Перформанс от Фати

14.10.2018 Gradus Pro

Музыкант Фати Бесолти о том, как эффектно встроить “национальное” в современное искусство

“Память, которая течет по моим кровеносным сосудам, невозможно игнорировать. Особенно в творчестве”, — рассуждает вокалистка и музыкант Фати Бесолти. И не просто рассуждает, а показывает, как эффектно встроить “национальное” в контекст contemporary art на практике. Только за последние полгода в Москве состоялось два больших события, где осетинские корни Фати находят свое неожиданное воплощение — перформанс “Конституция” на сцене Центра имени Мейерхольда и концерт ALOLAI в Центре драматургии и режиссуры.

— Конституция, конечно, необычная тема для спектакля. Как складывалась эта история? 

— Эскиз перформанса мы представили еще в начале года в рамках проекта Black box, который ежегодно делает Центр имени Мейерхольда. Второй показ — уже полностью собранной работы — состоялся летом на фестивале перформансов все того же ЦИМа. Затем театр включил “Конституцию” в свой репертуар. Уже в качестве постоянных жителей афиши мы “отпремьерили” в начале сентября.

В команде создателей нашего перфа — режиссер Сергей Морозов, хореограф Алена Папина, драматург Карина Бесолти, композитор Дмитрий Мазуров. Работа интересная, а результат каждый раз непредсказуем — каким будет следующий спектакль с точностью никогда и не скажешь.

Если описывать наши действия на сцене совсем уж схематично, то во время перформанса мы читаем по одному, вдвоем, втроем статьи Конституции, live идет перевод на русский жестовый язык, затем, через датчик на руке переводчицы — в графический рисунок на экране, а уже этот рисунок перформеры и осваивают хореографически.

Сложно описать все это в словах. Перформанс длится более двух часов и за это время «внутри» происходит очень много всего. Например, есть сольные вокальные номера. Я исполняю осетинскую героическую песню «Бесаты Махаматы зараг». Есть в спектакле и хоровые моменты, в конце даже целый хорал появляется. Очень крутая, талантливая у нас команда, отличные музыка и хореография, классные перформеры и музыканты.

— Можно ли сказать, что перенос Конституции на сцену — это такая попытка поговорить о том, как мы живем сегодня?

— Для меня лично такого глобального посыла нет. Но в конечном счете зрителями это примерно так и считывается. Может быть потому, что каждый из перформеров, конечно же, рассказывает на сцене свою личную историю — через движение, голос и другие способы выражения. В итоге все эти истории оказываются об одном… Смыслы в процессе репетиций трансформировались, дополнялись. Это же очень живой процесс. Поначалу была попытка осмыслить сам текст, ведь мало кто его помнит или вообще читал. Затем уже приходит осознание каких-то несоответствий с реальностью и прочее. В конечном счете — это, наверное, личное высказывание каждого из нас о собственной реальности.

— Возвращаясь к началу разговора. Как осетинская народная песня вообще появилась в перформансе, максимально далеком от каких-то этничесских мотивов?

— У себя на фейсбуке я как-то выкладывала песню «Алолай» на стихи Коста, сделанную совместно с саунд-артистом Олегом Макаровым. Сергей Морозов — наш режиссер — послушал ее, ему очень понравились народные мотивы, написал мне и предложил включить в перф что-нибудь на родном языке. Вот так и появился Махамат в «Конституции”».

— К слову об «Алолай» — аналогично назывался проект, который ты представила на сцене одного из московских театров в июне…

 — Да, мы делали этот необычный концерт на площадке Центра драматургии и режиссуры. От худрука театра Владимира Панкова поступило предложение сыграть у них сольник.

И мы придумали такую штуку — сделать программу смиксованную из песен на осетинском, русском и английском языках, включили и авторские песни.

Основным же мотивом, связывающим все в одну цельную историю и стала песня «Алолай». Она дала нам главный рефрен — тему снов, памяти, чего-то важного, но мимолетного и ускользающего. В проекте также участвовала художница Лика Гомиашвили, она представила свои работы из серии Reconstruct, создала видео-арт. Актеры ЦДР читали «Лекцию о ничто» Джона Кейджа. Со мной концерт отыграли гитарист Алексей Потапов и клавишник Иван Гребенщиков, а режиссер всего этого дела — моя сестра Карина Бесолти.

— Пройдя долгий довольно путь “из маленького города в большой” — есть, что сказать тем, кто этот путь только начинают? 

— Конечно, есть. Будьте смелее и наглее — в хорошем смысле этого слова — в своих желаниях и поступках.

Стучите во все двери. И одна из них непременно откроется.

Пусть это и будет, возможно, тысяча пятьдесят первая по счету.

— Есть желание сделать что-то в Осетии? 

— Да. И очень большое. Эта мысль сидит в моей голове уже давно. Но пока ничего конкретного. Только мысли. Надо уже переходить, наверное, к действиям в этом направлении. Пока что единственным проектом, который за последние два года случился у меня в Осетии, остается спектакль “Сказ-Очники” для Северо-Кавказского филиала ГЦСИ, посвященный трагедии в Беслане.

— Твоя карьера довольно разнообразна — от джаза к contemporary art, от эстрады к театру. С чем связана такая многополярность? 

— Мне, наверное, тесно в чем-то одном. Хочу развиваться в разных направлениях. К тому же сегодня, когда в искусстве ну просто уже нет никаких междисциплинарных границ. Ты можешь делать разные, интересные проекты, пробовать и экспериментировать, не останавливаться на чем-то одном. Мне кажется — это правильно. Порой — мучительно, сложно, но правильно. Для меня по крайней мере.

— Есть ли что-то одно, что важнее? 

— Сейчас уже не могу сказать с уверенностью. Я как маятник. Задай мне этот вопрос года через два. Может быть что-то и прояснится.

— Что скажешь о своем “завтра”? 

— Завтра. Хм. Who knows, что там. Утром понятно будет (смеется).

Ближайший показ перформанса “Конституция” состоится 15 ноября на сцене Центра имени Мейерхольда (Москва). 

Автор — Ида Донати

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ
11.12.2018 Gradus Pro

В Северной Осетии на месте перестрелки найден пистолет прокурора

Во Владикавказе с аншлагом прошел второй международный турнир по вольной борьбе «Аланы»

10.12.2018 Gradus Pro

Аслан Толпаров, заранее вырывший 12 могил на кладбище Алагира, уволился из-за угроз

На что потратят республиканские деньги в ближайшие три года

06.12.2018 Gradus Pro

Полицейские экипажи больше не патрулируют Проспект Мира

Архитектуру решили лечить новой комиссией

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: