Шалва Бедоев: Абисалов, Келехсаев и я — это старшее поколение

04.12.2013 Gradus Pro

Мое знакомство с этим человеком началось 10 лет назад. Точнее, 10 лет назад я впервые посетила музей имени Туганова и увидела его картины. Почему-то тогда мне казалось, что все работы, находившиеся там, принадлежат художникам, которых уже давно нет на свете.  Оказалось, что они есть на свете, прекрасно себя чувствуют и создают шедевры прямо у нас на глазах, в то время как мы занимаемся обыденными вещами. Поскольку сегодня социальные сети получили прогрессивное развитие, я, обнаружив совсем недавно на фэйсбуке страницу Шалвы Бедоева — профессора, действительного члена Российской академии художеств, Заслуженного художника России, Народного художника Осетии, заведующего кафедрой изобразительного искусства СОГУ —  сразу решила попросить его об интервью. Бывает, что иногда лучше не знать лично того или иного писателя, художника или творческую личность, а просто наслаждаться плодами их деятельности, но это не про Шалву Евгеньевича.

шал7

— Существует ли осетинская школа живописи? Если да, то в чем ее специфика?

— Я могу сказать, что школы и стили в искусстве формируются великими народами. Когда меня пригласили в университет преподавать и возглавить кафедру, я согласился только с той целью, чтобы создать своеобразие осетинской живописи с национальным компонентом в рамках русской реалистической школы с применением достижений современной европейской живописи. Мы все-таки Юг, солнечный край, и темперамент у нас другой, все это нужно было использовать в живописи. Художники этим не занимались. Махарбек Туганов единственный работал над пластикой, старался внести осетинский аромат в живопись, но у него не нашлось последователей. Все, кого он учил, работали в среднеакадемическом стиле, хотя он сам был экспрессионистом. Он получил образование в Германии, где в то время доминировал экспрессионизм. У нас сейчас современная  живопись более декоративная. Абисалов, Келехсаев и я – это старшее поколение, в принципе, мы дали образцы современной живописи молодым. Можно и нужно искать, само собой ничего не образуется. Нельзя замыкаться в узком кругу владикавказских зрителей. Художник должен ориентироваться на лучших мастеров мира и России, на высокие образцы и к ним стремиться — тогда у него будет результат.

— Вы считаете, что искусство должно быть элитарным, чтобы к нему был  доступ только у избранных? Нет ли в этом некоторой надуманности?

— Конечно, элитарным! Искусство – это не музыка, которую можно слушать, не имея подготовку, не обязательно понимать, а просто получать удовольствие, а живопись, в основном, не для удовольствия — это философия, это сложный вид не всегда понятный всем. Конечно, есть приземленная живопись, понятная всем. Но есть сложная живопись: символическая, сюрреалистическая, абстрактная и так далее, не буду все перечислять. Если художнику дано от Бога дерзать, почему он должен от этого отказаться?

— Получается, чтобы понимать живопись, нужна хотя бы минимальная подготовка?

— Да, в больших городах есть зритель, потому что там живут такие традиционные семьи, у которых есть библиотеки, и даже оригиналы картин. Но здесь провинция, только сейчас начинают обращать внимание на живопись. Многие уже вешают в своих квартирах картины и это хороший процесс.

шал5

— Если к нам привезут выставку Караваджо, то она не найдет здесь своего зрителя?

— Зрителя найдет. Караваджо традиционный уже, устоявшийся. Но, допустим, Сальвадора Дали привозили сюда. У него необычные картины и здесь даже художники критиковали его. Это выдающееся достижение, необыкновенные ракурсы, фантастический рисунок, острая выдумка и широкая тематика!

шал4

Наши выпускники, такие как Тимур Плиев, Тея Келехсаева, Вадим Тедеев работают в осетинской манере живописи уже в Москве. У нас есть выпускники, которых можно выставлять за границей. Наташа Абаева, допустим, сейчас занялась эмалью, в Венгрии была удостоена Гран-при, красиво стилизует, работает декоративно, живописно.

— Обязательно ли художнику получать образование в различных школах живописи, чтобы творить?

— Обязательно! Когда ты не владеешь профессией на достаточном уровне, не хотел учиться, то это видно. Видно по работам, когда художник недостаточно образованный. Здесь в Осетии можно стать известным, но этого недостаточно. Известным ты должен стать хотя бы в рамках России.

шал3

Где художнику лучше всего творить, нужно куда-то уезжать или оставаться здесь?

— Художник должен жить со своим народом, потому что родина питает его силами, корнями своими. Молодой художник, если окажется где-то далеко, может потеряет самобытность. Осетия взрастила достаточно художников, и они здесь прекрасно работают — значит, есть среда, и они должны работать здесь. Как говорит известный художник Михаил Шемякин: «У молодого российского художника должны быть средства, чтобы он ездил в Париж и ходил по галереям». Почему в Париж? Потому что там рождаются стили. А вот абстракция, наиболее левое течение в искусстве, возникла в России, и на этой основе сейчас весь авангард строится. И, кстати, мне кажется, Кандинского, основоположника абстракционизма, никто еще не превзошел. Во Франции и Германии идет основная галерейная работа. Французы говорят так: «Если ты в Париже прославился – значит, ты прославился на весь мир».

шал6

— Бывает, что творцы, будь то художники, кинорежиссеры или музыканты, говорят, что они делают свои произведения для себя, не ожидая признания, обратной связи. Что такое признание для художника и лично для Вас?

— Конечно, признание – это очень хорошо, никому не помешает. Но если нет признания, то не нужно суетиться. Если тебя не признали сегодня, может, завтра признают. Художник, если он действительно образованный интеллектуал, понимает, чего он стоит, поэтому для него признание или непризнание ничего не значит. Художник не ради признания работает и не ради денег. Художник работает, потому что не может не работать. Как говорил Платон: «Не поэт творит, а творит Бог, который вселяется в него». Если художник сидит в провинции, никуда не ездит, ничего не смотрит, то он развивается медленно. Чтобы чего-то добиться, нужно ставить широкую программу и высокую цель.

шал2

— Как Вы думаете, в чем миссия Вашей живописи? У Вас есть какой-то посыл человечеству, который Вы хотите передать с помощью живописи?

— Человечество – это громко сказано! В мире хватает великих художников. Когда я начинал в детстве рисовать, с трех лет же я рисую, какие у меня могли быть мысли? Хотелось рисовать. Я же ни о чем не думал, просто рисовал, а потом понял, что нужно выучиться, чтобы добиться такого уровня, который я видел в музеях. Где научиться? Выбрал Ленинградский институт имени И.Э.Репина, туда я и поступил. Было желание научиться мастерству, профессионализму. Профессиональная живопись дает нашему народу, наверное, какую-то пользу. Если я выставляюсь в Москве, допустим, и мои картины звучат – значит, звучит Осетия. Соревнование идет не только в спорте, но и в живописи.

шалв

Альбина Джиоева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ
18.07.2019

Во Владикавказе прошел дипломный спектакль студентов 4 курса актерского отделения факультета искусств «VI персонажей в поисках автора»

Возрожденная «Алания» проиграла дебютный матч

Министр имущества про разрушающиеся объекты, участки для многодетных и нехватку пастбищ

За предпринимателями денно и нощно начал следить «большой брат»

12.07.2019

На бывших руководителей СОГМА заведены уголовные дела, сумма ущерба составила 86 млн

«Алания» вернулась. И стремится в элиту

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: