Практика относительности

Вместе с переименованием нынешнего Владикавказа из крепости в столицу и с назначением в город русских офицеров, открылась неизвестная и, чудом узаконенная, черная дыра, из которой после тщательного отбора местных властей пробились портные, часовщики и сапожники. Народ, у которого за две тысячи лет открылся третий глаз, который видит все перспективные места, посчитал Владикавказ отличным причалом.  Через пару двадцатипятилетий, благодаря застрявшему на границе крепости якорю, который скинули по приказу Его Величества, к ним присоединились отслужившие в русской армии офицеры, а так же врачи, купцы, музыканты, артисты и те, кто получил образование заграницей. Вот так, постепенно сложилась еврейская община в славном городе Владикавказ. В дореволюционном городе насчитывались 4 синагоги, еврейские школа и даже театр.

Но такими сценами Библия полна: в сороковые годы на территории полумира, в том числе в Осетии, начались репрессии и переселение евреев. И без того подпольную еврейскую жизнь ликвидировали. Всю налаженную за столетие инфраструктуру уничтожили. Все заслуги евреев перед республикой, остались только в памяти самих униженных и переселенных. О том, что когда-то в этом городе жили потомки Моисея, говорило только то, что лишь на волне Перестройки, в 1989 году, образовалось еврейское национальное общество.

Даже с созданием общества «Шолом», еврейская жизнь не смогла целиком возродиться до уровня имперского Владикавказа. На тот момент, в республику, если верить Переписи, вернулось меньше полутора тысяч евреев. Но больше их никогда и не было. И сегодня они единственные европейские евреи на Кавказе.

Ренессанс еврейской культуры начался с нуля: появились школа и национальное общество. Но что евреи возродить не смогли, так это язык. Иврит здесь не услышишь даже на собрании общества. Во Владикавказе евреи слишком ассимилированные, так что  даже если у них появится  своя еврейская творческая группа «Progredi», все равно это мало что изменит.

image-26-08-14-13-40-1В 90-ые годы в распоряжение еврейского общества вернулось историческое здание. Одна из его комнат – библиотека. Я старалась зацепить взглядом томики Чехова, Некрасова, да хотя бы Пушкина. Но эти писатели превратили бы эту библиотеку в обычную. Ее размеры не меньше краеведческого отдела, который есть в каждой библиотеке, но она целиком и полностью заполнена книгами малоизвестных нам еврейских авторов. Художественная литература, научные открытия и религия… Наверное, это единственная библиотека в мире, где наука и религия  стоят рядом.

В здании еврейского национального общества свет не яркий. То ли потому, что экономят, то ли это и без того темные стены поглощают свет, а солнце недостаточно проходит через маленькие окошки. Здесь идут приготовления к юбилею общества: 25 лет со дня основания. Пока не подошел председатель – Марк Борисович Петрушанский, сотрудницы с умилением рассматривали каталог  гобеленов из магазина, который совсем недавно открыл член их общества. Просмотрев весь каталог, разговор почему-то заходит о национализме. Одна из них пересказала любимые фразочки ее соседа: «правильно вас Гитлер сжигал, все проблемы из-за вас».  И все в этом роде.  Потом она обращается ко мне и произносит фразу:

– Знаете, как неприятно, когда вам это в лицо говорят…

Но я никогда надолго не уезжала из республики, так что пока я этого не знаю. Но все, наверное, впереди.

Еврейская история и культура чрезвычайно богаты, однако, для мировой общественности известны лишь те страницы, которые омыты багровыми реками.

О случившемся конфликте интересов я потом, во время беседы, спросила у Марка Борисовича. Ответ меня удивил, но он мне все же понравился.

– Никогда во Владикавказе антисемитизма не было, в отличие от других мест.

В 1825 году из города выселили евреев. Опустели многие рабочие места. Начался, как бы это назвали сегодня «экономический кризис». Тогда местное население обратилось к царю с просьбой евреев вернуть. Их вновь вернули.

– Мы очень благодарны за это Осетии и делаем все, что можно сделать, – говорит Марк Петрушанский.

«Национализма в республике нет» — это фраза несколько раз прозвучала в разговорах с представителями еврейского общества.  А отдельные бытовые стычки, по их мнению, не считаются, так как разжигают их не  самые умные люди. В продолжение темы, Марк Борисович сказал очередную мудрость, которую не помешало бы услышать и далеко за пределами Осетии:

– Коренное население само должно не давать в обиду остальных. Это очень важно. Именно поэтому у нас 100 национальностей, именно поэтому на стадионах не скандируют не любезные лозунги. Именно поэтому мы вместе пережили войны и теракты. Только потому, что мы вместе.

image-26-08-14-13-41 Несколько веков национального и государственного поражения воспитали в них великоеврейскую традицию верности государству, в котором живут. Евреи – единственная нация в мире, которая адаптировала свои многовековые учения под законы страны, в которой живут. Еврей принимает обычаи того народа, среди которого живет. Особенно кухня, поведение и, может даже, внешность. Еврей обязан защищать эту страну, даже если придется воевать против еврея из другой страны. Это фундаментально. Марк Борисович рассказал историю своего деда, который на Первой мировой войне воевал за Российскую империю, а его родственники – за Германию.

КПД этой нации зашкаливает. Свой след в современной истории они оставили в медицине, культуре и, самое главное, в социальной среде. Они участвовали в реабилитации республики после Бесланской трагедии: госпитализировали детей в Израильские клиники, закупили искусственную кожу на несколько десятков человек и многое-многое другое. А в Южной Осетии в августе 2008 года была уничтожена еврейская община почти целиком: из 2 000 остались 4. Помощь им оказывают до сих пор.

В настоящее время от имени общества работает воскресная школа, Совет ветеранов и женский клуб. Общество очень авторитетное в республике. Еще какие-то полвека назад люди этой нации скрывались в подпольных закромах всего мира. Сегодня одного моего знакомого приняли на престижную работу только потому, что неверно расслышали окончание в его фамилии. Многие евреи перестали скрывать свою национальность. Они стремятся найти свои корни. Если когда-то 800 человек уехали в Израиль, Германию, Австралию и  Аргентину, то 50 из них вернулись. В республике 512 евреев. Это не считая тех, кто считает себя полукровками.  Хотя, как считает Марк Борисович, они тоже – самые настоящие евреи.

***

С историей все ясно. Но для полной картины не мешало бы поговорить с членом общества, тем более что еврейская нация просто фонтанирует талантливыми людьми. Один из них — заслуженный учитель республики, кавалер медали «Во славу Осетии» Анатолий Соломонович Харин.

Сменив всевозможные должности в сфере образования, Анатолий Соломонович 2 года назад пришел работать начальником учебной части в железнодорожный техникум. Владикавказец в 3-ем поколении воспитал двоих детей. Дочка закончила медицинскую академию и сейчас вместе с семьей живет в Израиле и работает в престижной клинике. Сын – член Союза художников, один из лучших художников в республике. Многими его картинами украшены комнаты национального общества.  Его жена Людмила работает на заводе «Победит», который основал ее отец – лауреат Сталинской премии. Все это он рассказывал медленно. Не возвращаясь к уже сказанным словам и не повторяя их, чтобы исправить форму. Этому, наверное, где-то учат.

Во всем остальном он отличается только тем, что в субботу его не заставишь выйти на работу. Для евреев священно важно каждую неделю отмечать выходной — шабат (созвучно с осетинским словом, но разбираться, что было раньше, курица или цыпленок мы не будем). Шабат – это день единения всей нации во всем мире. День, когда вся семья собирается вместе, зажигают свечку, молятся и говорят о семейных проблемах. Эти обряды сплачивают. Так шабат отмечают и в Израиле, в котором строго соблюдаются все еврейские обычаи, и во Владикавказе, где эти традиции во многом забыты.  В этот день любая работа запрещена: даже вызывать лифт и дергать за кольцо парашюта. В Израиле даже существуют специальные лифты, которые работают по субботам и останавливаются на каждом этаже. А вот с парашютом уже ничего не поделаешь.

Во время Пасхи семья Анатолия Соломоновича угощает соседей мацой. Это такая национальная сдоба. В этот день они хлеб не едят и потому заменяют его на национальную выпечку. Но мало кто  откажется и от кухни Востока или Кавказа. Они знают цену хорошему плову или шашлыку.

За день до нашей встречи, Анатолий Соломонович похоронил брата. По осетинским традициям. А говоря о свадьбе, он отмечает, что пару раз был на еврейской свадьбе. Точнее тех, на которых пытались некоторые обряды провести согласно еврейским традициям. Свадьба еврейская очень красивая, но даже такой просвещенный человек о ней мало что знает.

Местечковый бытовой национализм замечал и Анатолий Соломонович. Дело в том, что в коммунистических газетах до сих пор обвиняют евреев в распаде СССР. Это немного изменило отношение людей ко всей нации, особенно старшего поколения. Чтобы не вызывать агрессию, «евреи должны вести себя достойно и даже лучше, чем все остальные нации, чтобы не было оснований их обвинять в чем-либо» ©.

– Город Владикавказ это многонациональный город, осетины являются толерантным народом. Здесь комфортно чувствуют себя представители всех национальностей.  Все впитывают те обычаи, которые здесь  приняты. Многие других обычаев и не знают, – считает Анатолий.

image-26-08-14-13-41-1 К еврейской национальной жизни Анатолий Соломонович приобщился только в уже сознательном возрасте, когда сформировалось национальное общество. До этого вся республика и национальности были светскими. Но теперь в составе общества «Шолом» они отмечают новый год — Рош Ха-Шана, Пасху – Песах, Новый год деревьев и праздник шалашей. Многие праздники связаны с историей еврейского народа, например, Исход евреев из египетского рабства.

Интересен еврейский подход и в воспитании детей. Но своих Анатолий Соломонович воспитывал «не интересно». Обычно. Одна из главных особенностей воспитания в том, что евреи своих детей боготворят. Они хвалят их за все. Поэтому у них нет комплексов. Сам Анатолий считает, что вырос зажатым советским комсомольцем, а настоящий еврей способен выйти на сцену и спеть, пусть даже фальшиво. Мама не устает нахваливать своих детей. Еврейская мать какая-то особая, она не нормальная в любви к ребенку, считает Анатолий. Про нее даже много шуток придумали:

— Моня, иди домой.

— Почему? Я замерз?

— Нет, ты хочешь есть.

Это и есть главный принцип еврейского воспитания.

А вот отец должен обеспечить достойное существование своей семье. Еврей будет днем и ночью работать, чтобы его семья жила не хуже, чем у других.  Но когда еврейская семья хочет накормить своих детей, то они не дают им рыбу, они дают удочку. В общем, еврейская семья — прочная семья. А остальное, как и у всех остальных.

Еще еврей соблюдает 613 заповедей, которые зафиксированы в Торе. Это вся жизнь еврея: что носить, из какой посуды есть, что есть, как молиться, как умываться… Но таких правоверных осталось мало. Но осталась вера в то, что если все евреи мира единовременно отпразднуют субботу, то придет Мессия. Они ждут его больше 2 тысяч лет. Когда Мессия придет, то иерусалимский храм сам восстановится, все люди оживут, и будет рай.

Убивший дракона сам становится драконом. Может, поэтому этот народ за 2 тысячи лет чего только не натерпелся. Трудно найти любое другое государство, по отношению к которому справедливее всего можно было бы отнести определение «историческая родина». Но и тут не все просто.  Говоря о конфликте Израиля и Палестины, Анатолий Соломонович не осуждает никого. Говорит лишь, что если бы не эти события, то Израиль был бы самым прекрасным местом на земле.

Скованные одной цепью, связанные одной целью, они продолжают хранить гордое молчание и неделю за неделей отмечать субботу, в надежде, что однажды мессия придет и отмотает все скорбные страницы истории до начала времен.

О еврейской философской мысли говорят со времен сотворения Земли и лучший ответ, который закрыл путь для новых теорий, сформулировал в 20 веке Альберт Эйнштейн. До него Моисей утверждал, что все на небесах, в Боге и вере в него. Соломон сказал — мудрость. Иисус показал на сердце.  Для Карла Маркса главное – материальное. Что говорил Зигмунд Фрейд, не знает только ребенок. И вот, Альберт Эйнштейн рассудил всех: все относительно.

– И я думаю, что Эйнштейн прав. Все относительно. Все надо. И любить, и головой думать, и на небеса поглядывать, – сказал Анатолий Соломонович.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ

Партии и ЦИК обвинили друг друга в «каруселях» и вбросах

ПРО уставших избирателей, потери «Единой России» и «Патриотов», возвращение ЛДПР и дебют «Родины»

Первый пресс-аташе в отечественном футболе Андрей Айрапетов рассказал о встрече с Пеле, шампанском для ливерпульцев и клюшке от Харламова

От роста доходов до падения промышленного производства

Наша жизнь в определенной степени зависит от акциза, хотя не всегда можно узреть и почувствовать его на ощупь

Хватит ли денег на жизнь отдельно взятой семье

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: