общения и, больше всего, сумасшедший внутренний темперамент.

А на десерт гостья припасла для владикавказского зрителя два произведения Крейслера-Рахманинова («Муки любви» и «Радость любви»). А еще подарила залу великолепную счастливую улыбку, которая напомнила о том, что столько богатств вокруг, а мы проходим мимо. Или, что реже, не проходим.

18 сентября, состоялся гала-концерт победителей четвертого конкурса вокалистов имени Павла Лисициана. В нем принимали участие ребята из 46 городов двенадцати стран, что уже должно вызывать удивление и уважение. В конкурсе выделено две номинации: камерное пение и оперный вокал. Лауреатов было много. После концерта стало ясно, почему так случилось: выбрать невозможно. Конечно, некоторые конкурсанты демонстрировали не очень уверенное пока владение своим дарованием, но голоса были хороши практически у всех.

Четвертая премия, третья, вторая… По мере уменьшения цифры в названии премии увеличивалось качество исполнения, появлялись та самая проникновенность, то самое понимание материала, которые в совокупности рождают артистизм. Меньше оказывалось нарочитости в демонстрации возможностей голоса, больше чувствовалось погружение в суть арии или песни.

Нельзя не назвать лауреатов первой премии.

В разделе камерного пения победителем стала Юлия Сулейманова из Херсона (Украина), а в разделе оперного пения сразу четыре исполнителя получили дипломы первой степени: Вячеслав Козловский (Республика Беларусь), Ярослав Петряник (Россия, г.Санкт-Петербург), Гульнара Оостерхоф (Нидерланды), Григорий Чернецов (Россия).

Вячеслав Козловский очень открыт и обаятелен; Ярослав Петряник, знакомый владикавказской публике по роли Демона в одноименной опере Рубинштейна, склонен к мистического рода партиям и персонажам; Гульнара Оостерхоф – уже зрелая актриса, эмоциональная и яркая. А вот Григорий Чернецов воспользовался «запрещенным приемом»: он спел арию Коста Хетагурова из одноименной оперы. Конечно, публике было приятно, отсюда и приз зрительских симпатий. Члены жюри вряд ли учитывали такой выбор исполнителя, они руководствовались иными критериями. Так что совпадение мнения зрителей и профессионалов лишний раз свидетельствует, во-первых, о том, что музыка – для всех, а во-вторых, о том, что у Григория Чернецова большое будущее. Как, впрочем, и у других участников конкурса.

 

Об оперетте «Бабий бунт» придется сказать всего несколько слов. По очень простой причине. Спектакль НАШ, родной, собственный, осетинского происхождения. И режиссер, и оркестр, и певцы, и танцоры… Все-все-все – владикавказцы. Поэтому оперетту, которая получилась яркой, куражистой, задорной, ОЧЕНЬ смешной, жизнеутверждающей, можно будет посмотреть в течение года. Спойлер – это не совсем правильно, поэтому скажу только, что речь идет о вечной истории, связанной с именем античной героини Лисистраты, которая научила женщин наказывать мужчин за не слишком благородное отношение к представительницам давно уже не самого слабого пола. Времена воспроизведены колхозные, местность – казачья. Так что простор для яркой радости был огромен, и весь этот потенциал абсолютно объемно и классно использован создателями спектакля, достаточно легкомысленного, чтобы не быть ни нудным, ни морализаторским, ни скучным, чтобы искриться юмором и сочными красками. Последите за афишами в течение года, обязательно полУчите наслаждение.

И напоследок.

Любое прикосновение к дохристианской, языческой культуре вызывает внутренний отклик, потому что затрагивает какие-то генетические коды, глубинную структуру, память поколений, заложенную в нас предками. Именно поэтому выступление ансамбля из Якутии «Гулун», представившего удивительные танцевальные и вокальные произведения фольклорного искусства на владикавказской сцене просто не могло оставить безучастным никого. Формат концерта оказался, как ни странно, почти домашним. В заключительной части выступления «Гулуна» зал вместе с артистами пел праздничную якутскую песню, и это было похоже на какую-то огромную межэтническую свадьбу, где все друг другу – родня.

Удивило многое.

Во-первых. Некоторые элементы северных ритуалов похожи на осетинские: круговые танцы, которые, собственно, почти у всех народов есть; почитание лошадей, особенно ярко проявившееся в пении Клавдии и Германа Хатылаевых, потрясающе умеющих имитировать звуки природы, в том числе ржание, храп, топот и даже дыхание скачущих коней; использование струнного инструмента, напомнившего и по внешнему виду, и по звуку наш дала-фандыр.

Во-вторых. Удивило то, что радикально отличается от привычных нам сценических номеров, связанных с народным творчеством. Это, конечно, умение артистов, особенно певцов, входить в специфическое состояние, похожее на транс, из которого представители народов Севера работают на сцене. Это и совершенно изумительная и уникальная пластика, которую можно назвать птичьей: кокетливые плечи, трепещущие кисти, подвижный торс. Это и богатейшая мимика, задействованная в танце. К примеру, очень подвижные губы. А еще издаваемые танцорами громкие звуки, рождающие ощущение присутствия на птичьем базаре: шум и гомон кажутся не особенно сбалансированными, но рождают гармонию. Вообще вплетенность в музыку глубоко натуральных природных звуков, заполненность пространства гулом окружающего мира создают непривычные эффекты вместе с шаманским звучанием варгана и бубнов.

Танцы (которые одновременно еще и ритуалы, и мини-спектакли, и игры, и цирковые номера, и много что еще) до первобытного уровня, когда люди себя из природы не вычленяли, близки к натуре: зримо видны в движениях артистов олени, стерхи, чайки. Возможно, северные холода (до минус 70, как сказала руководитель ансамбля Любовь Никитина) помогли сохранить древнейшие танцевальные ритуалы в первозданном виде.

Приятно, что артисты хорошо подготовлены: гибки, растянуты, выносливы, артистичны. Прыжки практически бесшумны, что, как говорят, свидетельствует о высоком уровне хореографической базы.

Уважение к зрителю тоже налицо: танцоры встречали владикавказцев у входа в зал, где была организована выставка фотографий, костюмы были неземной красоты и очень высокого качества.

Нужное выступление. Профессионально необходимое студентам хореографических отделений, а по-человечески – всем тем, кто любит аутентичное, этническое, настоящее, возвращающее нас к самим себе, истинным, нагим, накрепко, насмерть привязанным к природе.

А особенно выступление ансамбля «Гулун» было нужно нашему миру, потому что еще раз показало, какие мы все разные и одновременно одинаковые. И как нам всем не хватает той связи с природой, которую мы безнадежно утратили.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ

В Алагирском районе вечные проблемы с водой, и никто не виноват

15.01.2020

PRO запутанный клубок земельных отношений, кадастровую стоимость, генпланы, бизнес, колхозы и суды

Декан экономического факультета МГУ выступил с лекцией во Владикавказе

27.12.2019

Управляющий Отделением Пенсионного фонда РФ по Северной Осетии Сергей Таболов ответил на вопросы читателей «Градуса»

27.12.2019

Заместитель министра экономического развития Северной Осетии ответил на актуальные вопросы

26.12.2019

Год назад в страшном пожаре 72-летняя Вера Хуцистова потеряла дом

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: