Шесть персонажей в поисках автора

18.07.2019 Gradus Pro

Во Владикавказе прошел дипломный спектакль студентов 4 курса актерского отделения факультета искусств «VI персонажей в поисках автора» по пьесе Л. Пиранделло.

Произведение итальянского драматурга чрезвычайно сложно для постановки, тем более столь молодым коллективом, однако студенты успешно справились с поставленными перед ними задачами. Текст был переработан и сокращен, но сложная концепция драматурга осталась сохранена.

В пьесе Пиранделло придает «персонажам» (созданиям фантазии) статус, равный со статусом «реально существующих» актеров; тем самым он уравнивает в правах реальность физического мира и реальность воображения. Автор вовлекает зрителей в игру «реальность-фикция», постоянно переворачивая театральные приемы, разрушая иллюзии и опрокидывая ожидания зрителя.«Отыграть» это можно было по-разному. Что зритель и увидел.

Особенно хочется выделить роль Отца – многогранное и глубокое воплощение Владислава Сотникова. Студенту удивительно емко удалось передать полярные свойства человеческой натуры,в его воплощении персонажа моральное обнажение мелких и постыдных страстишек перерастает в глубинные экзистенциальные переживания. В. Сотников был чрезвычайно убедителен в представляемом образе, эмоционален и философичен одновременно.

Роли Матери (Вадим Лиман), Падчерицы (Инна Рябчикова), Сына (Георгий Валиев) приближены к «маскам».

В. Лиман воплотил образ несчастной женщины, жертвы поведения близких, слабой, неспособной ни проявить характер, ни отстоять интересы самой себя и/или собственных детей. Женский образ оказался по плечу студенту мужского пола. В современном театре подобнаятравестия, как правило, связана со стихией комического. Студенту же удалась трагическая нота, однообразие и «наигранность» которой (исходящие из интерпретации образа) начали вызывать у публики раздражение и желание что-то изменить в драме Матери и четверых ее детей.

Одну из возможных граней несчастной женской судьбы – образ падшей женщины – воплотила И. Рябчикова. Падчерица в ее исполнении – это внешне развязная, огрызающаяся, но все же покорная жертва тех обстоятельств, которые предуготовили и зацикленные на себе родители, и окружающие люди, общество.

Сын в исполнении Г. Валиева – почти бессловесный, но «ярко» молчащий персонаж. На его лице-«маске» застыли нарочитое равнодушие, презрение, высокомерие, за которыми студенту удалось показать трагедию происходящей «обыденной» драмы.

По другую сторону (весьма условную) от героев-«персонажей» оказываются «реальные» лица: Директор (С. Тедеев) и Зав. труппой (Т. Гуцаев).

Образ С. Тедеева становится «нитью», которая связывает всех персонажей пьесы. Герой же Т. Гуцаева распадается на два. В профессиональном существовании «реальных» персонажей у Зав. труппой весьма ограниченная роль: всем заправляет Директор – как в жизни театра, так и в рождающейся на глазах постановке (той самой, которая «театр в театре»). Образ Директора серьезен, если поначалу персонаж не готов вершить судьбы всех участников «внутреннего» театра, то потом согласен на роль Автора (чуть ли не бога локального масштаба).

Зав. труппой в этой системе координат уготована весьма скромная роль, Т. Гуцаев воплощает подобострастный и малозаметный образ, скорее, «мыши», чем индивидуальности. Тем неожиданнее смотрится он же в роковой роли «зав. труппой». Судьбы тех самых VI персонажей – Мадам Паче («лица, впоследствии исключенного», как отмечает в пьесе Л. Пиранделло). «Вульгарное правдоподобие» этого, диаметрально противоположного предыдущему, образа Т. Гуцаев передал броско и неожиданно.

Основные темы пьесы – связи и противоречия между реальностью и воображением, искусством и жизнью, а также трагедия навязанного образа, «маски». Студенческий коллектив во главе с педагогом Александром Битаровым убедительно подвел зрителя к идее относительности названных категорий. Этому немало способствовали сценический минимализм, игра со светом и тенью, использование киноматериалов с участниками спектакля на экране, установленном на сцене, а главное – размытие границы между сценой и залом. Использованному Пиранделло приему «театра в театре»содействовали также студенты 2 и 3 курсов факультета: и участники спектакля, и – одновременно – активные «зрители».

Таким образом, и текст Пиранделло, и его интерпретация А. Битаровым и выпускниками факультета искусств весьма красочно воплотили известные строки В. Шекспира:

Весь мир – театр.

В нём женщины, мужчины – все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Автор Оксана Кравчук

Фото Вадим Панченко

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ
26.02.2020

Полицейские раскрыли резонансное убийство в Алагире

19.02.2020

Открытое письмо Прокурору республики Александру Морозову

18.02.2020

Впервые осетинка попала на обложку всемирно известного журнала

17.02.2020

Сборы для маленькой Арнеллы превысили 15 миллионов рублей

14.02.2020

На начальника Управления архитектуры и градостроительства АМС Владикавказа могут завести уголовное дело

Алагирцы жалуются на мусор, отсутствие воды и плохую больницу

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: