В Ирафском районе в ДТП с участием микроавтобуса с туристами и грузовика пострадали три человека
Более 600 семей в Северной Осетии получают ежемесячную выплату из средств материнского капитала
В 2024 году при выходе на работу родители продолжат получать пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет
«Ростелеком» приготовил 4 миллиона подарков
Преимущества услуг доставки цветов в Ростове
Плохая канализация, сход Колки и водочный бум. Удастся ли оздоровить главную реку Осетии? Если вы […]
Небесные братья
В 60-е годы прошлого столетия музыка The Beatles завоевала весь мир: миллионы ребят взялись за гитары и перестали ходить в парикмахерские, стремясь быть похожими на четверых лохматых ливерпульцев. Та же участь постигла и Советский Союз со всеми его социалистическими республиками, в том числе и нашу — Северо-Осетинскую Автономную. Первыми «шумными» ребятами в Орджоникидзе стали гитарист Хетаг (Владимир Хетагуров) и басист Рафо (Рафаэль Малхасян), назвавшие свою группу Sky Brothers.
Они отыграли больше сотни концертов, объездили с ансамблями «Казбек» и «Алые Маки» практически весь Союз и пол-Европы. Хетаг, увлекаясь Джимми Хендриксом, стал, пожалуй, первым гитаристом-виртуозом в Осетии. Он до сих пор остается верен блюзу и джаз-року, играя теперь уже неторопливо, но со вкусом. Хетаг часто ругал молодежь за стремление к чересчур быстрой технике: «Если бы существовало музыкальное ГАИ, то вас бы постоянно штрафовали!» А басист Рафо всегда невозмутимо стоял на сцене со своим басом, казавшимся больше владельца в два раза, и обеспечивал плотную и основательную стену звука.
В наши дни Хетаг радует своей игрой пассажиров на немецком пароходе «Артания», Рафо же остался во Владикавказе и играет на армянских свадьбах. Говорят, когда гости уже слегка выпьют, может «жахнуть» и что-нибудь из Deep Purple.
Но все это было потом. А мы перенесемся в далекий 1967-й, когда «фирмОвая» музыка, как выражались в то время музыканты, была в нашей стране под запретом.
Рафо — Мы с Хетагом учились в восьмом классе, за одной партой сидели: он на ней рисовал самолеты, а я машины. И попалась нам как-то раз фотография «Битлз». Хетаг учился тогда в музыкальной школе по классу скрипки и уже не знал, куда от этой скрипки деваться. А «Битлз» на фотке были с гитарами… Я взял тогда бас, а Хетаг стал гитаристом. В то время никто во Владикавказе и понятия не имел о таком инструменте как «бас-гитара». Мы на простой акустике оставили четыре басовые струны, и бас был готов.
Хетаг — А я играл на семиструнной гитаре! И понятия не имел, что существует шестиструнная гитара! Потом наш друг, Серый Вартанян, научил меня играть на шестиструнке как положено, ну и после этого у нас уже все совсем по-битловски стало! Ударником нашим был Вова Евстафиади. Группу мы назвали «Sky Brothers». Начинали репетировать у Рафо в подвале, даже в моем подвале немного поиграли. Первый концерт дали в школе. Позже мы стали репетировать в клубе на «Стеклотаре». Там мы протягивали провод от кинобудки и все гитары подключали туда.
Рафо — Вся сторонка сбегалась к нам на репетиции только для того, чтобы послушать звук моей бас-гитары. Вот это был звук! Какой там «Битлз»!
Хетаг — Рок-н-ролл в то время был запрещен. Мы подражали «Битлам»: отращивали волосы, из-за чего в школе были страшные скандалы. Но молодежи нравилась эта музыка! Да и комсомольцы тоже молодые были, так что нам все равно какая-то поблажка делалась.
Рафо — Сегодня даже к «голубым» больше уважения, чем тогда к «Битлам» и рок-н-роллу в целом! Кстати, все те, кто сейчас у власти и заправляет республикой, когда-то ходили на наши концерты, а некоторые даже играли в рок-группах!
Хетаг — У нас на репетициях ребята слушали музыку, пили портвейн. Один парень, который был, судя по всему, главарем местной «братвы», показывал на меня остальным и говорил: «Тот, кто предложит ему выпить, получит от меня лично по морде!» Вот так меня ценили и оберегали от вредных привычек, ха-ха!
Вскоре «Небесные братья» стали играть в Бытовом клубе. Репертуар их тогда состоял в основном из вещей любимых «Битлов». Вскоре к ним присоединился и Анатолий Урусов, более известный в рок-кругах Осетии по прозвищу «Князь».
Рафо — Он был старше нас года на два. Отец его был военным, что называется, «настоящим полковником», сам же Толик некоторое время даже учился в Молдавии и был превосходным музыкантом. Он постоянно держался строго, скромно, (не то что мы с Хетагом, раздолбаи!) за что мы его «Князем» и прозвали. Он записывал все наши партии в нотах! Для нас это было необычно: играем, а тут тебе сразу ноты появляются! И вот, 6 ноября 1969 года, я хорошо запомнил эту дату, потому что именно в этот день «Спартак-Орджоникидзе» вышел в высшую лигу в Симферополе, мы играли живьем на телевидении: я, Хетаг, Князь, наш новый ударник Чера Сикоев и приехавший к нам солист Киевской оперы Елкан Кулаев. Играли осетинские вещи, и даже один блюз, хотя в СССР такая музыка официально была запрещена!
Конечно же, у советских рокеров постоянно возникали проблемы. В 1970-м в Госфилармонии проходил конкурс вокально-инструментальных ансамблей, Хетаг и Ко встретились в финале с командой Владимира Дзампаева.
Рафо — Посреди зала стоял длинный, накрытый красным стол, типичный коммунарский такой, а за ним сидели «ценители» музыки, комиссия. Группа Володи Дзампаева выступила, им похлопали, конечно, но все-то любили нас! Играем мы, народ в восторге, все свистят! Ну, думаем, все, первое место наше. И вдруг Хетаг начинает играть соло, да как подпрыгнет! А это ведь было запрещено, и руководитель вскрикнул: «Агаааа, Хетагуров подпрыгнул!!!»Это было так, как если бы у члена партии сын повесился, и его исключили за это. В общем, первое место дали дзампаевской команде!
Хетаг — Мы давали много концертов в учебных заведениях, часто неофициально. Нас боялись звать куда-то выступать, потому что в каком бы зале мы ни появлялись, молодежь начинала ломать стулья, ха-ха! Однажды мы играли в ГМИ, и в зале начался настоящий беспредел! Потом на сцену вышел какой-то педагог, и начал кричать, чтобы мы немедленно прекратили выступление, и стал закрывать занавес. Ну, студенты, конечно, решили ему помешать, дернули этот самый занавес и порвали его!
Рафо — В то время во Владикавказе никто кроме Хетага не играл Хендрикса – остальные даже и не пытались браться за песни Джимми! Помню, в 70-е в наших ПТУ училось много вьетнамцев, Советский Союз ведь тогда поддерживал Вьетнам, так вот, один раз этих ребят собрали на концерт, в котором выступал Хетаг. Играл он как всегда здорово, вьетнамцы были в восторге…и тут Хетаг начал исполнять на гитаре мелодию гимна США! Ясное дело, что ненароком получилось — он просто-напросто закосил под Джимми Хендрикса, сыгравшего на фестивале в Вудстоке «свой» вариант американского гимна! Ну, и Хетаг решил повторить… Бедные вьетнамцы! У Хетага и в уме не было их обижать!
Хетаг — Я впервые услышал Хендрикса в 1969-ом и просто обалдел. До этого мы играли только «битловские» вещи, а тут совершенно новая музыка, звучание гитары…
Многие из тех, кто бывал на концертах Sky Brothers, рассказывают, что трио в лице Хетага, Рафо и Чермена Сикоева было «осетинскими Jimi Hendrix Experience». А это сравнение дорогого стоит! Остается только пожалеть, что с тех времен не сохранилось никаких записей группы.
В 1972 году на базе филармонии образовался ансамбль «Казбек». В составе были Рафо, Хетаг, ударник Чермен Сикоев, вокалистом был Ким Суанов, а на клавишах играла его жена Наталья. Администратором был Евгений Соломахин, работавший с «Песнярами» и многими другими ансамблями.
«Казбек» с успехом гастролировал по стране, и,надо сказать, ничем не уступал московским и питерским музыкантам, хотя у тех аппаратура была намного лучше. «Казбек» был профессиональным ансамблем, со ставкой 9 рублей за концерт. Помимо обязательного «совкового» репертуара музыканты исполняли джаз-рок — «Blood Sweat & Tears», «Chicago» и т.д. Была и великолепная духовая секция в лице тромбониста Валентина Холодова ,саксофониста Георгия Аветисяна и трубача Аркадия Ованесова.
Рафо — Как-то раз с «Казбеком» играли в Казани. Ну и помимо обязательной программы рубанули пару вещей Хендрикса. После концерта местные ребята достали Хетага в гостинице и просили его пересказать им слова «Охоты на медведей» (здесь имеется в виду песня Хендрикса Purple Haze, однако среди советских музыкантов она по непонятным причинам «курсировала» именно под таким заголовком). Видимо, из-за гитарного вступления, напоминающего медвежий топот — прим.автора). Ну, Хетаг взял гитару, начал играть и что-то мычать непонятное, пародируя английский язык. Ребята сразу: «Да ладно, там не так было, ты что-то врешь!», на что Хетаг с абсолютно серьезным лицом ответил: «Да я тебе отвечаю, там именно такие слова!»
Рафо — В 73-м мы с Хетагом, Черой , Князем и Сергеем Вартаняном (он был ритм-гитаристом) начали играть в ресторанах «Казбек», «Нар», в «Мотеле». В кабаках играли Джими Хендрикса, «Deep Purple» , в общем, «фирму». Конечно, репертуар был совсем другим, такое уже в кабаках не играют: в наши дни уже и «Долю воровскую» можно услышать! Ужас!
А потом Хетаг и Князь, уже без участия Рафо, стали участниками ансамблей «Фарн» и «Алые маки», с ними объездил всю Европу. Однажды даже ансамбль выступал в одной программе с Владимиром Высоцким.
Хетаг — Да, было дело, мы как-то встретились с Высоцким. Особенно не пообщались, но я сразу понял, что он очень искренний, открытый человек. И, конечно, невероятно талантливый.
Рафо — А я продолжил играть в кабаках, честно говоря, зарабатывал я там больше, чем на этих гастролях. А вот Хетаг любил гастролировать. Да и сейчас любит!
Долгое время Хетаг, Рафо и Князь не играли вместе, но в 1996-м году давние товарищи по Sky Brothers все-таки собрались на концерте «В бой идут одни старики». К сожалению, для Анатолия «Князя» Урусова этот концерт стал последним…
Рафо — Без репетиций, сходу мы сыграли с Хетагом и Князем «Чикаго», «Прокол Харум» и еще пару блюзов. На том концерте собрались почти все старые рокеры. Правда, смотришь сейчас видео и понимаешь, что половины из них уже нет…
Фрагмент фестиваля «В бой идут одни старики» (1996г.).
Владимир «Хетаг» Хетагуров-вокал,гитара; Рафаэль «Рафо» Малхасян-бас-гитара; Анатолий «Князь» Урусов-клавишные
а также:
Алан Сосиев-клавишные;
Юрий Олисаев-ударные;
Владимир «Струня» Струщенко-гитара;
Николай Кабоев-конферанс, клавишные;
Сергей «Серж» Титов-гитара;
Сергей «Роллинг» Цирихов-вокал;
Геннадий «Пушкин» Сланов-саксофон;
Нового министра ВД по Северной Осетии Демьяна Лаптева представили личному составу ведомства
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: