Обещанного год ждать

Постскриптум к фестивалю «В гостях у Ларисы Гергиевой»

Помните сказку «Колобок», в которой старик рекомендовал старухе «по амбару помести, по сусекам поскрести».  Так вот. «Мету и скребу» в поисках нужных слов для описания последних мероприятий фестиваля, особенно гала-концерта.

Я достаточно подробно писала о происходивших в музыкальном мире Осетии в течение последнего месяца событиях. Но остались не упомянутыми несколько удивительных ребят, участников концерта «Музыкальная сборная Алании».

Ариана Таказова (фортепиано). Особенно запомнилось исполнение ею слегка по-осетински звучащей пьесы «Эхо», написанной ее сестрой Аланой.

Очень зрело и глубоко «справилась» с трудной задачей выступать перед земляками Диана Тюлина (фортепиано).

И, конечно, Илья Бекоев (скрипка)! Вот увидите: мы еще будем гордиться тем, что он родился во Владикавказе. Молодежь в таких случаях говорит: «Красавчик». И это не о внешности. Хотя и о внешности тоже. Умничка. Искренний, тонкий, возвышенный.

Гала-концерт получился, как хороший спектакль, динамичным, композиционно интересным, праздничным.

Почти всех участников зрители уже видели раньше, но на гала они звучали заметно лучше. Видимо, почувствовали позитивные флюиды от зала и расслабились, понимая, что их во Владикавказе не просто запомнили, а уже успели полюбить.

Артистичным и темпераментным было выступление Елены Горло; удивила красотой и необыкновенным тембром юная, но уже состоявшаяся как певица Юлия Сулейманова; великолепно и объемно «пугал» зрителей в образе Мефистофеля Динар Джусоев. Зал с восторгом отреагировал на двух представительниц Нидерландов: Эльнару Мюерманс и Гюльнару Оостерхоф. Гюльнара, кстати, не побоялась спеть знаменитую и очень сложную каватину Нормы из одноименной оперы Беллини. Рискнула и выиграла!

Совершенно потряс воображение публики уже огромный в своем юном возрасте пианист Арсений Мун. И выбор произведения (рапсодия №2 Листа) был очень профессиональным: это уникальный музыкальный текст, начинающийся трагично, а заканчивающийся почти канканом. Какой юноша! Чудо расчудесное. Трудяга и талант. Скромный…

Интеллигентно и благородно выглядели Диана Казарян и Савва Бестаев: бесподобное звучание и зрелое мастерство. Аюна Базаргуруева обладает таким мощным и звонким голосом, что люстра нашего театра во время ее пения была, по-моему, в серьезной опасности.

И, наконец, любимцы публики: свежая, яркая, жизнерадостная актриса и певица Гелена Гаскарова. Она, как и большинство участников концерта, солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. Игривая, как шампанское. Она стала любимицей зала еще на «Параде сопрано» С удовольствием проголосовала бы за нее, если бы попросили определить человека, заслуживающего приз зрительских симпатий.

Женственная, безупречная с точки зрения профессионализма, похорошевшая и почти родная (за столько лет!) Ольга Пудова, неофициальный соловей фестиваля.

Давид Залеев. Это балдеж, как говорят сейчас наши дети. Бог знает что такое! Его хулиган и демон (особенно демон!) до такой степени великолепны, точны, прекрасны в своей пластической исчерпанности и понятности, что тут не говорить о щедром вмешательстве в судьбу танцовщика высших сил просто нельзя. Он (уже и в амбарах, и в сусеках почти не осталось слов) шаманского роду-племени. Он завоевал публику со всеми потрохами и давно заставил ждать себя с нетерпением. Волшебник, что уж тут скажешь.

Воспользуюсь служебным положением и скажу, что у меня есть фестивальные «любимчики». Они абсолютно светлые, жизнерадостные, скромные, профессионально безупречные до кончиков музыкальных пальцев. Это концертмейстеры Анатолий Кузнецов (он участник всех, по-моему, фестивалей) и Василий Попов. Оба из Мариинского театра. Они разные по возрасту, но, как мне показалось, обладают сходной жизнеутверждающей энергетикой. Отдельный им поклон от зрителей.

Завершился фестиваль. Нужно ли подводить итоги и делать какие-то выводы? Наверное, нет. Но и ничего не сказать будет неверно. Поэтому, прощаясь с ярким многодневным марафоном, попробую предложить несколько «сердца горестных замет», как это Пушкин называл. И не только горестных, безусловно.

К концу фестиваля зрители (ходят одни и те же люди) сдружились, сроднились, образовали такое приятное неформальное сообщество. Потом (Проверено! Это фестиваль № 11) люди перезваниваются в течение года, останавливаются на улице при встрече, делятся музыкальными новостями. До следующего раза.

На фестивале редко появлялись медийные лица. Как на работу, ходили Фатима Хабалова, Галина Тебиева, несколько раз посетил мероприятия Таймураз Тускаев… Нового министра культуры (не будем вдаваться в формальности правильного именования должности) я не видела ни разу. Ну, если министру культуры некогда посещать культурные мероприятия… Что поделаешь! Не срослось. Может, она и не обязана…

Похоже, что интеллигенция рухнула окончательно, а бомонд значительно постарел и переместился в те слои населения, которые социально значимыми назвать никак невозможно. Да, я уверенно считаю, что бомонд – это те люди, которые ходят на концерты музыкантов мирового уровня и не считают возможным их пропускать.

Тут я задаю себе вопрос: «А что Осетия может предложить стране?» Многое! Но и с туризмом, и с водкой, и с военно-промышленным комплексом пока все достаточно тухло. С чем хорошо? С борьбой. Это ура! И с музыкой, как ни странно это прозвучит. Достаточно сказать, что руководят лучшими музыкальными театрами страны наши люди: Валерий Гергиев (его влияние, безусловно, гораздо шире и глубже, чем только Маринка), Туган Сохиев, Махар Вазиев. Да другие республики круглосуточно трубили бы в трубы по более ничтожному поводу, а мы если не игнорируем музыкальные свершения земляков, то относимся к ним с прохладцей. А вдруг стоит сделать ставку на то, что у нас уже получается? А? Наивно?

Еще одна «заметка». Она обращена к родителям, бабушкам и другим старшим родственникам младших представителей бомонда. Господа, у нас в республике есть потрясающий, очень сильный, ищущий (и умеющий находить) творчески яркий кукольный театр «Саби». В Русском драматическом постоянно (!) ставят что-то для детей. На фестивале Ларисы Гергиевой тоже всегда предусматриваются детские мероприятия. Разве что Осетинский театр отстает… Если вам, взрослые, кажется, что вы приобщаете детей к высокой классической музыке, приводя их на серьезные и сложные концерты, то нет, это не так. Вы отвращаете своих малышей от большой культуры, они всегда будут думать, что это скучно. Не стоит. И дети мешают слушать. Это мило и уютно, что они шебуршат в зале, но они по природе непоседливы и честны: если им скучно, то они искренне не умеют это скрывать.

…Пришла после очередного концерта домой, села ужинать под включенный телевизор, а там показывают, как скрипач Максим Федотов в какой-то европейской стране (я пропустила начало передачи) после грандиозно успешного концерта дает интервью. И так стало странно! Во-первых, скрипач только недавно выступал у нас, поэтому он кажется родным, почти своим, знакомым. А во-вторых… Ну, как все-таки его удалось заполучить?! Чтобы сюда, с доставкой на дом, по смешной для такого масштаба артистов цене за билеты. А Екатерина Мечетина… А братья Юссены… А еще с десяток других музыкантов. Великих. Без преувеличения. И если не великих сейчас, то обязательно великих в будущем…Без волшебной палочки тут явно не обошлось…

Пусть будет двенадцатый. Очень нужно.

P.S. На гала-концерте я случайно оказалась рядом с потрясающей женщиной – Тамарой Фидаровой, Народной артисткой РСО-А. Она так классно все комментировала, открыто выражала свои симпатии, переживала за мелкие погрешности в выступлениях музыкантов. Она меня покорила своими знаниями, темпераментом, жизненной энергией и обаянием. Я сказала ей, что она для меня стала украшением мероприятия. И я действительно так считаю. Всеми своими конечностями и бесконечностями голосую за концерт, в котором она будет участвовать. И надеюсь на обещанное приглашение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ
24.08.2019

Болезни обвиняемых по «делу Цкаева» продолжают затягивать процесс

22.08.2019

Родственники уверены в невиновности обвиняемого во взяточничестве сотрудника Прокуратуры Сослана Созанова

Надоело платить за то, чего нет, и никто не знает, когда настанет обещанное, светлое безмусорное будущее

Почему дело Цкаева переносили 22 раза?

Как кинуть бюджет на 12 миллионов, чтобы тебе ничего не было

Тревожная статистика — лишь 5,5% опрошенных доверяют депутатам Владикавказа

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: