«Помолимся за родителей»…

Это был очень-очень теплый вечер, проведенный на уровне, к которому во Владикавказе, пожалуй, не привыкли

Терпеть не могу протокольные мероприятия. Но это было не мероприятие (от «принятия, приятия мер»?). Это был очень-очень теплый вечер, организованный и проведенный на уровне, к которому во Владикавказе, пожалуй, не привыкли.

Он был посвящен Елкану Владимировичу Кулаеву, а инициатором его проведения стала младшая дочь певца, композитора и поэта, Агунда, которая вышла на сцену в четыре года и ступенька за ступенькой доросла до мирового признания и возможности именоваться солисткой Большого театра России, оперной дивой, Заслуженной артисткой РФ, одной из лучших меццо-сопрано в мире.

Меня эта молодая женщина ошеломила. Да, конечно, голосом тоже, но о нем позже. Она невероятно открытая, непосредственная, страстная. Она и плакала; и смеялась; выглядывала из-за кулис на маму, сидящую в зале; сбегала со сцены, чтобы обнять друзей своего отца; не скрывала любви к детям, к мужу, Алексею Татаринцеву, лауреату премии «Золотая маска» и многочисленных международных конкурсов, который, это было очень видно, души в ней не чает, называет ее своей музой и готов буквально на все, чтобы ей было хорошо.

Происходившее на сцене Русского Академического театра (Агунда очень тепло благодарила Владимира Уварова, который приютил ее и ее гостей) было наполнено нежностью и лишено пафоса.

Сначала глаза Агунды блестели от слез, срывающимся голосом она призналась, что не может смотреть на экран (в течение всего концерта в зале присутствовал Елкан Владимирович, фотографии которого сопровождали абсолютно все выступления). И на последних поклонах она тоже плакала.

Певица назвала этот день очень большим для себя, потому что на доме, где она выросла, наконец-то, появилась мемориальная табличка, сообщающая, что в этом доме жил Елкан Владимирович Кулаев.

За это со сцены искренне, просто и глубоко благодарили Махарбека Хадарцева и Андрея Кулова. Агунда сказала, что эти люди, а еще многие-многие другие, кто принимал участие в организации концерта стали основой для ее личного «ренессанса патриотизма» (кстати, интересно, что слово «патриотизм» напрямую связано с предками по отцовской, а не по материнской линии, в русском языке это максимально полно отражено в термине «отчизна»).

Андрей Кулов рассказывал, как создавалась мемориальная доска.

Долго не получалось, и только тогда, когда он по-осетински помолился за накрытым столом вместе с исполнителями заказа, когда он создал подборку песен жизнерадостного Елкана, чтобы объяснить людям, что за человек стал героем их творческой деятельности, все срослось.

А еще он вспомнил, как Елкан влиял на окружающих, как приходилось подбираться, выпрямляться в его присутствии. Я невольно воспроизвела в памяти слова А.Чехова о Л.Толстом: «Пока этот человек жив, как-то особенно сложно делать гадости».

«Да, мы щедрые люди, но такими величинами, как Елкан, как Юрий Леков разбрасываться все-таки слишком неправильно», — заключил Андрей Кулов.

Я по собственному опыту знаю, что потеря очень близкого человека не становится концом взаимоотношений с ним: диалог продолжается много-много лет, если не всегда. И вот я видела, как для Агунды важно, чтобы ее папе понравилось; чтобы было комфортно и приятно его друзьям и знакомым, пришедшим о нем вспомнить; чтобы его земляки получили удовольствие, потому что он очень любил Осетию, а все присутствующие так или иначе с этой республикой связаны. Агунда взаимодействует с отцом, поэтому ей хотелось делать все для нас. И даже репертуар она и ее друзья-артисты выбрали не такой, чтобы похвалиться своими способностями и возможностями, а такой, чтобы большинство зрителей остались довольны. Отсюда классические, хорошо известные оперные арии, песни Арно Бабаджаняна и Александры Пахмутовой на стихи Николая Добронравова и самые знаменитые шлягеры Елкана Владимировича.

Знаете, любовь — это еще и когда ты хочешь спасти того, кого любишь. В христианстве есть заупокойная служба, которая заканчивается словами «и сотвори ему вечную память». Если внимательно подумать, что получается, что слова «спаси» и «сохрани вечную память»  означают одно и то же. И дочь, настаивая на памяти, хранит своего любимого отца.

Лично меня больше всего зацепила ария Далилы. Я не слышала этот музыкальный текст в лучшем исполнении. Не зря Агунда призналась, что именно из-за этой конкретной арии решила стать оперной певицей. Какой там катарсис! Это космос! Голос заполняет тебя всю: от макушки до пяток, ты не принадлежишь себе, летишь, приподнимаешься над землей. Тебя нет, потому что ты растворяешься в этом голосе. Не поверите, но во мне до сих пор звучит Сен-Санс в интерпретации Агунды.

Чтобы петь так, как это делает она, мало голоса. Нужна трепетная душа, нужна высочайшая культура пения, которая стала раритетной в наши времена.

Конечно, Агунде Кулаевой рады все сцены мира, и мои провинциальные, кривые, косолапые восторги для нее новостью не станут, но я хочу поблагодарить ее за человечность, душевность и любовь, которые от нее исходят потоком, заставляя испытывать какие-то очень трогательные эмоции.

Я не буду говорить обо всех выступавших, просто расставлю несколько акцентов, которые мне кажутся важными.

Алексей Татаринцев — открытие для меня. Его голос так прозрачен, чист и красив, что он не помещался в пространстве театра. Я все время думала, что сейчас крыша сорвется и улетит в небо вместе с великолепными звуками, исходящими изнутри этого обаятельного мужчины, свободного и талантливого до чертиков. Удивительно, что не видно вложенного труда, все происходит легко, как бы само собой. И я уверена, что именно это и есть очень высокая, если не высшая степень совершенства.

***

В концерте принимали участие местные артисты.

Народный артист Северной Осетии Эдуард Дауров, который очень хорошо сказал, что его счастье как певца состоит в том, что ему было у кого перенимать опыт. Елкан Кулаев и люди его поколения несли в себе что-то такое настоящее, подлинное, истинное. И забыть это невозможно. Эдуард посетовал, что современные журналисты не пишут о таких великих людях, но я думаю, что таких «глыб» сейчас просто нет, а писать о прошлом, копаться в архивах, беседовать со старожилами современные молодые журналисты не очень хотят.

Елена Лямкина, оперная певица, подруга Агунды, которая приехала из Германии специально на этот концерт.

Солист Ростовского музыкального театра и Игорь Цховребов (ученик Е.Кулаева), который оглушил нас своим голосом и темпераментом. Потрясающий певец, очень мощный. Игорь так искренне купается в собственном голосе — ух! Увижу афишу с его именем – сразу побегу билеты покупать.

Марина Хутинаева (ученица жены Елкана Владимировича — Ирины Борисовны), работает в Южной Осетии. Красивая, нежная, трогательная.

Сын Е.Кулаева, Алан. Очень приятный тембр, сильный голос, только певец крайне редко появляется на сценах Северной Осетии. Жаль!

Олег Тайсаев. Мне почему-то показалось, что он был расстроен чем-то, выглядел каким-то потухшим. А ведь ему в Осетии, как верно подметил замечательный конферансье Алан Албегов, сопутствуют не слава и популярность, а именно любовь зрителей.

Концерт напомнил мне детство: те времена, когда на эстраде были великолепные голоса, когда кумиры популярной музыки легко могли  исполнять оперные арии, когда царило настоящее, достоверное, огромное искусство.

И еще один важный эпизод. Меня просто покорила своей речью Анжела Касаева, ученица Ирины Кулаевой. Она рассказывала о Елкане Владимировиче так, что он предстал истинным потомком благородных аланских воинов, настоящим мужчиной, каких, к сожалению, сегодня все меньше и меньше. Он начинал утро с игры на фортепьяно осетинской мелодии, что было его молитвой о родине, его «здравствуй», сказанное Осетии. Анжела напомнила всем, что мужчина может быть кривым, косым, но если он настоящий мужчина, то все женщины падут к его ногам.

И еще как одно из главных качеств семьи Елкана Владимировича она выделила такое: эти люди позволяют себе улыбаться тем, кому им хочется улыбаться. И это просто в самое яблочко. Нам так не хватает внутренней свободы; понимания, что нам можно гораздо больше, чем мы себе позволяем, что ограничения – это часто (чаще всего!) то, что внутри нас, это наши собственные барьеры; что нам мешает страх и ложное понятие о том, что правильно и прилично. И вот мы живем и поступаем обратно своим желаниям… А зачем?

Я недавно слышала, как Римас Туминас говорил о своих задачах в качестве режиссера: «Зритель хоть на секунду должен подумать: «Я же вечен! Я Творец. И во мне есть бессмертие».

Так вот создатели, устроители и участники концерта в память о Елкане Кулаеве напомнили, что душа бессмерта, а тело, увы, – скоропортящаяся субстанция.

…Это был фарфоровый концерт, нежный, хрупкий. Это было мое личное везение и подарок мне, опять же – лично.

СТАТЬИ
12.03.2024

Торговая сеть запустила новую акцию

26.11.2023

Все, что вы хотели знать о мерах соцподдержки мам

16.11.2023

Торговая сеть запустила предновогоднюю акцию

17.10.2023

Нового министра ВД по Северной Осетии Демьяна Лаптева представили личному составу ведомства

16.10.2023

Во Владикавказе проведут рейд по незаконным нестационарным торговым объектам

13.09.2023

В Северной Осетии появился ВкусВилл

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: