В Ирафском районе в ДТП с участием микроавтобуса с туристами и грузовика пострадали три человека
Более 600 семей в Северной Осетии получают ежемесячную выплату из средств материнского капитала
В 2024 году при выходе на работу родители продолжат получать пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет
«Ростелеком» приготовил 4 миллиона подарков
Преимущества услуг доставки цветов в Ростове
Плохая канализация, сход Колки и водочный бум. Удастся ли оздоровить главную реку Осетии? Если вы […]
С глаз долой
На Проспекте последние дни «доживает» другой Коста – приземленный, близкий, душевный
Топонимической комиссией при администрации Владикавказа принято решение демонтировать скульптуру Коста Хетагурова на Проспекте Мира с переносом на территорию музея поэта. Полтора года назад, в разгар споров вокруг памятника, родился текст ниже.
Величественным Коста с устремленным в бесконечность взглядом, в котором сосредоточена доблесть и сила осетинского народа, можно полюбоваться у Осетинского театра. На Проспекте шесть с лишним лет «живет» другой поэт – приземленный, близкий, душевный, как будто готовый переброситься парой слов, обсудить последние новости, справиться о делах. Здесь Коста, умиротворенно сидящий на лавочке в бурке, словно близкий друг, всегда понимающий, открытый к «разговору», философским рассуждениям, молчаливому визиту прохожего.
Если представлять памятники исключительно как грандиозные, масштабные сооружения, призванные вызывать смешанную комбинацию чувств трепета, восторга и оцепенения, то действительно образ сидящего в думах Коста можно воспринять с непониманием. Однако для любого, способного видеть не только черное и белое и уходить от шаблонных представлений, нет ничего оскорбительного, пошлого или отторгающего в образе человека, погруженного в собственный внутренний мир, или, как часто приходится слышать, «болезненного». Кстати, в последние годы жизни Хетагурову действительно нездоровилось, что только добавляет исторической правдивости.
Именно в «проспектовском», не монументальном варианте скульптором Соскиевым передано творчество поэта, в котором сосредоточена боль народа, любовь к родине, забота о слабых и обездоленных. Прелесть искусства, в частности, состоит в многообразии форм, разных ракурсах, новых прочтениях, уникальном видении художника. Без скатывания в пошлость ультрасовременных тенденций, разумеется, на которые в работе автора нет никакого намека.
Даже конструкции из металла требуют определенной культуры и минимального мыслительного процесса. Легкая, юмористическая тематика позволяет тактильно оценить усатость веселого городового, погладить забавных «ослика с собачкой» или сыграть партию с беззаботными «нардистами». Однако в отношении почти святого, глубоко почитаемого представителя осетинского народа вседозволенность некорректна. В данном контексте аргумент сторонников «спрятать» Хетагурова в дом-музей или поднять на постамент подальше от вандалов достаточно убедителен. Но если бездумные выходки ряда персонажей, выставляющих Коста «ушки» для «оригинальности» фотографий или залезающих на скульптуру в пьяном угаре, имеют большее влияние, чем мнение остальной части общества, значит, невежество и глупость одержали верх.
На фоне разгоревшихся споров городские власти оказались в замешательстве и предприняли непонятные полумеры: установили маленький заборчик, с одной стороны ограждающий Коста от гармоничного единства с пространством бульвара, с другой – совершенно не защищающий от вандализма.
Идти по пути наименьшего сопротивления и бросаться в очередную крайность необязательно. В пяти метрах от изваяния располагается отделение полиции, работники которого вполне способны обеспечить охрану монумента и следить за поведением праздношатающейся молодежи. Взывать исключительно к моральному аспекту и вечным ценностям, как показала практика последних шести лет, бессмысленно. Пара-тройка штрафов вкупе с публикациями снимков «героев» в интернете, газетах и на телевидении быстро отобьют охоту любителей сэлфи и горячительных напитков к чрезмерному эпатажу.
Не зарастет народная тропа и в музее Коста, но очевидно, что встречаться с «душой нации» на главной и самой популярной улице города, у входа в Центральный парк, названный, собственно, в честь поэта, может несоизмеримо больше людей, чем в конкретном, не пользующемся повышенным ажиотажем месте. Разве что по памятным датам. Перенос памятника нанесет ущерб для одной из знаковых достопримечательностей Владикавказа. Определенный шарм и колорит, некую сакральность и душевность Проспект утратит невосполнимо, а многие горожане лишатся прочно установившейся тесной связи с родным и любимым земляком.
Нового министра ВД по Северной Осетии Демьяна Лаптева представили личному составу ведомства
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: