В Ирафском районе в ДТП с участием микроавтобуса с туристами и грузовика пострадали три человека
Более 600 семей в Северной Осетии получают ежемесячную выплату из средств материнского капитала
В 2024 году при выходе на работу родители продолжат получать пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет
«Ростелеком» приготовил 4 миллиона подарков
Преимущества услуг доставки цветов в Ростове
Плохая канализация, сход Колки и водочный бум. Удастся ли оздоровить главную реку Осетии? Если вы […]
Прах и пепел синего города
«Окрестность – дивные картины
А город – новый Петербург!
Его лишь портят осетины
Своим кварталом из лачуг»
К.Л.Хетагуров
Пару лет назад кто-то придумал подсветить фасады на Проспекте. В срочном порядке. И фасады скоропостижно так и сверлили: линялые, обсыпающиеся, поеденные плесенью. Долбили прямо по набухшей штукатурке, устанавливали прожекторы на разрушающиеся памятники архитектуры.
Чтобы ночью было красиво…
Потом кого-то лишила покоя центральная аллея Проспекта, на ней вырубали деревья и устраивали площадки под клумбы.
Чтобы днем тоже было красиво…
Потом случилось радио…
И пусть жители Проспекта писали письма о том, что вынуждены жить, работать, болеть и умирать под музыку…
Главное, чтобы было звучно, и можно было рекламу продавать и на улице…
Теперь мы переживаем памятникоманию.
Странный Сослан, несчастный Коста, неожиданный Булгаков, обрюзгший Городовой, наделал шуму внезапный Архип Осипов и, по слухам, грядет трехметровый Толстой, граф.
Неважно, что город утопает в грязи, асфальт на вес золота, редкий позапрошлогодний снег лежит до мая на теневых сторонах улиц, канализационные люки заменяют палки с красными тряпками, фасады «исторического центра» представляют собой душераздирающее зрелище. А еще есть спальные районы, окраины…
Главное — идея! Согласно генплану — по памятнику в год!
Выдающимся и не очень людям, которые проживали, проезжали, болели, ночевали в гостинице, ходили по улицам, смотрели в окно или работали в этом синем городе у самых гор.
Похоже, полный список кандидатов предварительно вывесили на новой набережной, с портретами, именами и фамилиями…
Идешь и удивляешься — обычно турист фотографируется у знаменитых памятников архитектуры, чтобы стать причастным к великому, а Владикавказ словно фотографируется у каждого туриста, бывшего здесь проездом в Тифлис.
Чтобы быть значительнее…
Зависшая в каком-то ином временном пространстве, городская администрация словно упивается культом архаичного имперского прошлого несуществующей страны.
Для чего без конца культивировать крепостные стены, валы и другие атрибуты фортификационных сооружений? А Владикавказу навязывать имидж русской крепости, в то время как столица Осетии должна у жителей и гостей ассоциироваться с культурным центром осетинского народа?
Это, видимо, какая-то военная тайна.
Вот и с памятником Архипу Осипову так получилось.
По необъяснимым причинам чиновники администрации вдруг решили, что реконструкция некогда стоявшего у казарм Тегинского полка обелиска станет вехой в исторической реконструкции города.
Решили, несмотря на то, что эпоха обелиска безвозвратно ушла вместе с империей, царем и казармами…
Несмотря на глубокую неэтичность ситуации…
Несмотря на то, что на месте обелиска стоит бюст Исса Плиеву.
Да несмотря, в общем-то, ни на что.
Решили и… проснулись «знаменитыми» на весь Северный Кавказ.
Авторы этих анонимных решений по облику Владикавказа вызывают все больше и больше интереса у общественности. Их хотят знать в лицо и поименно. Образ одинокого злого мэра уже как-то не укладывается в сознании…
Тем более, говорят, обелиск был первой ласточкой, и грядет глобальная реконструкция Проспекта. Мэрия обещает вернуть ему исторический облик. Надеюсь, памятник Серго Орджоникидзе восстанавливать не будут? Это событие также вполне может пройти под соусом «исторического восстановления». И вполне послужить поводом для гражданской войны.
Ясно, что Столица Осетии должна быть особенной… Например, если в огромной бескрайней России каждый по праву может гордиться Михаилом Булгаковым, то всего в одном городе на земле по-настоящему могут гордиться Гайто Газдановым — во Владикавказе.
Потому для одних памятник Булгакову стоит напротив здания бывшего подотдела искусств, для других Булгаков стоит напротив республиканской юношеской библиотеки имени Гайто Газданова…
Городовой стоит у дома, в котором жил знаменитый осетинский врач, видный ученный и общественный деятель Магомет Мисиков. Но памятника человеку, служившему верой и правдой своему народу, во Владикавказе нет и, скорее всего, не будет.
Есть скромная памятная доска на стене дома, которая в летние месяцы скрыта от глаз прохожих стенами гламурного къаебица.
Пока администрация города озабочена неуместным «украшательством», истинный облик Владикавказа исчезает на глазах.
В старинных особняках меняются рамы и парадные двери, выбрасываются металлические ворота с характерными узорами – ровесники построек…
Что собирается реставрировать мэрия? Прах и пепел синего города?
Никто не говорит о прилегающих к Проспекту улицах, которые также составляют Исторический Центр.
Никто не ответит за варварское обращение с памятниками архитектуры на протяжении двух последних десятилетий.
Никто не скажет, что ожидает эти изуродованные дома и тротуары с вынесенными на них лестницами и ограждениями?
Никто не объяснит, как возможно было допустить то, что уже допустили?
Кто разрешал и продолжает разрешать — сбивать узоры кирпичной кладки, обклеивать кафельной плиткой цоколь, вбивать в фасады рекламные баннеры?
Кто закрывает глаза на этот беспредел?
И почему нет приоритетов, когда речь идет о спасении культурного наследия или возведении очередного монумента – символа несуществующей империи?
Никто не ответит.
Потому так и живем, не в Столице, а в Крепости: странный Сослан, сакральный Ильич, толстый Городовой, что охраняет харчевню вместе с белыми собаками, и вечный НИКТО.
Самоутверждаемся и самореализуемся в городе, который умирает под музыку… главное — под хорошую музыку.
Нового министра ВД по Северной Осетии Демьяна Лаптева представили личному составу ведомства
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: