Приют комедиантов

В Русском драматическом театре имени Е.Вахтангова состоялась премьера спектакля по пьесе Островского «Лес»

Резюме, итог и вывод, чтобы все сразу стало понятно: этому спектаклю невозможно сопротивляться.

Неприлично как-то режиссеру, работающему в России, хоть раз в жизни не поставить Островского. Вот болгарский молодой и талантливый постановщик Богдан Петканин решил обратиться к этому автору и сделал что-то невероятное. Островский на месте, все герои на месте, основные эпизоды известной пьесы «Лес» тоже никуда не делись, но акценты расставлены неожиданно: все комическое, смешное и жизнерадостное подчеркнуто, а грустное – чуть приглушено, растушевано. И общее впечатление праздничное и светлое, звенящее и радостное.

Наиболее верный симптом социального неблагополучия – это отсутствие чувства юмора, поэтому появление «Леса» говорит о том, что не все еще потеряно. Режиссер будто взял детскую книжку-раскраску и заполнил все рисунки самыми яркими, сочными, уникальными цветами, которые были в его распоряжении. Гармоничное «высказывание» болгарского гостя так цельно, что разбирать его на составные части, как это положено в рецензиях, совершенно не хочется, поэтому просто расставлю акценты, следуя стилистике Богдана.

Спектакль «пересыпан», «нашпигован» вкусными находками и изобретениями Маэстро, которые, по-моему, одобрили бы не только Станиславский с Немировичем-Данченко, но и Островский с «Вильямом нашим Шекспиром». Шекспировский «Гамлет» — одна из самых ярких изюминок (ИЗЮМИЩ) владикавказского «Леса». Такого игривого, веселого, ироничного повествования о принце Датском я еще не видела никогда. Кочан капусты вместо знаменитого черепа, сугубо утрированная манера игры, упорядоченная неразбериха на импровизированной сцене на сцене, Полоний с подушкой на голове и сотни других чудесных придумок на каждый сантиметр сценического пространства и на каждую минуту театрального времени повергли зрительный зал в состояние «эсхатологического восторга» (Термин почерпнут мной из интервью господина Шнурова В.В.Познеру, если не видели – посмотрите, потому что это впечатляет. Шнуров имеет в виду преодоление жуткого бытия, которое надо постараться принять и победить через такие радостные моменты, которые подарили нам болгарский режиссер и «его команда»).

Спектакль очень динамичен, все постоянно перемещаются, сцена вертится, декорации мелькают, сменяя друг друга (сценография шикарная, способная вызвать только восхищение, ее автор, кстати, – тоже Богдан).

Ну, и о комедиантах, конечно. Из каждого актера Богдан Петканин вытащил такое, что раньше постоянные посетители театра, пристрастные и не очень, могли и не заметить. Все исполнители практически безупречны. Все вместе – команда, если не сказать, что банда, потому что на сцене процветает великолепное хулиганство.

Счастливцев и Несчастливцев. Самая сложная пара. Без нее этот спектакль ставить вообще нельзя. И тут можно говорить о везении режиссера: в театре нашлись актеры, которые удивительно точно передали особенности характеров и поведения трагика и комика, единых в своем неумении выходить из собственного амплуа. Это блеск! Антон Тогоев, хоть и Несчастливцев, — счастливчик. Одна из самых желанных ролей Островского «обогатилась» для него еще и Гамлетом. Интересно, о чем теперь мечтает Антон? О Короле Лире? О Фамусове? О Городничем? О дяде Ване? Надо будет поинтересоваться у него.

Господин Никита Верзилин, что называется, сбил с ног. Огромная актерская удача. Можно гордиться. И это не преувеличение.

Дуэт Натальи Серегиной и Роберта Кисиева – это лучшие сорта мороженого, самые изысканные тортики и конфеты, шампанское, какое-нибудь бланманже (точно не знаю, о чем это, но слово очень вкусное) и еще что-нибудь подобное, но одновременно бесподобное. Просто максимально эффективное сотрудничество. Фееричное, заразительное, на редкость смешное и трогательное. Дуэт сверкает и переливается, как новогодняя елка в огнях. Роберт в роли мальчика-нюни, попрошайки, подкаблучника – это комический гротеск, никого не оставивший равнодушным. Комедийный дар Роберта открыл, по моим наблюдениям, Гиви Валиев («Бал воров»), но Богдан использовал его в каком-то тотальном масштабе. А борьба госпожи Гурмыжской между «хочется» и «колется», закончившаяся в пользу желания любить и быть любимой, воплощенном в свадебном платье необыкновенной красоты (Костюмы, кстати, — обалденные! Светлана Володина, Вы – гений!) – это нежная, с чувством такта и деликатностью созданная карикатура. Когда ирония встречается с нежностью, то рождается глубина. Даже если речь идет о комедии.

Островский поставил Гурмыжской и Алексису если не низкую, то посредственную оценку, а режиссер вместе с актерами значительно эту оценку повышает, что правильно с точки зрения нашей действительности. Искусство сегодня, как никогда, — это попытка талантливых людей восстановить баланс в мире, где все больше видно, как побеждает зло. И вообще. Комедия комедией, судьба актеров судьбой актеров, любовь любовью, а спектакль получился о больших, ВИТАЛЬНЫХ, а потому красивых даже не в самых лицеприятных проявлениях людях, которыми нельзя не любоваться, потому что они завораживают.

Не могу не выделить Юрия Хафизова и Людмилу Бритаеву. ООООЧЕНЬ здорово!

Было элегантно и изысканно, что занавес на сцене оказался похож на огромный театральный занавес, который нам всем знаком. И закрывались они оба одновременно… Такая катарсическая штука… Чудесно и тонко.

Молодцы, молодцы, молодцы. Богдану надо дать все возможные в Осетии звания и, если это реально, подарить квартиру, чтобы он чувствовал себя у нас практически дома и почаще приезжал что-нибудь ставить. Наш театр богат на таланты, и у болгарского Мастера будут возможности экспериментировать в любом направлении. А мы с удовольствием посмотрим.

Хорош ли этот спектакль? Нет, потому что он прекрасен.

Люди, хватит сидеть за компьютером. Бегите за билетами. Все – в «Лес»!

Фото — Татьяна Шеходанова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ

На заседании Парламента творилось много странного. Даже больше, чем обычно.

Во Владикавказе стартовал масштабный ремонт дорог

26.04.2017 Gradus Pro

Как минимум одну машину эвакуатор сегодня с Проспекта вывез

Город неконтролируемого строительства, предприимчивых застройщиков и сговорчивых властителей, отдавших на откуп архитектуру Владикавказа

Исторический мост Владикавказа решено снести, чтобы… спасти

25.04.2017 Gradus Pro

Правительство Северной Осетии повысило арендную плату за сельскохозяйственные земли

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: