Невыносимая скорость бытия

На сцене Русского академического театра московские режиссеры репетируют спектакль по пьесе Жана Ануя «Оркестр»

Сейчас во Владикавказе находятся два очень интересных человека. Когда я прочитала список регалий обоих, то возникло желание спросить о том, как они умудряются все успевать.

Первый герой – Александр Федоров. Из самого заметного в его послужном списке следующее:

— художественный руководитель Детского музыкального театра юного АКТЕРА;

— доцент актерского факультета ВГИКа;

— вдохновитель и создатель множества спектаклей и шоу, к примеру, знаменитой постановки Театра фольклора «Русская песня» под управлением Надежды Бабкиной «Ковано колесо»;

— член Союза театральных деятелей РФ;

— член Международной ассоциации любительских детских театров AITA…

И это помимо актерства, режиссерства, музыкальных достижений, работы с одаренными детьми (Н.Басков и В.Ланская – его ученики, к примеру), путешествий по стране и миру, участия в огромном количестве мероприятий самого высокого, высочайшего, наиогромнейшего уровня.

Второй герой – Майрбек Матаев. Он главный балетмейстер Детского музыкального театра юного АКТЕРА, Почетный деятель искусств г.Москвы, один из самых известных пластиографов театрального мира России и прочая, и прочая, и прочая.

Из личных впечатлений – ощущение мощной энергетики; не остывшего с годами, а только разгорающегося желания творить; какая-то прекрасная безбашенность, хулиганистость, наличие внутреннего вечного двигателя, которого, как известно, в принципе быть не может.

Я говорила с ними крайне коротко, вопросов осталось – миллион, но даже эти пять-десять минут беседы постоянно прерывались строгими высказываниями администратора, которая убедительно призывала продолжить репетицию, а потом просто стояла и строго смотрела на моих визави, всячески демонстрируя своей позой, что внутри участников разговора должна, наконец, заговорить совесть. Громко.

Говорила с ними порознь. Вместе – никак. Шла репетиция.

Ну, что успела – то успела. Как есть!

22863811Майрбек Матаев

— Каким ветром вас к нам занесло?

— Ставим спектакль в вашем театре. Пьеса Ж.Ануя «Оркестр» в авторской редакции. Режиссер – А.Федоров, режиссер по пластике – Ваш покорный слуга. Абсолютно авторский спектакль. От пьесы Жана Ануя там практически ничего не осталось, кроме каких-то текстов и самой идеи. Остальное – плод наших фантазий.

— Там много танцев?

— Весь спектакль – музыкально-пластический от начала до конца. Музыка включается с появлением людей на сцене и выключается, когда спектакль заканчивается. И все время актеры существуют в пластическом пространстве. Они поют, танцуют, играют. Полный набор.

— К вам идеи приходят извне или изнутри?

— И изнутри, и извне… По-разному. Я отталкиваюсь от предлагаемых обстоятельств, начинаю фантазировать. Человек, с которым я в данный момент работаю, много мне дает. Я что-то предлагаю, а потом переделываю, исходя из конкретного актера. Все постоянно редактируется: песни, музыка, танцы.

— Вы постоянно в каком-то театре работаете?

— Да. В Москве, в Детском музыкальном театре юного актера, я преподаю, руковожу Академией кино- и шоубизнеса. Хватает работы.

— С детьми труднее или легче работать, чем со взрослыми?

— Труднее, да. Они же дети, их надо учить. А взрослые артисты – уже профессионалы.

— Дети плачут, если не получается?

— Нет, редко. Бывают, конечно, детские слезы, но у нас же особенные дети: они проходят кастинг, знают, что их ждет.

— Если театр юного актера, то зрители тоже юные? Или всякие?

— Всякие. У нас есть спектакли для семейного просмотра. Много мюзиклов, которые мы играем на больших сценах.

— У Вашего театра свое здание?

— Да, в центре Москвы, у нас трехэтажное здание.

— Скажите, а серпентарная сторона театра в детском коллективе тоже присутствует? Там есть беспощадная борьба за роли, желание перегрызть финишную ленточку зубами?

— Неееет, у нас этого нет. Все гораздо более спокойно. Дети между собой, конечно, ссорятся. Знаете, как бывает… Один — «отличник», другой – «двоечник»… Но на работе это не отражается. И все равно в детском коллективе взрослые становятся педагогами. Приходится.

— А свои дети у вас есть?

— Да, у меня дочь. Ева.

— Хава или Ева? Вы мусульманин?

— Хава. Я мусульманин. Вчера заходил в вашу мечеть, купил новый Коран.

— У нас недавно мальчик-осетин в передаче «Умники и умницы» на вопрос о том, мусульманин он или нет, ответил ведущему так: «Надеюсь, что я мусульманин». Красиво, правда?

— Молодец, да. Сомневается, так ли он правильно себя ведет, чтобы уверенно называть себя мусульманином…

— Тело же не обманывает? Можно поставить спектакль, где актеры будут говорить что-то, а тело будет этим словам противоречить. Ну, к примеру, человек утверждает, что любит, а тело демонстрирует, что нет любви?

— Можно, это не так уж сложно. Нужно продемонстрировать всякие штучки, вполне банальные для профессионала.

— Сдадите? Покажете?

— Ну, смотрите. Я беседую с Вами, я же двигаю руками не специально, а автоматически, непреднамеренно. А вот я закрылся (руки сложил на груди), вот я понял, что я высокомерничаю (нога за ногу, голова откинута назад, уверенность во взгляде) … Это вполне примитивные вещи, нужно только внимание.

— Как вам наши актеры?

— Я очень люблю провинциальные театры. Очень. Я много езжу по России и за рубежом, но только в провинции встречаю таких профессиональных людей. Настоящий русский театр находится в провинции, не в Москве. Я в Москве живу 31 год из своих 48. Но в провинции я сам влюбляюсь, в меня влюбляются, и я начинаю выворачивать наизнанку актеров, чтобы они все сделали лучше, чем они могут.

— Познер любит задавать вопрос Марселя Пруста: «Если вы предстанете перед Всевышним, что вы ему скажете?» А мне интереснее узнать, что Всевышний скажет вам? Как вы считаете?

— Я думаю, что он хитренько погрозил бы мне пальцем. Жизнь же человека из различных путей и явлений состоит. Неизбежны ошибки, за которые ты можешь себя уважать или не уважать. Главное – никому больно не сделать в этой жизни. Я стараюсь.

И тут срочно Майрбека позвали на сцену. Убегая, он крикнул: «Привет передайте мальчику, который надеется, что он мусульманин».

n2Александр Федоров

— Каким ветром?

— Наверное, Майр ответил. Я был председателем жюри фестиваля «Открытая сцена» осенью, познакомился с Владимиром Ивановичем Уваровым, рассказал, что есть такая тема, такая пьеса интересная. Это был мой дипломный спектакль во ВГИКЕ (актерский факультет) два года назад, Уварову понравилась концепция, идея, и теперь уже это наш второй заезд.

— А вы актерами довольны?

— Очень хорошие ребята. У меня заняты в основном молодые представители театра. Но некоторые уже Заслуженные артисты республики, кстати. Это говорит о том, что в театре все в порядке; что в театре есть папа, который о своих «детях» очень печется; есть внимание руководства республики. Видно, в каком состоянии и здание, и труппа. Все хотят работать. Мы приехали, а весь текст выучен. Это же здорово. Очень здорово.

— У вас Муза или Пегас? Кто вас вдохновляет?

— У меня? Муза, конечно. Конеееечно. У меня только Муза. Никаких Пегасов. Пусть другие с Пегасами общаются.

— Идеи к вам приходят извне или изнутри?

— Они как-то падают сверху, наверное. Потому что я люблю придумывать на ходу. Я такой не застольный режиссер. Некоторые любят за столом сидеть, думать усиленно… Я, конечно, тоже думаю, но когда я прихожу в зал, то многое беру от актеров, от репетиций. Иногда всё меняют какие-то случайные слова и жесты. Я очень верю в неслучайность таких случайностей. И здесь, у вас, мы с Майрбеком постоянно что-то меняем. От поворота головы, от сказанной фразы, от ошибок даже – чу-чу-чу – и закрутилось…

— А как вы все успеваете? Я почитала ваши регалии, чуть с ума не сошла. Как это все вместе можно делать?

— Ну, а что. Успеваю. Иногда трудно. Май-июнь – невероятные. В мае нужно приехать еще раз сюда, нужно готовить к выпуску спектакль у себя в театре, 26 мая нужно быть в Милане, я там должен посмотреть «Кармен» и встретиться с руководством одного из итальянский театров, с консулом тоже надо встретиться, потому что наш театр едет на гастроли в Италию… 28 мая я вылетаю в Вашингтон, потому что я там председатель жюри фестиваля детских русскоязычных театров Америки и Канады. Там надо быть! 15 июня у меня выпуск спектакля, 18 – экзамен во ВГИКе у студентов, а 20-го я приезжаю сюда, и здесь тоже много работы. Это такой у меня ритм. Еще идет строительство театра…

— Познер любит задавать вопрос Марселя Пруста: «Если вы предстанете перед Всевышним, что Вы ему скажете?» А мне хочется узнать, что Всевышний скажет вам? Как вы думаете?

— Он вздохнет и скажет: «Ну, Сань, что сделал – то сделал…»

Главное фото — Майрбек Матаев на сцене Детского музыкального театра юного актера

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ
26.02.2020

Полицейские раскрыли резонансное убийство в Алагире

19.02.2020

Открытое письмо Прокурору республики Александру Морозову

18.02.2020

Впервые осетинка попала на обложку всемирно известного журнала

17.02.2020

Сборы для маленькой Арнеллы превысили 15 миллионов рублей

14.02.2020

На начальника Управления архитектуры и градостроительства АМС Владикавказа могут завести уголовное дело

Алагирцы жалуются на мусор, отсутствие воды и плохую больницу

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: