«Порвали два баяна…»

Конечно, теща жива, слава Богу, а баян с надписью «Bayan. Euphoria» в полном порядке, но души зрителей Айдар Гайнуллин и инструментальный ансамбль «Эйфория» порвали точно. В клочья, что называется. Причем, с первых мгновений первого в рамках одиннадцатого (!) фестиваля «В гостях у Ларисы Гергиевой» концерта. Дело, пожалуй, даже не в шаманского уровня профессионализма музыкантов, а в степени взаимопонимания их между собой и их со зрительным залом, превратившимся от восторга в единый организм, даже дышавший в унисон с артистами.

На сцене царствовал невероятный градус внутренней свободы, раскованности и света. Есть мнение, что хорошо НЕ быть профессиональным музыкантом, потому что музыка в этом случае не превращается в повседневность, остается праздником. Но когда видишь, что музыканты наслаждаются тем, что делает каждый их них, с удовольствием, как в первый раз, наблюдают за коллегами, буквально кайфуют от происходящего на сцене, то понимаешь, что повседневностью даже классические музыкальные тексты для них не станут никогда. К примеру, всем знакомый «Чардаш» Витториo Монти «Эйфория» превратила в диалог влюбленных: мужчины и женщины, Его и Ее, баяна и скрипки.

Поражала искренность представителей ансамбля и его лидера. С такой любовью все смотрели друг на друга, такая жизнерадостная и позитивная энергетика исходила от них! Как в хорошо сыгранной спортивной команде молодые ребята переадресовывали друг другу право солировать, удивлялись мастерству и новым даже для них, как казалось в зрительном зале, вариациям мелодий. Импровизация forever!

Напряжение концерта, названного «Tango De Amor», нарастало. Восклицательным знаком в конце стала лезгинка, причем, и в виде музыки, и в виде танца. Вы когда-нибудь наблюдали за кувыркающимся контрабасистом или исполняющим брейк музыкантом в индийской одежде, владеющим экзотическими духовыми инструментами? Вот! А те, кто пришел на концерт, имели такую возможность. Было похоже на цирковое представление, яркое и сочное, на праздник в шумном цыганском таборе, на разбушевавшуюся вечеринку уровня «forte». Роскошно. Концерт красного цвета, как и костюмы музыкантов.

Виртуозность исполнителей, собранных в команду Айдаром Гайнуллиным, видна была в том, что они использовали в качестве музыкальных инструментов все: каблучки, пол, стул, стойку для микрофонов, коробки… Все! Извлекаемые из баяна звуки то напоминали орган, то ударные инструменты, то человеческое дыхание, страстное, в ритме танго, то вой ветра в трубе, то сирену Скорой помощи, то царапанье кошачьих лапок по металлической поверхности… Очень здорово Айдару удавалось воспроизводить такие вибрирующие, необычные и буквально физиологически воздействующие на зрителей звуки.

В центре внимания оказалось танго, но к нему постоянно подмешивались яркие специи: элементы медитативной восточной музыки, кавказские ритмы, некие поп-артовские звуки, русские, «на разрыв аорты» трагические или, напротив, эйфорически веселые добавки. Гремучая смесь! Музыка, которая подчеркивает единство мира, невозможность разделить его на этносы, расы, континенты. Все вокруг — музыка. Везде – музыка. Всегда – музыка. Не зря одна из композиций, автором которой является сам Айдар Гайнуллин, называлась «Евразия».

А еще концерт иногда становился трогательным и нежным: когда романтичная Светлана (ей очень идет это имя) Безотосная (скрипка) пела Historia De Un Amor, когда Айдар играл на аккордине (такая малюсенькая приятно звучащая штучка) «Oblivion» Астора Пьяцоллы…

Особенностью именно этих музыкантов я бы назвала юмор. Бесконечный, тонкий, умный. То Айдар, потеряв клавишу от баяна, которому все-таки досталось, на глазах у зрителей ставил ее на место, то барабанщик играл палочками на струнах контрабаса, то шутки строились на растягивании нот, на их нестандартном исполнении… Затрудняюсь в том, чтобы точнее определить происходившее с нотами, но приведу один пример: когда у кого-то из зрителей в зале между композициями зазвонил мобильный телефон (ну, никак мы не научимся отключать эти гаджеты на время концертов), то барабанщик (Сергей Шамов) тут же включился в ритм мелодии звонка и начал его отстукивать на своем экзотического вида ударном инструменте.

И есть протокольные вещи, о которых надо сказать.

1.Надо назвать всех участников сценического «балагана».

Полина Кондраткова – фортепьяно;

Павел Новиков – бансури;

Светлана Безотосная – скрипка;

Александр Муравьев – контрабас;

Сергей Шамов – ударные;

Айдар Гайнуллин – баян.

2.Еще надо отметить, что Айдар – обладатель огромного количества премий, в том числе премии «Ника» и Национальной премии кинопрессы и кинокритики «Белый слон» за музыку к фильмам Ивана Вырыпаева.

Будет еще множество мероприятий. Фестиваль только стартовал, он продлится почти месяц.

Фестиваль начался феерично. Для Владикавказа этот ежегодный музыкальный праздник немного «на вырост», что должно стать для многих его жителей поводом посетить мероприятия ежегодного музыкального марафона.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ
22.08.2019

Родственники уверены в невиновности обвиняемого во взяточничестве сотрудника Прокуратуры Сослана Созанова

Надоело платить за то, чего нет, и никто не знает, когда настанет обещанное, светлое безмусорное будущее

Почему дело Цкаева переносили 22 раза?

Как кинуть бюджет на 12 миллионов, чтобы тебе ничего не было

Тревожная статистика — лишь 5,5% опрошенных доверяют депутатам Владикавказа

ПРО историко-культурные беды Владикавказа

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: