Однажды в городе V

ПРО историко-культурные беды Владикавказа

Пушкинский сквер возле пятой школы. Бюст великого поэта в центре,  и в угловой зоне – неброская архитектурная форма, напоминающая о его  очень кратком пребывании во Владикавказе.

54756-02

Скульптурная композиция о том, что Пушкина в наш город доставил местный возница на двух своенравных волах, расположена на пересечении улиц Кирова и Миллера.

75d004d12d61bb535e68678505060882_1000_666_1

Памятник Михаилу Булгакову установлен на улице Маяковского, на подступах к Проспекту Мира. Во Владикавказе он окончательно и бесповоротно распрощался с профессией врача, написал пять пьес, четыре из которых были поставлены здесь.

136134_603x354

Недалеко от театра появилась скульптура дореволюционного городового, прародителя нынешних участковых уполномоченных полиции. Городовой, согласно замыслу инициаторов его установки именно на указанном месте, контролировал все происходящее на Александровском проспекте. Комплекция старого блюстителя порядка вряд ли позволила бы ему сдать нынешние нормы ГТО, но фигура так и пышет искренним добродушием вперемешку с напускной строгостью.

f644f876136617b8600ec29c5345ae20da0349feb48908c549516a90791aaa5f

Рядом с Русским театром Дом офицеров. Историческое здание, накрытое чуть ли не по-военному маскировочной сеткой ради того, чтобы оградить неравнодушных горожан от созерцания худшего образца современной правоприменительной практики.

Это когда объект культурного наследия федерального значения де-факто сгорел в пожаре, но де-юре, в категорию «сирот» не попал, и у развалин есть владелец, потративший деньги на их приобретение.

img_7375-11

В нашем городе хватает истинных любителей и ценителей театра, но не каждый из них сможет легко найти памятник Евгению Вахтангову, который шесть лет назад был установлен в сквере возле Армянской церкви. Причем, недалеко от того дома, где родился и провел юность выдающийся реформатор театрального искусства, имя которого носит Русский академический театр.

3920

Всего несколько примеров, вызывающих недоумение и некоторое разочарование, – как можно, обладая таким неподражаемым и уникальным культурно-творческим и историко-архитектурным богатством, не научится его красиво и тонко преподносить, как для себя, так и для гостей? В условиях географической и смысловой разделенности наших достопримечательностей грех говорить о композиционной целостности городской среды и одновременно ее привлекательности для туристов.

Во время автомобильных поездок и пеших прогулок по Владикавказу возникает ощущение, что на кратком временном интервале «отцы города» в плане его успешного историко-культурного позиционирования начали отчаянно «тормозить», и без веских на то причин.

Какой сакральный смысл видели в том, когда решили задвинуть на край города интересные по своему художественному воплощению скульптуры персонажей нартских сказаний и царей-правителей Осетии, украсив ими вход в парк «Нартон»?

Вытянуть в одну логическую и геометрическую линию 11 неординарных произведений действительно дорогого стоит, и все хорошо смотрится. Однако удалось ли этот культурно-просветительский проект довести до широких масс? В частности, какова транспортная доступность парка «Нартон» для той же молодой семьи с детьми, снимающей квартиру на БАМе, и не имеющей  собственного автомобиля? Близкая к нулевой, а доехать до парка можно лишь на двух маршрутах «23» и «23 А», но трястись полчаса в «ГАЗели» ради осмотра скульптурных произведений, не самая лучшая идея.

5767260

Несмотря на приличные вложения народных денег, а других в городском бюджете и быть не может, парк «Нартон» так и не стал знаковым, и тысячи горожан в едином порыве туда не потянулись на отдых и познавательные экскурсии. Поначалу какие-то фотографии были в соцсетях, теперь даже и они отсутствуют. У каждого из постаментов поотваливались плитки – возможно, новая городская власть после выборов 8 сентября найдет возможность водрузить их на прежние места.

Кстати, транзитный транспорт мимо парка «Нартон» не проезжает. А ведь еще пять лет назад был шанс сделать прекрасный имиджевый ход посредством установки этих же фигур в районе Дендрария, мимо которого проезжают все, кто хочет из России попасть в Закавказье, Турцию, Иран, Ирак и Сирию. Никому не возбранялось установить рядом информационные щиты, повествующие о  том, какому именно народу на Северном Кавказе, по версии великого французского исследователя Дюмезиля, принадлежит нартский эпос. Проблем здесь не было никаких – места бы для скульптур хватило, ведь хватило же места для незаконно построенного ресторана «Дендрариум» и элитного коттеджного поселка. Получается, что для бизнеса место нашли, а для древней истории, мифологии и культуры ничего подходящего с точки зрения массовости посещений и популяризации изыскать так и не удалось.

Когда говорят о том, что «разрабатывается концепция» отдельного взятого объекта, так и чувствуешь, что без подвоха здесь не обойдется.

Сначала разработали концепцию реконструкцию Центрального парка имени Коста Хетагурова, попутно информируя горожан о том, что будущий проект максимально подчеркнет исторический и архитектурный потенциал парка, а местами даже его усилит. Сделали проект, приступили к  масштабным работам, но почему-то в процессе созидания умудрились «выплеснуть ребенка вместе с водой». О чем речь? О тех самых грунтовых теннисных кортах, которые, «по ходу» не вписались в концепцию  радикально обновленного парка. Есть большая вероятность того, что в реконструированном парке кортов не будет именно в том первозданном виде, в котором их еще в середине 20-х годов прошлого века застал известный Анри Коше, один из «четырех мушкетеров» французского тенниса, благодаря которым и появился турнир мирового уровня под названием «Ролан Гаррос».

Судя по воспоминаниям историков, старожилов города и периодической печати, Анри Коше был в величайшем восторге от наших грунтовых площадок в парке – в летнюю жару играть здесь в тени деревьев и под ветерком, идущим с Терека, было удовольствием, которое оценить по достоинству способен только утонченный европеец.

Есть даже версия о том, что увиденное им расположение теннисных кортов именно в парковой зоне в определенной степени повлияло на выбор места для турнира «Ролан Гаррос» — опушка Булонского леса.

И хотя это всего лишь версия, но кто мешал ее раньше растиражировать, установить соответствующие таблички в парке, внести парковые грунтовые корты в число достопримечательностей? Понятно, что Владикавказу совершенно бессмысленно и глупо тягаться с Парижем в плане туристической привлекательности и узнаваемости объектов, но для нашего города парк имени Коста Хетагурова играл такую же роль, как Булонский лес для французской столицы. Почему об этом нельзя говорить туристам из российских регионов, и не упоминать в путеводителях?

Продвинуть историю Владикавказа через развитие мирового тенниса пока не получается – с этим, конечно, можно смириться, хотя трудно смириться с тем, если в реконструированном парке ничего не будет напоминать старый город. Будут ли здесь сохранены какие-либо фрагменты, отсылающие ныне живущих горожан к тому, что было в том же Ерофеевском парке больше века назад? А в ходе визитов Вячеслава Битарова устойчиво слышится требование отдать часть территории для бизнеса, в случае засилья которого парк окончательно может потерять былое очарование. Остается теряться в догадках, хотя с горожанами нужно говорить откровенно о будущем парка – ведь если верить официальным источникам, то за его реконструкцию на референдуме, который состоялся 20 марта 2018 года, высказалось большинство владикавказцев. Кстати, владикавказцы в возрасте от 14 лет и старше между парком и набережной Терека, и тогда правом выбора воспользовались более 135 тысяч человек.

И в завершении, о Проспекте Мира и его реконструкции, которая идет, по меньшей мере, десять лет. При общеизвестной скудности бюджета с таким временным «лагом» следует считать, но процесс получается рваным и не системным – эпизодическая активность сменяется регулярной пассивностью.

Понятно, что реконструкция исторического центра предполагает в первую очередь реставрацию зданий, но с какой стороны, левой или правой по течению Терека, она началась и когда? И это первый вопрос. Второй состоит в том, что до сих пор неясно, что мы будем иметь на месте бывшего «Октября»? От футуристической, местами космической, но вместе с тем капиталоемкой идеи мастерской англичанина мистера Нормана Форстера мы отказались, и теперь актуален только один француз – месье Ксавье Фабр, проектирующий культурно-музыкальный центр Гергиева в бюджетной версии.

na-temu-dnya

Пока отвергался один вариант проекта и воцарился другой, на подступах к центру Владикавказу, если идти от памятника Дзаугу Бугулову, открылись и процветают несколько пивных, и теперь там другой дух – тягучий и отталкивающий, и не имеющий ничего общего с городской культурой, архитектурой и историей. Плюс появилась комфортная и вместительная стоянка для правительственных чинов.

Следующий больной городской вопрос – кинотеатр «Комсомолец», и, наконец, его решение нашлось на самом высоком уровне. Впервые за последние годы выпал верный шанс возродить тот самый кинотеатр «Патэ», составлявший предмет гордости  нескольких поколений горожан, правда, первоначальную цену вопроса и возрождения оценили в сумму 250 млн рублей.

7395436

Вообще, получается какой-то специфичный, только нами понимаемый феномен – сначала взираем и констатируем разрушение архитектурных  и исторических ценностей, огорчаемся и негодуем, приводим аргументы и контраргументы, ищем причины, по которым неспособны противостоять прогрессирующему упадку старого здания. И порой их находим, даже с опорой на законодательство.  Главная причина в одном – нет денег, и когда они вдруг находятся или появляются, удается оживить бездыханное здание, естественно, к всеобщей радости.

Но есть здесь одна нехорошая демографическая и идеологическая арифметика. За 25-30 лет отдельно взятый старинный владикавказский особняк приходит и в запустение, читай, в аварийное состояние, и примерно за такой же срок появляется и становится на ноги одно новое поколение. И все эти три десятилетия молодежь растет в городе, из которого постепенно испаряется атмосфера благородной возвышенности, мягкой и ненавязчивой гармонии, простого человеческого уюта.

Материалы по теме:

Зона отчуждения: Дом офицеров

Под снос

Двойная ошибка

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ

«Мусорный» оператор просит подождать и обещает перемены к лучшему

Знаменитый тренер Анатолий Маргиев о турнире в Китае и шансах осетинских вольников на Олимпиаду в Токио

Подсудимые отказались давать показания и снова настаивают на закрытом процессе

Учителя 21 века: безмолвные, загнанные, перегруженные

08.10.2019

Председатель комитета по охране и использованию объектов культурного наследия Эмилия Агаева о сложностях борьбы за историю

Во Владикавказе основан борцовский клуб «Братья Таймазовы»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: