По вере нашей

25.05.2017 Gradus Pro

Кто ведет информационную войну против осетинской веры и какова ее судьба?

Так сложилось, что Северная Осетия в федеральном и, вероятно, международном аспекте воспринимается в религиозной плоскости христианской республикой. Обычно в качестве самых популярных доводов приводятся в пример аланы, часть которых приняла крещение до Руси, и тесной взаимосвязью осетинских и христианских праздников. Приверженцы традиционной осетинской веры никогда не прибегали к публичным и жестким опровержениям данного восприятия.

Между тем их, по данным Миннаца, более четверти населения республики. Они как бы оставались на заднем плане при обсуждении этих конфессиональных вопросов, высказывая недовольство в виде народных протестов лишь в случае покушения на территории святилищ идеями строительства мусульманских мечетей и православных храмов. То есть возмущение проявлялось лишь в случае физического вытеснения из исторического пристанища одной из древнейших монотеистических религий, уходящего корнями в прошлое арийских народов.

Сегодня в свете нарастающих случаев посягательств многолетняя толерантность приверженцев религии предков осетин переходит в стадию защиты. Эксперты указывают на информационную войну против традиционной осетинской веры.

Пути ее сохранения и дальнейшего развития обсудили ученые, общественники, чиновники и служители святилищ из разных ущелий республики, в том числе и представители из Южной Осетии. Именно этой проблеме был посвящен круглый стол на тему «Традиционные осетинские религиозные верования и убеждения: состояние, проблемы и перспективы», который прошел уже во второй раз во Владикавказском институте управления.

Перед бурной дискуссией к присутствующим обратился кандидат юридических наук, преподаватель ВИУ Тамерлан Цгоев с просьбой не затрагивать тему пожертвований в святилищах, так как в этом вопросе «и так не все чисто». В целом же межконфессиональную сферу в Северной Осетии Тамерлан Цгоев назвал неспокойной, хоть она и существенно отличается от соседних регионов. Также он назвал необходимым подобный диалог, в том числе и для профилактики религиозного экстремизма.

Вытеснение путем внедрения

Присутствующие назвали тревожным факт появления мусульманских и христианских символов в селах республики, преимущественное количество жителей которых придерживается традиционной осетинской веры.

В частности, привели в пример ситуацию с воздвижением креста в Куртатинском ущелье, который вызвал протестную реакцию со стороны местных жителей и в конечном итоге привел к конфликтной ситуации с привлечением правоохранительных органов. В подтверждение этого старейшина Куртатинского ущелья Казбек Елканов рассказал о поступивших жалобах куртатинцев, которым не понравилась самовольная установка креста в ущелье, где находится много осетинских святилищ. Предприниматель водрузил крест на частной территории на видном месте, не согласовав решение с местными жителями. В качестве подобного ущемления религиозной идентичности приводились и примеры с попыткой строительства мечети в Октябрьском на территории осетинского святилища.

Участники круглого стола назвали также неприемлемым и искажающим историческую действительность отождествления православных святых с осетинскими дзуарами.

— В 2009-2011 годах АМС Владикавказа установила щиты с поздравлением с Джеоргуыба, где рядом на русском языке было размещено поздравление с праздником Святого Георгия, параллель между которыми является неверной. Несколько раз баннер с упоминанием православного святого неизвестные вырезали, что, вероятно, послужило для городских властей своего рода народным посылом, и уже на следующий год поздравляли только с осетинским праздником, — сказал Тамерлан Цгоев, отметив, в таких случаях необходим диалог во избежание обострения межконфессиональных отношений.

Миннац заговорил о радикализации осетинской молодежи 

Министр по делам национальностей Аслан Цуциев и вовсе назвал тревожными процессы, происходящие в современном осетинском обществе, где замечается радикализация осетинской молодежи, и согласился с мнением по поводу попыток вытеснения осетинской веры.

— Раньше наши предки были уæззау зондыл хæст и с бОльшим уважением и спокойствием относились к представителям других религий. Однако сейчас очень часто можно наблюдать конфликты, в частности, в молодежной среде, придерживающиеся разных религий, и они буквально поливают грязью и оскорбляют друг друга в социальных сетях, — сказал министр.

В продолжение своей мысли он рассказал о своей публичной дискуссии в сети Фейсбук с одним из его пользователей Алиханом Хорановым, который после посещения праздника родного языка 14 мая потребовал на своей странице объяснений от министра по поводу ношения традиционной осетинской одежды и исполнения национальных песен.

— Ему не понравилась на празднике Дня осетинского языка и литературы старинная песня, прозвучавшая со сцены. Не помню точно, какая, но в песне, вероятно, раскрывались осетинские небожители. Так вот, он говорит, что на государственном мероприятии в светском государстве он не хочет наблюдать подобное. В ответ я задал ему первый вопрос: «Ты и твоя супруга, присутствовавшая на празднике, своей одеждой (супруга Хоранова носит хиджаб, а сам он каракулевую шапку – прим. «Градус») разве не свидетельствовали о том, к какой религии принадлежите? Тогда давайте завтра мы не будем кришнаитов пускать на наш праздник, ведь и по их одежде можно понять их религию, и христиан по этой логике не надо пускать на день осетинского языка, вдруг кто-то увидит их крест и их религиозные чувства будут оскорблены», — рассказал Аслан Цуциев, добавив, что обществу с такими верующими крайне необходима терпимость.

Об отсутствии толерантности по отношению к осетинской религии говорил и представитель осетинской религиозной организации «Цъæззиу Уæлæмæсыг Майрæмы дзуары къорд» Камболат Цгоев.

— Почему-то мы не выступаем против других религий. При этом мы убеждены, что каждый должен заниматься своим делом, но там, где это положено, не мешая другим. Однако сравнительно с недавних пор и последовательно мы наблюдаем картину, когда в осетинских святилищах ставят свечки, иконы, на территории дзуаров заносят шары, букеты, завязывают чуть ли не носки на деревьях, чего никогда не делали наши предки. Когда же мы пытаемся возразить им и объясняем, что эти вещи неприемлемы для наших святынь, то нас начинают оскорблять и называть язычниками. Мы не язычники и никогда не были ими, и не будем. Сколько такое отношение еще можно терпеть?, — возмущался Камболат Цгоев.

Спасение веры – дело рук самих верующих

По мнению Взарстлага религиозной организации «Ацатæ» Даурбека Макеева, осетинское общество переживает состояние информационной войны, выражающееся в дискредитации и обесценивания религиозной картины мира осетин. Преподаватель СКГМИ Артур Бязров эмоционально высказался по этому поводу и обратился к присутствующим с просьбой официально признать информационную войну на уровне властей республики и выработать политику по борьбе в ней.

В этой связи собравшиеся сошлись во мнении, что власти республики в последнее время начали больше уделять внимание состоянию традиционной религиозной культуры осетин и æгъдау в целом, однако круг многочисленных проблем еще ждет своего разрешения.

В свою очередь доктор филологических наук, профессор Тамерлан Камболов заметил, что перекладывать обязанности по спасению языка, традиций и религии на власти неправильно, так как именно народ должен решать эти вопросы. Он предложил создать некий институт осетинской религии. По словам Камболова, в каждом населенном пункте должны действовать религиозные общества, которых будут координировать республиканские организации. На них и должна быть возложена работа по популяризации осетинской веры. В рамках просветительской работы необходимо также выпустить книгу с единым сводом традиций, создать фонд и обучать людей, которые и будут работать  в этих организациях. Камболов убежден, что большое внимание следует уделять и знакомству населения с Нартским эпосом, который у осетин является своего рода священным писанием, переданным потомкам через века из уст в уста.

— Если оставить все так, как есть сейчас, то через два поколения мы можем потерять осетинскую веру. Сегодня уже не все наши старшие могут молиться над тремя, а тем более двумя пирогами. И если не систематизировать нашу религию, не выработать стратегию по ее сохранению, то вместе с религией мы потеряем и æгъдау, да и в целом свою идентичность, — сказал профессор.

Следующее обсуждение проблем осетинской веры решено проводить совместно с представителями ДУМСО и Епархии для выработки алгоритма взаимодействия конфессий, согласно которым религиозные мероприятия не будут переплетаться, что исключит возникновение конфликтных ситуаций.

Автор Фатима Тотрова

На слайдере — картина Махарбека Туганова «Цоппай»

СТАТЬИ
12.03.2024

Торговая сеть запустила новую акцию

26.11.2023

Все, что вы хотели знать о мерах соцподдержки мам

16.11.2023

Торговая сеть запустила предновогоднюю акцию

17.10.2023

Нового министра ВД по Северной Осетии Демьяна Лаптева представили личному составу ведомства

16.10.2023

Во Владикавказе проведут рейд по незаконным нестационарным торговым объектам

13.09.2023

В Северной Осетии появился ВкусВилл

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: