Пояс верности

Изольда Гогичаева продолжает представлять Осетию на мировом уровне

В восемнадцатый раз в Каннах прошел Фестиваль российского искусства. И в этот раз грандиозный творческий форум открыли представители Северной Осетии.

Изольда Гогичаева представила свою коллекцию национальных костюмов  «Новое время древнего искусства». Показ прошел в виде театрализованного представления, в котором в качестве моделей выступили солисты государственного ансамбля «Алан». С этими номерами организаторы не прогадали точно: сказать, что гости были в восторге – не сказать ничего.

Впрочем, все, кто знает творчество Изольды, скажут, что в этом нет ничего необычного: костюмы, сшитые в мастерской Изольды – это не просто вещи. Ее наряды бережно хранят в себе историю и традиции народов Кавказа. А создаются они при неуклонном соблюдении таинстве  шитья национального костюма. Поэтому красота здесь кроется в каждом узоре, в каждой бусине и в любой детали. А сама Изольда признается, что даже когда эти наряды надевают артисты, ей тревожно — ведь, это ручная работа, такая тяжелая и кропотливая:

— Это ручная работа… Даже когда их надевают, мне их жалко бывает. Их надо беречь, отдать в музей, поставить под стекло и любоваться, радоваться им. Кстати, нам поступило предложение от одного известного музея, в который не так-то просто попасть, чтобы наши костюмы побыли у них неделю на выставке. Пока думаем, принимать предложение или нет…

Шоу–дефиле, подготовленное  мастерской  «Изольда» совместно с ансамблем «Алан» вызвало шквал эмоций. Нашим землякам аплодировали стоя в течение нескольких минут. Как призналась Изольда, ее долго просили выйти на сцену, но она слишком волновалась.

 Волновались все, но ребята смогли собраться, и выступили в тысячу раз лучше, чем на репетициях. Руководитель постановки Жанна Козаева отрабатывала эту постановку с ребятами очень долго. Такого масштаба мероприятия ведь не каждый день проходят. В Милане и в Венеции наряды показывались на манекенах. А сейчас в виде шоу-дефиле. Что-то подобное мы когда-то делали уже в Осетии.

Зрители в Каннах нам так кричали и аплодировали! Шумова (Татьяна Шумова, генеральный продюсер фестиваля) встала, за ней еще и еще… И в какой-то момент весь зал аплодировал стоя. Это было так приятно! К нам подходили все с переводчиками и благодарили, столько было услышано красивых слов! А я была так тронута и взволнована, что не смогла выйти на сцену, – делится Изольда.

И несмотря на огромную усталость и дожди, которые не дали нашей делегации и руку в море окунуть, они ни на минуту не жалеют о том, что поехали в Канны. По словам кутюрье, двое суток делегация не сомкнула глаз: нужно было утюжить платья, готовить артистов к сцене, потом снова раздевать всех и снова складывать аккуратно костюмы.

— Ко мне подходили, целовали руки, из зала кричали: «Это высокая мода! Это должны увидеть в Венеции!». С нами фотографировались, жали нам руки со словами «браво-браво»… Как сейчас говорить об усталости? Конечно, она есть, но мы испытали такие приятные эмоции, такое чувство гордости. Александр Олешко все костюмы потрогал, пришел ко мне словами: «Это божественно».

Для мастерской Изольды поездка такого масштаба – уже третья. Благодаря этой хрупкой доброй женщине с тихим спокойным голосом прекрасную частичку нашей национальной культуры увидели и в Милане, и в Венеции, а теперь и в Каннах. Несмотря  на всеобщие похвалы, сама Изольда скромно улыбается и говорит:

– Нужно работать, вот и все.

В этом году, к сожалению, коллекция этнографических костюмов не дополнялась, поэтому теперь в планах Дома Моды — наверстать упущенное. В ближайших планах Изольды — создать еще 5 костюмов: грузинский, черкесский, армянский,  чеченский и русский.

27 костюмов – 16 лет работы. И дело не во времени, в мастерской Изольды оно замирает, чтобы каждая портниха выполнила не просто заказ, а создала шедевр. Здесь каждая бусинка, каждый шов и узор должны быть идеальны. «Платье от Изольды» – это не только идеальный костюм, но и вещь, в которую вдохнули историю целого народа и любовь. Это – гордость.

Это и есть наша основная работа – создавать сценические образы. Свадебные наряды – приложение к основной работе. Этнографические костюмы мы тоже делаем для души. Вот если меня завтра не станет, человек не вечный же, я хочу чтобы после меня осталась эта красота. Мало кто повторит это. Работа дорогая, ручная, не любой кутюрье за это возьмётся.

В Каннах Изольда Григорьевна не только принимала овации, но и внимательно наблюдала за коллегами. Из всех участников фестиваля ей больше всего понравились артисты из Хакасии:

– Они тоже представляли этнографические костюмы. На самом деле, это очень красиво. Просто они совершенно отличаются от наших: у нас очень много ручной работы, у них много меха. Они, кстати, тоже показали одевание невест очень эффектно, произвели на меня колоссальное впечатление и как специалисты, — говорит Изольда Гогичаева.

В настоящее время мастерские Изольды готовятся к поездке в Москву – на конкурс национального костюма.

Мы будем принимать участие там, и должны подготовить 10 костюмов. Очень хочется, чтобы мы победили в номинации «Лучший кавказский костюм», потому что у нас правда достойные работы. К нам поступает много разных предложений: в Испанию, в Германию… Поедем или нет, пока не знаю, еще думаем. Конечно, везде красиво и интересно. Невозможно сравнивать. Но это титанический труд. Мы очень устали: за один год столько поездок – это много и тяжело. Платья тяжелые, нас финансируют, но часть расходов все равно ложится на наши плечи. Ладно я, но езжу ведь не одна. Хотелось, чтобы хотя бы девочек, которые работают, поощряли как-то.

Я никогда не преследую корысти, хочу, чтобы о республике в мире узнавали: где Осетия, какая она. Мы же рассказываем,  показываем, многие ведь впервые от нас услышали о ней. С нами подружились и организаторы, и журналисты, ходили с нами, то есть им было комфортно с нашей делегацией. И мы же таким своим поведением показываем позитивную сторону республики, народа?! Люди во всем мире должны понимать, что Осетия – это не война, тут живут замечательные талантливые люди.

Изольде Григорьевне трудно сравнивать Милан,  Венецию и Канны: каждый город по-своему красив и достоин. Но она признается, ей очень хотелось, чтобы именно в Каннах, на этой сцене были продемонстрированы ее работы:

— Проход по красной дорожке – это так волнительно и приятно!

Встречал делегацию Северной Осетии сам мэр города Канны Давид Лиснар.

— Нас мэр принимал: такой теплый красивый вечер был организован. Очень приятный человек. Бывший мэр тоже произвел на меня огромное впечатление. С такой любовью он говорил о России, о том, как сильно любит ее. И бывший, и действующий мэры – замечательные люди.

Каждый год 24 августа здесь отмечают День освобождения Канн от  оккупантов. В этот день, помимо традиционного парада ветеранов, Фестиваль российского искусства приглашает всех на гала-концерт «Русская ночь». Доброй традицией в этот вечер стали фейерверки. Они-то и произвели на нашу героиню неизгладимые впечатления!

А фейерверки! Вы представляете, они продолжались 40 минут! Это что-то неописуемое, невероятное, такой красоты я не видела еще.

Организация вообще на высшем уровне! И знаете, они очень приятные люди. Много было журналистов из самых разных мировых изданий. Я пообщалась с такими интересными людьми! Это бесценно!

Повезла мэру в подарок картину Людмилы Байцаевой, написанную эмалью. Рассказала им что,она и во Франции, и в других странах выставлялась когда-то. Все долго восхищались ее работой. Я искренне хочу не только показать наше искусство, но чтобы они в целом понимали, что у нас на Кавказе, в Осетии много талантливых людей! Я, например, горжусь ею и всеми людьми, которые хоть немного прославили нашу Осетию!

В Осетии любят красиво одеваться, и ни для кого это не секрет. «Градус» не мог не спросить у Изольды, как относятся к моде в Каннах.

— Везде, мне кажется, прислушиваются к модным веяниям. Но у нас очень любят одеваться однозначно. Знаете, что я заметила в Милане, например, женщины на светском ужине выглядели невероятно красиво и богато. А ювелирные изделия, которые украшали их, кажется, равны по стоимости бюджету нашего города. Мне это понравилось. Все так величественно. В Каннах немного проще в этом плане, может, потому что город туристический?!

Но, пожалуй, самое часто употребляемое слово в нашем разговоре было слово «Осетия»:

– Осетии на фестивале было уделено очень много времени и внимания. Это не может не льстить. Мы  – маленький народ, и если о нас где-то узнают – это хорошо.

Фото Юрия Феклистова

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ
16.07.2018 Gradus Pro

Или как быстро инфляция съест прибавку к пенсии в 1000 рублей

Если бы Общественного совета Владикавказа не существовало, его бы стоило создать ради речей Михаила Шаталова

14.07.2018 Gradus Pro

КПРФ Северной Осетии запросит результаты голосования за повышение пенсионного возраста

12.07.2018 Gradus Pro

РУБРИКА «КРИВОЕ ЗЕРКАЛО» 😆  Вопрос водоснабжения населенных пунктов Алагирского района обсудили на оперативном совещании под […]

12.07.2018 Gradus Pro

На заседании Парламента республики, проходящем во Владикавказе, большинство депутатов проголосовало за пенсионную реформу. Голоса «народных […]

Сказ об антинародной реформе и осетинских депутатах

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: