Степанцминда

Монаха Степана Пицхелаури сменил мохевец Казбек Чопикашвили, а объединяет их прекрасное место у подошвы горы Казбек

Казбекский подъем Дарьяла заканчивается у селения Гергети небольшой искусственно насаженной в 70-х годах прошлого столетия рощей.

Раньше здесь находился памятник А. С. Пушкину. Но в 90-х годах его демонтировали «для реставрации» и забыли вернуть на место. Каменные ступени и бетонный постамент еще живы.

foto-1

П. Логинова Памятник А. С. Пушкину 1977г. В. Майоров Роща А. С. Пушкина 2017г.

Переехав по мосту на правый берег Терека, попадаем в центр Казбегского муниципалитета (находится на территории исторической области Хеви) Грузии поселок Степанцминда.

В XVIII в. область Хеви входила в Арагвское княжество (эриставство). В дальнейшем она выделилась в самостоятельную область и разделилась на ряд районов (моуравств), среди которых первую роль играло моуравство Эдо с центром Степан-Цминда.

Степанцминда расположен на высоте 1747 метров над уровнем моря, в 1921 г. поселок был переименован в Казбеги, и являлся центром одноименного района Грузинской ССР. В настоящее время поселку возвращено его историческое название.

Его жители — мохевцы — горцы-грузины, обитатели ущелья Хеви. По преданию, сохранившемуся у мохевцев, ранее они проживали в поселке под горой Куро.

foto-2

В. Майоров п. Степанцминда

Однажды во время сильного ливня с этой горы ночью пошел мощный селевой поток. Первым беду заметил монах местной церкви Степан Пицхелаури. Не растерявшись, он поднял церковным колоколом тревогу, чем  дал возможность односельчанам спастись. Поселение, имущество, скот были смыты с лица земли. После стихийного бедствия спасшиеся жители основали новый аул в более безопасной местности, там, где расположено современное селение, дав ему имя святого Степана — Степан-Цминда. Так, спасенными было увековечено имя своего Спасителя Степана Пицхелаури.

С древних времен у мохевцев сохранялся общинный строй. Отдельные районы управлялись выборными старшинами. В конце XVIII в., во время установления дружественных отношений между Россией и Грузией, старшиной в Хеви был весьма влиятельный и энергичный мохевец Казбек Чопикашвили. Он оказывал услуги русским войскам при постройке мостов через Терек, снабжал их продовольствием и транспортом. Как награду за услуги Казбек Чопикашвили получил дворянство и чины и был награжден орденами. Селение стало называться Казбеги, а гора Мкинвари (Ледяная) — Казбеком. Есть и другая версия происхождения этого названия. Согласно ей, название Казбеги связано с наименованием должности казибегов — местных пограничных начальников. В их обязанности входило наблюдение за исправностью дорог и мостов, обеспечение путешественников подводами, носильщиками и другими услугами, а также защита Дарьяльского прохода — важнейшего стратегического пути в Грузию. Поэтому у русских это селение было более известно под названием селения казибегов. В дальнейшем это название дало фамилию династии князей, проживавших в этом районе, — Казбеги1.

foto-3

В. Майоров Старинный фонтан в п. Степанцминда.2017г.

«Деревня Казбек находится у подошвы горы Казбек и принадлежит князю Казбеку. Князь, мужчина лет сорока пяти, ростом выше преображенского флигельмана. Мы нашли его в духане (так называются грузинские харчевни, которые гораздо беднее и не чище русских). В дверях лежал пузастый бурдюк (воловий мех), растопырив свои четыре ноги. Великан тянул из него чихирь и сделал мне несколько вопросов, на которые отвечал я с почтением, подобаемым его званию и росту. Мы расстались большими приятелями»2, — писал А. С. Пушкин.

Речь идет об отце Александра Казбеги, князе Михаиле Казбеги. С ним А.С. встречался дважды. На обратном пути из Персии, поэт подарил князю турецкий ятаган с монограммой «А.С.П.» и небольшое издание «Кавказского пленника», вместе осматривали казбегскую церковь и разговорились по душам. На вопрос А.С. – «почему князь не едет в армию, где получил бы скоро чин, — князь ответил ему: «Знаете, господин, умрут и прапорщик, и генерал одинаково, не лучше ли сидеть дома и любоваться этой картиной?»- указывая рукой на горы. «Да, ваша правда, князь, добавил А.С.  — Если бы эта деревня была моя, и я бы отсюда никуда не поехал»2. Видимо, отсюда и последние строчки в стихотворении о монастыре – «Туда б в заоблачную келью,

В соседство бога скрыться мне!..».

foto-4

В. Майоров Вид на Казбек из п. Степанцминда 2017г.

Во времена «Путешествия в Арзрум» дорога сюда проходила по правому берегу р.Терека и перед селением её пересекала Бешеная балка – ущелье, начинающееся на крутом склоне массива Куро-Шино, у подножья которого и расположен город. А. С. Пушкин описывает две встречи с этим ущельем. По пути в Тифлис  он заметил, что овраг «совершенно сух и громок одним своим именем». На обратном же пути он писал: «… овраг, наполнившийся дождевыми водами, превосходил в своей свирепости самый Терек, тут же грозно ревевший. Берега были растерзаны: огромные камни сдвинуты с места и загромождали поток»2.

foto-5

В. Майоров. Массив Куро и Бешеная балка. 2017г.

На склонах Бешеной балки и в настоящее время сходят селевые потоки, которые могут произвести сильные разрушения. Разрушение грозило Военно-Грузинской дороге в августе 1953 г. Дождь лил целую неделю; в ночь с 16 на 17 августа сначала забушевал Терек, а потом его притоки. Грохот от перекатываемых ими камней был такой сильный, что земля содрогалась, как при землетрясении. Вынесенные из Бешеной балки камни, песок и глина образовали плотину, перегородившую русло Терека и его правого притока – р.Чхери. Вода поднялась на высоту около 10 м, затопила мосты и подбиралась к домам в Казбеги. Однако вскоре плотина была прорвана, и наводнения не произошло, но полотно Военно-Грузинской дороги было размыто на значительном протяжении, а мосты через Терек сорваны.

В настоящее время Военно-Грузинская дорога до г. Степанцминды проложена по левому берегу Терека. И только перед самым городом по мосту переходит на правый берег.

В 1877 г. при постройке Военно-Грузинской дороги в Казбеги найден могильник бронзово-железного периода (VI-V века до нашей эры). Особый интерес представляют серебряные сосуды, дно которых украшено орнаментом с изображением лебединых голов, мелкие бронзовые скульптуры людей и животных, а также браслеты, серьги и т.д. — всего 200 предметов. Часть утвари из этого клада хранится в Государственном историческом музее в Москве, другая — в Государственном музее Грузии. На левом склоне долины реки в это же время были найдены пять женских скелетов в полном боевом снаряжении1. Эти находки интересны тем, что подтверждают свидетельства древних историков, что горы между Тереком и Арагви были когда-то местом пребывания амазонок.

Первым эти сведения записал на Кавказе Якоб Рейнеггс, служивший при царе Грузии Ираклии XI. Но не все считали его вполне достоверным автором, и в 1797-1798 годах сюда отправляется один из крупнейших исследователей конца XVIII — начала XIX веков граф Ян Потоцкий. В своих трудах он подтверждает существование кавказских амазонок. О женщинах-воительницах, живших когда-то на Кавказе, говорит еще один исследователь XIX века, геолог, натуралист, археолог Фредерик Дюбуа де Монпере3. Об этом же говорят найденные вместе с захоронениями мелкие предметы, датируемые IV-VI веками — золотые серьги и ожерелья, а также пуговицы с искусно сделанным изображением всадника и птицы.Многие из этих экспонатов в настоящее время хранятся в музее, который расположен в родовом доме князей Казбеги.

foto-6

В. Майоров Дом-музей Казбеги 2017г.

Большой раздел музея посвящен Александру Казбеги (1848-1893гг.).

В 1866 г. умер его отец, который оказался настолько разоренным, что в доме не оказалось денег на его похороны. Некогда богатая семья стала испытывать острую материальную нужду. С помощью матери Александру Казбеги все же удалось поехать в Москву для продолжения учёбы. Поступив вольнослушателем в сельскохозяйственную академию, он учился очень прилежно, с увлечением, читал много книг на русском и французском языках. Юноша мечтал о том времени, когда получит высшее образование и «войдет со славой в ворота Грузии — Дарьял». Однако исполнению этой мечты воспрепятствовала непосильная для студенческого кармана расточительность, которую А. Казбеги проявил в светских салонах Москвы. Вскоре он убедился в том, что одни только развлечения не являются ещё полной свободой, а тем более настоящим счастьем. В 1870 г. Александр Казбеги вернулся на родину больной от беспорядочной жизни. Унаследовав от отца большое, но разоренное хозяйство, освободил крестьян от податей, и вскоре, отказавшись от положения властительного феодала, ушёл в горы, пастушествовал 7 лет, вёл жизнь, полную лишений, глубоко узнал обычаи и законы общины. С 1879 года жил в Тифлисе, работал в газете «Дроеба».

В своих произведениях Казбеги описывал жизнь горцев, одной из его главных тем был конфликт личности и традиционных общественных норм.

Роман «Отцеубийца» был любимой книгой Иосифа Джугашвили, который (по одной из версий) взял себе партийную кличку Коба по имени главного героя – разбойника, любителя жестокости и мести.

В 1881 в газете появился роман К. «Элгуджа», в котором созданы полные драматизма образы мужественных горских крестьян, борцов за свою честь и свободу. Роман имел большой успех. Тираж отдельного издания романа «Элгуджа» был конфискован полицией и сожжён. Вслед за ним были опубликованы повести: «Элисо» (1882), «Отцеубийца» (1882), «Цико» (1883), «Отверженная» (1884), «ХевисбериГоча» (1884), «Пастырь» (1885) и др. Все произведения А. Казбеги написаны с 1880 по 1886. Он разоблачал беззакония царских чиновников и феодалов, создавал героические образы благородных и мужественных крестьян. А.Казбеги перевёл на грузинский язык «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Ромео и Джульетту» У. Шекспира, стихи М. Ю. Лермонтова и др.

Лишения и преследования привели А. Казбеги к тяжёлой душевной болезни. Умер в одиночестве и нищете4.

foto-7

В. Майоров Памятник Александру Казбеги 2006г.

Настанет день — воспрянут

Сыны гнетущей доли,

Полны одним стремлением,

Одной движимы волей.

Как гром меж туч прорвется

Людей негодованье,

И рухнут вековые

Дома до основанья.

В ограде дома находится старая фамильная церковь, построенная в царствование Александра I, о чем свидетельствует надпись над входом. Выше нее фронтон церкви украшен профильной резьбой по камню — чукуртмой. Перед церковью — могила отца писателя, за церковью — могила матери. Рядом с оградой музея находится могила Александра Казбеги.

foto-8

В. Майоров Памятник на могиле А. Казбеги. Храм. 2017г.

foto8b

В. Майоров Интерьер Храма. На старом купольном кресте следы от пуль гражданской войны. 2017г.

В верхней части селения расположен горный дизайнерский отель, построенный в 2014 году «RoomsHotelKazbegi», который входит в первую сотню лучших отелей мира. Кто желает ознакомиться с ним – перейдите по ссылке5.

И еще одна достопримечательность характерна для Спепанцминды.

«Выехав из Орджоникидзе, часа через два я стоял возле хинкальной в Казбеги и глядел на карту-путеводитель „По Военно-Грузинской дороге“. Там помещалась картинка „Вид на Казбек из села Казбеги“. Село было, горы — нет. Все остальное на месте: склон слева, склон справа, на склоне слева — храм. Между ними должен быть Казбек, но нету. Посмотрел на год издания путеводителя и пошел в хинкальную.

Там оживленные люди кричали, размахивали руками, выхватывали с тарелок большие бараньи пельменины, вцепившись щепотью в тестяной узелок, осторожно откусывали, чтобы не вытек пряный, на травах, бульон. На тарелках хинкали были не видны, засыпанные плотным слоем черного перца, который стоял на каждом столе в винных бутылках. Заказав и себе, я снова вышел, на что-то надеясь. Гора слева, гора справа, на горе слева храм, а между ними — огромный кусок рафинада. Ослепительно белый искрящийся Казбек»6, — писал в 2003г. известный путешественник и эссеист Вайль Петр.

«Надо сказать, что хинкали в Грузии — не просто еда, а почти такой же ритуал, как вино. Хинкали — это действительно большие пельмени, но лихо закрученные кверху. С этой едой надо уметь обращаться, и эстетствующим людям в хинкальной не место. Если сразу жадно откусить, то бульон придется отстирывать с соседей по столу. Хинкали нужно обильно посыпать перцем, взять рукой за узелок вверху, надкусить тесто, выпить бульон и уже потом наслаждаться фаршем со специями и зеленью. Когда в пальцах останется зажатым один лишь узелок, его надо аккуратно уложить на тарелку и взять следующий пельмень. Грузинские мужчины соревнуются друг с другом не только в количестве выпитого вина. Поедание хинкали на скорость или количество — еще одна национальная забава. Есть даже такая традиция, что как только на столе появляется блюдо с хинкали — необходимо сказать тост за ушедших, ведь они тоже любили собраться в шумной компании и выпить именно под эту закуску. Вхолостую, без водки или пива, есть хинкали просто неприлично. Сидеть под такую закуску можно долго, и когда хинкали остынут, надо попросить их поджарить. А остынут они непременно, ведь прийти в кафе и заказать пять хинкали (порция вполне достаточная) — стыдно. Хинкали едят десятками, и каждый грузин может похвастать, что в молодости на спор съел 30-40-50 штук. Мой скромный рекорд уместился на небольшой тарелочке. Наверное, я бы осилил и штук 15, но это было бы уже откровенным насилием над собой. Удивительно, но в Казбеги нам подали хинкали не с бараниной.

Удивительно потому, что эта самая баранина, причем курдючная, здесь водится в невероятных количествах.

foto-9

Фото П. Логиновой. Центральная площадь п. Казбеги 1980-е годы.

Блеющие стада то и дело перекрывают проезжую часть — прямо как в Украине перед выборами. Кстати, о выборах: курдюк по-грузински называется «дума». И боюсь, что я уже никогда не смогу всерьез воспринимать словосочетание Российская Государственная Дума»,- продолжил в своем журнале Dexter7 в 2010-м.

На этой кулинарной ноте мы и покинем центр Казбекского муниципалитета п. Степанцминду. Впереди – Долина Хеви с ее уникальными селениями и видами.

———————————————————————————

1http://stepnoy-sledopyt.narod.ru/geologia/evgd/iz_istorii_vgd.htm

2 А. С. Пушкин «Путешествие в Арзрум»

3http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20907/episode_id/217952/video_id/217952

4http://velib.com/biography/kazbegi_aleksandr_mikhajjlovich/

5http://klimat.livejournal.com/197472.html

6 Вайль Петр «Карта Родины» ЕРМОЛОВСКИЙ КАМЕНЬ

7 http://journeye.com/georgia/voenno-gruzinskaya-doroga/.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ

Главное с Антикоррупционного форума: порочные госказупки и «элитное» питание

В смерти двухлетнего мальчика не могут разобраться 7 лет

ММАшники Северной Осетии просят огня

16.10.2017 Gradus Pro

Полет дизайнерской мысли во Владикавказе скрывают от излишней скромности и чрезмерной халатности, и только «Сердце столицы» открыто и горячо

Битаров испытал в Моздокском районе целую гамму чувств

Дмитрий Анатольевич, благословите, мы нашли за что держаться — биоэтанол

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: