Небесное воинство

Я попала в это необычное место случайно. И первое, что поразило, — акустика. Говоришь тихо, почти шепотом, а звук будто отскакивает от всех стен сразу и поднимается вверх: громко и гулко. Завораживающее явление. И я тогда сразу подумала, как, наверное, хорошо здесь молиться или произносить тосты во славу богов: просьбы точно доходят по назначению.

Если подробнее, то это часовенка или святилище (правильного определения дать нельзя, потому что самая яркая особенность здания изнутри – его неканоничность, эклектичность, то есть смешение стилей). Расположено оно на территории строительной  организации, в черте Владикавказа, за хладокомбинатом, пересечение улиц Тельмана и Трассовой. Часовенку хорошо видно с дороги, поэтому ошибиться трудно. Внешне сооружение похоже на уменьшенный вариант церкви, отстроенной в византийском стиле. Немножко выпадают из общей картины дверь и обычные пластиковые окна, но это не мешает. И допускаю, что это временно: все еще не закончено, строительство продолжается, как я поняла.

История сооружения вкратце такова: у фамилии Агаевых и других фамилий Кобинского ущелья, как у большинства осетинских фамилий, где-то высоко в горах есть святилище. Добираться туда очень далеко и трудно, для стариков – невозможно, для работающих людей, ограниченных по времени, — весьма затруднительно. И вот старшие фамилии решили облагородить место, сходное по функции со святилищем, но находящееся близко, рядом. Конечно, и старшие, и младшие понимают, что путь в горы, проделанный пешком, преодоление трудностей на этом пути к святому родовому месту – одна из важнейших составных частей ритуала молитвы. Но есть понимание, а есть жизнь с ее проблемами и суетой, увы. И игнорировать эту повседневную рутину не всегда получается.

Чтобы соблюсти, хотя бы по возможности, некоторые элементы ритуальности, со святого места в горах были привезены несколько камней, «вплетенных» теперь во вполне современную кирпичную кладку. Очень органично, кстати.

Снаружи часовенку украшает родовой, как утверждают хозяева, колокол. По виду он очень старый, по звуку – молодой. А еще внутри справа помещено изображение фамильной святыни практически с фотографической точностью.

Можно спорить о том, правомерно ли так поступать, но от многих пожилых людей, которым я об этом рассказывала, я слышала слова одобрения, потому что сами они уже не смогут подняться к святилищу, к которому ходили молиться в молодости и в зрелые годы, а потребность обратиться к богам в «намоленном» и освященном месте существует.

Итак, мы внутри. И тут начинается самое интересное. Второй ярус сооружения заполнен  написанными в полный рост образами представителей осетинского пантеона (Фалвара, Афсати, Курдалагон, Сафа, Тутыр, Уасилла, Реком, Мыкалгабырта, Таранджелос и другие, а также Масхари, которому, собственно, и посвящено это сооружение). Все – с золотыми нимбами над головами. Все – красивы, мужественны, подтянуты, даже воинственны. Все — справедливы и спокойны. Все – ярки, красочны, незабываемы. Они стоят на облаках и ждут возможности помочь, в том числе и с помощью оружия, тем, кто к ним за этим обратится. Такое небесное воинство добра в бесконечном симде. Раньше, как известно, этот танец исполняли ярусами. Так вот, в часовне есть ощущение, что первый ярус – это люди, пришедшие на молитву (в том числе и ты сам). А на их плечах, невесомо, но все-таки убедительно, стоят небесные покровители. Внушительно и волнующе.

Нижний «этаж» внутреннего убранства – не менее своеобразный. С одной стороны – горный пейзаж, изображающий место расположения святилища (это я уже упоминала). С другой – мадонна в осетинском костюме с характерной для горянки внешностью и с ребенком на руках, как и положено Божьей матери. Две оставшиеся стены посвящены, тоже достаточно необычному и тоже с нимбом над головой, но только в виде короны. Он резко отличается от мужчин верхнего яруса: он явно старше, мудрее и могущественнее их.

И везде – традиционный осетинский орнамент с изображением двух диковинных птиц, клюющих яблоки с мирового древа или древа жизни.

А еще бросается в глаза люстра с непривычными по форме крестами, похожая чем-то на обычную для осетинского жилища надочажную цепь: кованая, нарочито корявая, очень весомая, важная и наполненная каким-то древним равновесием. Ее автор – Сергей Цахилов, замечательный мастер художественной обработки металла.

Такое место! Маленькое пространство, заполненное художником Тиграном Кайтмазовым так, как ему боги на душу положили и на ухо прошептали.

Конечно, это смесь язычества и христианства. Но не такова ли по сути вера современных жителей Осетии, которых Ахмед Цаликов когда-то назвал «уастырджистами»?

Конечно, это не соответствует церковным канонам, хотя место освящено по всем правилам приглашенными священнослужителями. И не важнее ли канонов искренняя, чистосердечная, даже наивная, но неистребимая и светлая вера?

Конечно, то, что сделал Тигран, специалисты отнесут к разряду примитивного, НАИвного (от слова «НАИтие», кстати, а наитие – это, в первую очередь, голос сверху) искусства. Но разве мы сегодня не восторгаемся пронзительными полотнами таких же «НАИвных» Шагала и Пиросмани?..

Уверена, что и в создании, и в восприятии произведений искусства один из главных моментов – искренность. Тома искусствоведческой литературы не смогут заменить того, что человек способен непосредственно почувствовать, глядя на картину. Не понять, не объяснить, не сравнить одно полотно с другими, не вписать его в какую-то систему, школу или причислить к определенному направлению, а именно почувствовать. Это чувствование нельзя поймать, зажать в ладошках, исследовать, изучить, проанализировать. Оно просто есть или его просто нет. Художник протягивает зрителям свою душу без всякой защиты, открыто и доверительно, а такое нельзя ни проигнорировать, ни сделать вид, что не совсем понятно, что именно вам предложено и зачем. От фресок Тиграна «пахнет» чистотой и любовью, смирением и восторгом, его герои светятся добром, они чудесные от слова «чудо». И именно такие персонажи, какими они получились у художника, по-моему, могут сопровождать человеческие молитвы, передавать их небесам. Даже если это не соответствует канонам.

А вы можете посмотреть сами: если не вживую, то на фотографиях.

СТАТЬИ
12.03.2024

Торговая сеть запустила новую акцию

26.11.2023

Все, что вы хотели знать о мерах соцподдержки мам

16.11.2023

Торговая сеть запустила предновогоднюю акцию

17.10.2023

Нового министра ВД по Северной Осетии Демьяна Лаптева представили личному составу ведомства

16.10.2023

Во Владикавказе проведут рейд по незаконным нестационарным торговым объектам

13.09.2023

В Северной Осетии появился ВкусВилл

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: