«Нау!»

У нас в городе родился новый театр.

Пластический. То, о чем долго и много говорили, случилось тихо и спокойно. Театр получил название «НАУ». Я не спрашивала у его сотрудников, что они имели в виду. Я вообще люблю сама разгадывать головоломки. Но три (с половиной) смысла в названии я обнаружила. Надеюсь, что правильный среди них тоже есть.

Первый – английское слово «now», то есть «сейчас», что является заявкой на современные взгляды, проблемы и решения. Тут еще есть составляющая «здесь и сейчас», любимейший термин всех психологов, больших и маленьких. «Здесь и сейчас» – это когда время остановилось, потому что вы (в данном конкретном случае) в театре. И все! Стоп! Вы только в театре, никаких посторонних шумов и мыслей. Лишь то, что происходит в настоящий момент.

Второй – осетинское слово «нау», означающее корабль. Очень романтический символ. Ветер, дующий в паруса; море или даже океан; мужество капитана и матросов; пираты; вода, такая обволакивающая, вездесущая, мягкая и опасная одновременно.

И третий – первая часть слова «наутилус», которое по ассоциациям похоже на корабль, но приобретает еще и дополнительные оттенки: почти сказочная справедливость, глубина, наука и опережение своего времени. А еще пластичность, вписанность в среду, умение чувствовать окружающее пространство телом (обшивкой в случае с подводной лодкой капитана Немо), способность сливаться с миром, который тебя принял внутрь себя.

Я уверена, что все у создателей театра получится, потому что время просило и ждало такой труппы, потому что родилась она во время чумы (=вируса), то есть в муках.

Некоторым из нас карантин оказался полезен. Давид Хубаев использовал его для обдумывания и создания спектакля, появившегося из этюдов к экзамену (или зачету) по фехтованию, обязательного для студентов актерского отделения факультета искусств. Именно во время карантинного простоя он придумал соединить эти этюды с легендами, связанными с «шекспировским вопросом», одним из самых загадочных в истории человечества. Был-таки Шекспир или его не было? Он написал все, что мы знаем как шекспировские творения, или не он? Если не он, то кто именно? Кристофер Марло? Фрэнсис Бэкон? Кто-нибудь еще? Есть ли способ это узнать? И нужно ли нам, собственно, в этом копаться?

Давид решил соединить одно с другим. Не думаю, что это было легко. Но то, что получилось, оказалось таким нежным и трепетным, таким чувственным, что я бы смело и с удовольствием посоветовала всем-всем-всем это посмотреть.

Действие происходит на сцене, зрители тоже находятся на сцене. Очень близко. Чувствуется создающийся во время фехтовальных состязаний вихрь, слышно учащенное дыхание исполнителей, видно, как горят глаза и пылают щеки актеров. Более того, некоторых зрителей вовлекают в действие, задавая вопросы о Шекспире. Это очень по-вахтанговски. Как гениальный актер, Евгений Багратович требовал от своих исполнителей импровизационных вкраплений, общения с залом, умения «выпадать» из роли и потом снова в нее возвращаться.

В спектакле использованы и драматические тексты Шекспира («Макбет», «Гамлет»), и его сонеты. Конечно, зритель видит только небольшие отрывки, но настроенчески они друг от друга отличаются: мистические ведьминские игры (три колдуньи трех цветов) сменяются жесткостью сражений в залах и коридорах царского дворца, а потом, и это мне понравилось больше всего, нежными и страстными боями ЗА девушку, С САМОЙ девушкой в знаменитом любовном треугольнике, описанном в шекспировских сонетах и породившим не одну тонну диссертационных исследований.

Между великолепными боями максимально современный персонаж, некий блогер, поднимается в гримерки исполнителей и расспрашивает их о Шекспире. Молодые актеры (в спектакле все роли практически равноценны) отвечают на вопросы, рассказывают о шекспировской проблеме, параллельно готовятся к выходу на сцену, шутят, ругаются, ищут грим, медитируют, переодеваются, шумят. Зрители видят все это на большом экране. Действие происходит онлайн.

И вот тут случается чудо. Давид Хубаев добился того, за чем охотятся все режиссеры мира: его герои настоящие, разные, категорически не похожие друг на друга. Это типажи, даже, я бы сказала, архетипы. Все раскрылись в разговорах о Шекспире: кто-то логичен и последователен, кто-то мечтателен, кто-то мистичен… Уровень эмоциональности у всех разный. Степень знакомства с текстами Шекспира и научной литературой о нем тоже отличается.

Серьезность подхода, качество юмора, доза любви к великому автору… Все-все-все специфично в исполнении каждого актера. Откуда столько красок? Откуда такие яркие темпераменты? Их столько, сколько актеров участвует в спектакле. И самая главная, по-моему, удача постановки состоит в том, что в этих снятых на камеру блогера эпизодах зритель не может ответить на вопрос, играют ребята или нет…

Возможно, они в перерывах между выходами на сцену, просто веселятся, болтают и эмоционально общаются между собой… А тут человек с вопросами… И все настоящие! Это так чисто и честно, что я подивилась мастерству, понимая головой, что все подготовлено заранее, отрепетировано. Но внутри себя я так и не поверила в то, что это НЕ импровизация. Такое мастерство! Или все-таки спонтанно все? Было или не было? Готовилось или не готовилось? Случилось тут же или воспроизведено после многочисленных тренировок?

Спектакль не может не понравиться людям с прокачанными навыками восприятия театрального искусства. Я в этом уверена. И скажу честно, что не ожидала такого.

А еще я никогда не думала, что бои на шпагах и рапирах могут выглядеть нежно. Показанная через сражения нам, зрителям, ненависть меня не удивила. Но мягкая красота, душевная, чувственная, переданная через бой, — это что-то запредельное. Я до сих пор думаю, что так не может быть, что мне показалось, но вот талантливые фотографии Константина Фарниева («15 регион») подтверждают мои ощущения… Странно. ЧуднО.

После спектакля Давид Хубаев просил прощения у зрителей за технические неполадки, а мне эти самые неполадки показались нарочно придуманными, подстроенными, входящими в программу спектакля…

И еще, напоследок. Бог в деталях! На входе зрителям выдали браслетики с указанием ряда и места, а афишу к спектаклю можно долго рассматривать, находя в ней все новые и новые смыслы. Это великолепно…

Не могу с благодарностью за полученное изысканное удовольствие перечислить актеров во главе с автором идеи, режиссером-постановщиком и главным вдохновителем всего случившегося на сцене и вне ее Давидом Хубаевым: Руслан Гагиев, Сослан Гагулаев, Фатима Хосонова, Агата Хугаева, Ангелина Бердиева, Амина Агкацева, Орнелла Бясова, Ольга Газзаева и новый для меня человек, сыгравший роль блогера, Дзамболат Чегемов. Они банда, они вместе, им нравится делать то, что они делают, в таком составе.

Бис, ребята. И почему традиционно актеры кланяются зрителям, а не наоборот? Я с удовольствием кланяюсь вам. Или давайте хотя бы кланяться друг другу взаимно… А?

Эпилог. Дорогие сотрудники Министерства культуры РСО-А. Нам остро (!) не хватало молодежного театра. Нам нужны новые взгляды, эксперименты, нестандартные подходы, поиски, которые выносятся на суд зрителей. Поверьте мне, в республике много ребят, которые способны это сделать на самом высоком уровне: столичном, континентальном и даже мировом. Но такого театра у нас не было. И вот он родился сам. Не робко, а буквально пробив асфальт своим азартом. Пожалуйста, обратите на это внимание. Помогите, поддержите, как можете. Молодым и дерзким хватит вдохновения на сотни мероприятий, но им нужны помещение, ресурсы для декораций, костюмов, технического оснащения… Им требуется выход на зрителя, они хотят показывать то, что они на-придумывали, на-творили, на-фантазировали. Они молоды, и будущее этого мира принадлежит им. Давайте как-то им поможем. Или хотя бы не станем мешать.

Фото Константина Фарниева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ
25.01.2021

Осетинский последователь знаменитого махинатора украл у земляков почти 60 млн

22.01.2021

Что известно о нападении на журналиста Руслана Тотрова

21.01.2021

Бессмертную схему отработали в Северной Осетии на медицинском оборудовании

Лайфхак от владикавказского чиновника: как украсть почти 38 млн, чтобы за это почти ничего не было

Битву за осетинский мусор выиграл новичок

11.01.2021

Руководитель строительной фирмы, обманувший дольщиков на 500 миллионов, пойдет под суд

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: