Студентов маленький оркестрик

Попробуем рассуждать, отталкиваясь не от пьесы Жана Ануя «Оркестр», а от спектакля по этому произведению, поставленного студентами 4 курса факультета искусств СОГУ под руководством режиссера Александра Битарова. То есть исходить будем не от поставленных перед молодыми актерами задач и целей, а от того, что у них получилось в результате длительных и мучительных усилий.

Спектакль женский, он наполнен и даже переполнен огромной любовью к женщине как к типу существ, обитающих на Земле, причем, совершенно особенному типу, не имеющему практически ничего общего с мужчинами в области психологии восприятия окружающего мира, осмысления его, взаимодействия с ним. Авторы и создатели отнеслись к женщине с великим сочувствием, с жалостью, в лучшем понимании этого слова. Они показали, как хрупка и подвижна женская суть, как трогательно и нежно ее устройство, как легко и просто, почти без усилий, походя, погубить ее, уничтожить, сломать, а потом упиваться победой над ней. И не без усмешки наблюдать за тем, как она пытается выкарабкаться из того глубокого и страшного подземелья, в которое ее забрасывает судьба. Часто руками мужчин.

Все это – главное в спектакле. Остальное – производное. Так мне показалось. И ниточки, протянутые режиссером к величайшим женщинам истории, например, к Эдит Пиаф и Мерилин Монро, только усиливают это впечатление.

Хочется говорить о женщинах, поэтому расправимся сначала с мужчинами, чтобы они нам не мешали. Хороши черти! И официант (Хетаг Дарчиев), владеющий одним из самых могущественных средств мужского обаяния – танцем; и загадочный, циничный, властный, даже отвратительный в своей бесчувственности хозяин заведения (Ацамаз Васильев), который скуп в движениях и словах (здорово и ярко сделана эта эпизодическая роль); и шикарные мальчики, являющиеся обманчивой, но завораживающей зрителей, а особенно зрительниц, отрадой и украшением любого современного шоу: пластичные, холеные, готовые носить женщин на руках (правда, только на сцене); и, безусловно, пианист (Станислав Кибилов), о котором надо сказать отдельно: он того заслуживает.

Во-первых, Станиславу пришлось сыграть как бы две роли (или двоих мужчин в одном флаконе, как гласит реклама). Один – недотепа, неряха, в штанах на три размера больше и на десять сантиметров короче, чем надо, страдающий от перхоти, с вечно грязным воротничком, нелепый и жалкий, всего боящийся… Второй – победитель! Из тех, что на белом коне (сейчас актуальнее на белом Мерседесе). Красавец и любимец женщин. Как он сам о себе говорит: «Я Бирон! Я Тиберий!» Роль не просто состоялась, сделана она великолепно, не по-студенчески, а очень по-взрослому, профессионально и зрело. Где надо – гротескно, где надо – тихо и мудро. Говоря языком оценок, отлично. И даже более того.

Кстати, заметим вскользь не об актере, а о персонаже, что мнимое преображение его (конечно, глубоко внутри он остался закомплексованным неудачником) произошло благодаря любви женщин: он умело воспользовался женскими слабостями, вырос и возгордился, но забыл поблагодарить в ответ. Как сказала когда-то героиня Нонны Мордюковой: «Хороший мужик, но не орел!» И это есть в роли: есть такое противненькое самолюбование, подозрительное самодовольство, закамуфлированная, но все равно очень заметная подлость. Вот так глубоко и тонко сыграл Стас. Может, оставить его на второй год, чтобы он подольше нас радовал  своим талантом? Нет, нельзя, он должен расширять аудиторию во все возможные стороны и направления.

Теперь о девочках. Только на первый взгляд они кажутся очень разными. Копнешь глубже – все почти одинаково несчастны. И главная причина, как ни крути, недостаток мужского внимания, недолюбленность.

Режиссер, что удивительно и похвально, для каждой из героинь придумал не только особую манеру говорить, одеваться, играть на музыкальном инструменте, но и ходить. У всех девочек – уникальные походки. И очень яркие, даже со спины не перепутаешь.

Девушки-оркестрантки четко делятся на пары.

Первая – две скрипачки: Патрисия (Зарема Зангиева) и Памела (Зарина Чельдиева). Обе обременены проблемами в виде родственников: одна – больной матерью, вторая – вполне здоровым ребенком. И обе выразительно, эротично, мастерски на протяжении всего спектакля пытаются самих себя, друг друга и зрителей убедить в том, что их жесткое и равнодушное отношение к близким вполне справедливо и основано на верных и допустимых принципах. Девочки сыграли именно не столько уверенность, сколько НЕуверенность в том, что их действия истинны, что их попытки какими-то материальными средствами (конфетами раз в неделю в одном случае и удивительной красоты платьем в другом) заглушить недовольство собственной совести имеют полное право на одобрение. Очень изысканно, даже как-то странно для таких юных и пока еще неопытных актрис.

Вторая пара отличается неравными отношениями между девушками. Одна набирается опыта, слушает, впитывает, задает массу вопросов. Это Леона (Анастасия Алехина). Героиня так молода и наивна, что ее подруга Эрмелина (Анна Нигколова), рассказывая о своих победах и поражениях, просто завораживает ее, не дает опомниться. Уверена, что Анну Нигколову особенно высоко оценят  зрители, сидевшие в первом ряду и попавшие в зону ее обаяния, буквально, напрямую. То, что она делала с ними, то, как она их очаровывала, не поддается описанию. Это и смешно, и красиво, и эротично, но главное – до предела смело. Храбрую исполнительницу роли Эрмелины, женщины, стремящейся быть неотразимой, прекрасной, зрители встречали и провожали аплодисментами прежде всего именно за раскованность, незажатость, но в роли есть очень важный нюанс, который нельзя не отметить. Героиня любуется собой ежесекундно: она достаточно фальшива, она не умеет быть естественной. Такое ощущение, что когда она утешает подругу, то думает: «Ах, как чудесно я ее утешаю». Когда рассказывает о чем-то, в ее голове крутится: «До чего же я хороша в своем алом платье, до чего здорово я рассказываю…» И так далее. Эта фальшь, «ненастоящесть» передана мимикой: пошлыми морганиями, хлопаньем ресниц, поджиманием губок и неестественной, вычурной, ломаной жестикуляцией.

И последняя пара, весьма условная. Это руководительница оркестра (аккордеон) мадам Ортанс (Ольга Земерова) и виолончелистка Сюзанна (Камилла Моргоева).

Мадам в большой степени скопировала манеры и ужимки Мерилин Монро, но тем ярче и острее были видны ее жестокость и рациональность, которые достаточно наивной Мерилин не были свойственны. Снова двойное дно и снова успех актрисы в попытке донести до зрителя две вещи: то, чем является героиня на самом деле, и то, кем она хочет казаться. Красивая роль, зрелое и вдумчивое исполнение.

А Камилла Моргоева – выше всяких похвал. В ее роли есть много моментов, в которых приходится совмещать актерскую игру с пантомимой, танцем, пластическими скетчами. Трудно сказать, легче или сложнее было студентке в своей работе над образом использовать эти элементы актерского мастерства, но то, что они ей, в конечном итоге, помогли, несомненно. Камилла хорошо владеет мимикой, ее лицо создано для крупных планов, поэтому миниатюрное пространство импровизированной сцены, почти лишенной декораций, было на пользу роли. Нельзя не поверить в искренность навзрыд и насмерть отчаянной любви Сюзанны, в ее истерики на почве ревности, в ее самоубийство, наконец.

Особенно хороши танец Сюзанны и Леона; изображение часов, которые не совпадают по ходу и ломают друг друга; сумасшедшей выразительности жест, когда рукой-смычком героиня «пилит» шею-струну, как бы предвосхищая гибель, и многое другое.

И еще о нескольких достоинствах экспериментального, даже авангардного  спектакля молодого режиссера.

Потрясает музыкальность происходящего на сцене: и фон, и танцы, и игра оркестра (живьем, между прочим, не под фонограмму).

Студенты играют на очень маленьком пространстве в непосредственной близости от зрителей, преград между теми, кто смотрит, и теми, кто играет, нет. Насколько мне известно, это самое некомфортное для актеров (они еще студенты!) расположение зрителей. Но режиссер поверил своим подопечным, очень рискнул и… выиграл. А вместе с ним выиграли студенты 4 курса, факультет искусств, университет, который не просто может, а должен гордиться своими питомцами, и, конечно, зрители.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ

На что потратят республиканские деньги в ближайшие три года

06.12.2018 Gradus Pro

Полицейские экипажи больше не патрулируют Проспект Мира

Архитектуру решили лечить новой комиссией

05.12.2018 Gradus Pro

«Электроцинк» и Росприроднадзор продолжают судиться из-за отходов

04.12.2018 Gradus Pro

Следствие не подтвердило факт пыток Владимира Цкаева, убитого в полицейском участке

Власти Владикавказа поссорились из-за скандальной высотки

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: