Нелюбовь

«Нелюбовь» — самая откровенная и эмоционально мощная картина Андрея Звягинцева.

Она оставляет глубокий след в памяти тех. Тот редкий случай в кинематографе, когда человек, выходя через два часа из кинотеатра, еще не скоро выйдет из фильма. Немногословная семейная история, сделанная с точностью в психологических и бытовых деталях, но при этом берет за душу так, что долго не отпустит зрителя. Пожалуй, лучший фильм режиссера.

После «Левиафана» на Звягинцева повесили ярлык «русофоба», снимающего картины в угоду европейскому зрителю. Но воспринимать так режиссера — значит опускать его до уровня исключительно политического автора, что, естественно, является грубой ошибкой. Его творчество неотрывно от российского контекста, но при этом темы его картин – общечеловеческие.

В Министерстве культуры, к сожалению, этого не понимают, оттого главный фильм года снят без финансового участия государства. Шокирующие мерзости XXI века предстают в картинах режиссера ярко, откровенно и убедительно. История о семейной паре, которая готовится к разводу. Единственное, что объединяет супругов – 12-летний сын Алеша, да и тот становится обузой. После очередной ссоры мальчик сбегает из дома. Пропажа ребенка у родителей – как приговор современному обществу, где подлинные чувства подменяются фальшью.

Зрителя шокируют и поражают достоверность быта до низменных сексуальных сцен и повседневного грязного бытового мата. Абсолютная естественность актерской игры, в том числе в эротических сценах – чудовищная редкость для российского кино. Звягинцев честно, иногда прямо, а порой символично показывает свое отношение к современной действительности: телевизионные репортажи о событиях на Украине и военных действиях в Донбассе, нелепые законодательные инициативы по радио и т.д. Весь подтекст понятен без лишних слов.

Режиссер вовсе не манипулирует зрителем. Например, всем и так понятно, что религия перестала вести человека к светлому, а превратилась для многих в последнее пристанище лицемерия. Зрителю и без режиссера вполне очевидно, что у людей вместо сердца осталось, по меткому выражению главной героини, «неприглядная, полная ***». Наконец, в мире нелюбви Звягинцева даже родителям плевать, где находится их ребенок.

Единственным светлым пятном на фоне безысходности, равнодушия и жестокости оказываются добровольцы, безуспешно разыскивающие мальчика. Но и этой бескорыстности противопоставляется беспросветная полная горя развязка, во время которой становится окончательно ясно: мы все обречены. Полагаю, после такой грустной развязки Звягинцева вновь обвинят в «безнадеге» и «чернухе», но в глубине души даже самые заядлые скептики признают: режиссер, как и в прошлых своих фильмах, во многом прав.

Что касается лично меня, то к Андрею Звягинцеву у меня лишь одна претензия: он лишает меня, как зрителя, надежды и веры в светлое в человеке, он не показывает мне света в конце туннеля, а с таким убеждением я жить не могу.

Оценка «Градуса»

gradus-9

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ
16.07.2018 Gradus Pro

Или как быстро инфляция съест прибавку к пенсии в 1000 рублей

Если бы Общественного совета Владикавказа не существовало, его бы стоило создать ради речей Михаила Шаталова

14.07.2018 Gradus Pro

КПРФ Северной Осетии запросит результаты голосования за повышение пенсионного возраста

12.07.2018 Gradus Pro

РУБРИКА «КРИВОЕ ЗЕРКАЛО» 😆  Вопрос водоснабжения населенных пунктов Алагирского района обсудили на оперативном совещании под […]

12.07.2018 Gradus Pro

На заседании Парламента республики, проходящем во Владикавказе, большинство депутатов проголосовало за пенсионную реформу. Голоса «народных […]

Сказ об антинародной реформе и осетинских депутатах

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: